Posted 29 мая 2020,, 07:00

Published 29 мая 2020,, 07:00

Modified 2 марта 2023,, 16:10

Updated 2 марта 2023,, 16:10

«Москва не резиновая». Пермские обманутые дольщики требуют действий и ответов от местных властей

29 мая 2020, 07:00
Татьяна Зырянова
Долгострой на улице Кировоградской должны были сдать в 2016 году, и именно тогда работы на объекте фактически остановились. Но застройщик ушел в банкротство только в 2019 году. Обманутые дольщики возмущаются ответами пермских властей о том, что судьба долгостроя решается на федеральном уровне, считают, что местные власти должны активизировать работу по достройке и выплате компенсаций.

Александр, один из обманутых дольщиков, в августе 2015 года купил за 2,6 млн рублей двухкомнатную квартиру в строящемся доме на ул. Кировоградская, заплатил 1,5 млн рублей первоначального взноса, до конца 2016 года внес оставшуюся сумму. Квартиру он должен был получить в 2016 году, но купленного жилья так и не дождался.

По словам дольщика, застройщик — ЖСК «Правый берег» — снизил темпы строительства еще в конце 2016 года. «В 2017 году, — вспоминает Александр, — можно было увидеть пару бригад, а в 2018 году там и вовсе два Ивана работали». Несмотря на серьезный срыв сроков сдачи дома до 2018, застройщик не признавал себя банкротом и обещал достроить дом.

Дольщица Юлия Докучаева рассказала Properm.ru, что они буквально сразу, как увидели замедление темпов строительства, обратились в прокуратуру Кировского района. В прокуратуре же три раза встречались с представителями застройщика. «На этих заседаниях все его спрашивали, вы будете банкротиться или строить?! Застройщик всех уверял под протокол, что он очень быстро все достроит», — рассказала Юлия. В СМИ застройщик пытался объяснить срыв сроков сдачи дома проблемами с подключением отопления и конфликтом с «Пермской сетевой компанией» (ПСК), но, как пояснили Properm.ru в ПСК, и как выяснили сами дольщики, тепловики готовы были дать отопление, а у застройщика к принятию тепла ничего готово не было («в 2017 году застройщик направил в ресурсоснабжающую организацию письмо о неготовности к приему теплоносителя»). «Обманывал он нас, вот и всё», — комментирует Юлия Докучаева.

В конце 2018 года Госстройнадзор уличил ЖСК «Правый берег» в нецелевом расходовании 38 млн рублей. Проверяли две организации, которыми руководил Андрей Мехоношин - ООО «А-система» (компания строила дом по адресу Юнг Прикамье, 14) и ЖСК «Правый берег». Материалы проверки направлены в прокуратуру. У «А-система» выявлено нецелевое расходование средств в размере 10 млн рублей. Уголовное дело в отношении председателя правления ЖСК «Правый берег», директора генерального подрядчика ООО «А-Технология» Андрея Мехоношина было возбуждено летом 2019 года. Что сейчас с делом, дольщики не знают. Журналист Properm.ru направил запрос в ГУ МВД РФ по Пермскому краю.

Летом 2019 года ЖСК «Правый берег» обратился в арбитражный суд с иском о признании его несостоятельным (банкротом). Было открыто конкурсное производство. «По сути он под давлением дольщиков и прокуратуры, подал на банкротство. Если бы мы не предпринимали никаких действий, он до сих пор бы водил всех за нос», — говорит Юлия Докучаева.

Обманутых дольщиков удивляет, почему застройщику продляли разрешение на строительство для ЖСК «Правый берег», если дом фактически не строился? «Как нам позже объяснили на одном из собраний, застройщик предоставлял документы не в полном объеме, с огромными задержками», — поясняет Юлия Докучаева. «Они что, не могли сразу прекратить это, не продлять разрешение на строительство?» — удивляются дольщики. В министерстве строительства Пермского края Propеrm.ru пояснили, что продлением разрешения на строительство занимается муниципалитет, то есть администрация Перми. По всей видимости, у них не было формальных причин не продлять разрешение на строительство.

С судебным процессом по делу о банкротстве тоже возникли проблемы. «Сначала нам не могли подобрать арбитражного управляющего, — говорит Александр, — никто не хотел идти на нашу стройку. И нет такого закона, чтобы обязать их это сделать. В итоге мы начали обзванивать всех напрямую, договариваться. Один назвал сумму оплаты в полмиллиона рублей, второй сказал, что не пойдет, третий сказал, что готов идти за 30 тыс. рублей, но чтобы оплатили командировочные (он из Краснодара)». С третьмим арбитражным управляющим, согласным на зарплату в 30 тыс. рублей, договорились, он принял дела, прошло полгода, стройка все так же стояла. Поменяли арбитражного управляющего на пермского, рекомендованного министерством строительства.

Александр, дольщик:— Новый арбитражный управляющий реестр кредиторов закрыл. Нас в курс дела никто не ставит. Неизвестно, в каком направлении мы идем, когда решится вопрос. Мы считаем, что по закону, с того момента, как началось банкротство по нашему дому, в течение шести месяцев должны были решить: достройка дома или выплата компенсации. Но министерство строительства и фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства так не считают.

Дольщики уверены, что решение по их дому давно должно быть принято. Люди, оставшиеся без жилья и денег, винят местные власти в затягивании сроков, в нарушении закона. «По закону в течение полугода с момента признания застройщика банкротом и открытия конкурсного производства должно быть принято решение о достройке дома или выплате компенсаций дольщикам», — поясняет Александр. Действительно, в статье 213 федерального закона №151 есть это требование.

В случае с долгостроем на Кировоградской, 70 полгода давно прошли. Но конкретного решения нет. В апреле 2020 года, по словам дольщиков, федеральный фонд запросил у регионального министерства строительства документы по дому, минстрой пообещал до 1 июня предоставить пакет документов в полном объеме. «Мы изучили законодательство, — говорит Александр, — и такое ощущение, что нам не договаривают или намеренно вводят в заблуждение. Министерство строительства Пермского края все время переводило стрелки на Москву, мол, там решат. Я понимаю, что Москва не резиновая, там своих дел полно, и нашими проблемами должны заниматься здесь, на региональном уровне».

Юлия Докучаева: — В других регионах нормально работает механизм с фондом. Наш фонд создан только в мае 2020 года, спустя почти год после рапоряжения Владимира Путина о решении проблем обманутых дольщиков. Мы считаем, что можно и нужно ускорить процесс принятия решений по нам на местном уровне.

По данным министерства строительства Пермского края, региональный Фонд защиты прав дольщиков создан, он был зарегистрирован 15 мая 2020 года. Устав регионального фонда утвержден. Директором назначена Наталья Иващенко, она же руководитель Пермского агентства по ипотечному жилищному кредитованию (ПАИЖК). Штатная численность фонда утверждена, сотрудников будут набирать. Средства на содержание предусмотрены законом о бюджете Пермского края.

Решение по дому на Кировоградской,70, как и по другим проблемным объектам, принимается федеральным фондом. Сроки принятия решения также устанавливаются «наверху». 134 участникам строительства минстрой предлагает дождаться решения федерального фонда. Со стороны Пермского края все запрашиваемые фондом документы и сведения, по данным министерства, уже направлены. ​

Права граждан могут быть восстановлены путем достройки или выплаты компенсаций за счет средств федерального фонда. В 2020 году из бюджета Пермского края в федеральный фонд будет направлено 453 млн рублей для софинансирования мероприятий, направленных на помощь дольщикам.

Еще один момент, который беспокоит дольщиков, это размер будущих компенсаций (если будет принято решение о выплате компенсаций, а не достройке дома). Построены все 18 этажей, по данным министерства строительства Пермского края (официальный ответ на запрос есть в распоряжении редакции Properm.ru) готовность объекта составляет 76%. Как сообщили дольщикам в федеральном фонде, размер компенсаций рассчитывается исходя из рыночной оценки объектов, при этом степень готовности дома тоже будет учитываться.

фотографии предоставлены дольщиками

"