Posted 26 мая 2020,, 07:03

Published 26 мая 2020,, 07:03

Modified 2 марта 2023,, 16:10

Updated 2 марта 2023,, 16:10

Застоявшаяся инфраструктура. В Перми нарастают проблемы с канализацией, светом и расселением жилья

26 мая 2020, 07:03
Олег Русских
Коллега-журналист пару лет назад мудро заметил, что в качестве подарка к юбилею Перми у федерального центра надо просить не театры, а новую канализацию, это городу много нужнее. За прошедшее время инфраструктурные проблемы Перми стали только острее, а делается для их решения явно недостаточно. Это подтверждают цифры из официального отчета о работе городской администрации в 2019 году, если смотреть на них в динамике и добавлять данные из доклада городской прокуратуры.

Состояние дел в инфраструктурных и строительной отраслях в городе, можно проиллюстрировать одной диаграммой из отчета Дмитрия Самойлова об итогах работы в 2019 году. Это динамика ввода жилья в Перми по годам. Мы видим сразу два снижающихся тренда. С небольшим отклонением в 2018 году последовательно за пять лет ежегодно сокращается общее количество новой жилплощади с 582 тыс. кв. м в год в 2014 году до 543 тыс. м в 2019. Отдельно стоит обратить внимание на части столбцов диаграммы, которые выделены серым цветом — это многоквартирные дома. По ним падение еще стремительней: с 521 тыс. кв. м в 2015 году до нынешних 426 тыс. кв. м, то есть на 18%.

Озабоченно по этому поводу высказывают не только бизнес или жители. Городская прокуратура в своем докладе о состоянии законности в Перми в 2019 году, тоже сформулировала замечания для администрации города:

«Вызывает озабоченность снижение темпов строительства многоквартирных домов. За последние 3 года количество действующих разрешений на строительство домов, а также введенных в эксплуатацию объектов снизилось практически в два раза (разрешений — с 208 по состоянию на 1 января 2017 до 132 по состоянию на 1 января 2020; введенных в эксплуатацию домов — с 77 в 2017 году до 37 в 2019 году)».

И еще одна цитата из доклада силовиков, которая хорошо иллюстрирует положение дел в отрасли:

«Администрацией города по-прежнему не искоренены административные барьеры при оказании муниципальных услуг по выдаче разрешительной документации на строительство многоквартирных жилых домов в условиях проблемной достройки объектов долевого строительства, а также значительного снижения темпов строительства жилья. В 2019 году торги в целях предоставления земельных участков для строительства многоквартирных домов не проводились».

На фоне этих цифр и данных, заявление из отчета Дмитрия Самойлова о том, что «в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда» реализуются мероприятия по стимулированию увеличения объемов жилищного строительства и вовлечения земельных участков в оборот в целях жилищного строительства» выглядит противоречиво и странно.

Вполне логичным продолжением тенденции можно считать и ситуацию с аварийным жильем Перми. Динамика здесь тоже не вызывает оптимизма. На 1 января 2019 года площадь жилых домов, признанных аварийными, составила 419,5 тыс. кв. м, что на 63,0 тыс. кв. м больше уровня предыдущего года. В свою очередь за 2019 год площадь аварийного жилья выросла на 49,1 тыс. кв. м до отметки в 468,5 тыс. кв. метров. Больше 20% прироста за два года. Увы, но все предпринимаемые меры пока не дают возможности даже сравняться с ежегодным ростом количества аварийных домов. По данным отчета в 2018 переселили около 2 тыс. человек (1,1 тыс. семей). В отчете за 2019 год эту цифру высчитать сложнее. Четко видны 813 переселённых семей, а также указано, что «оказание мер социальной поддержки способствовало улучшению жилищных условий 244 молодых семей, трех ветеранов Великой Отечественной войны, двух реабилитированных лиц, восьми ветеранов боевых действий, 13 инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов». Даже если мы суммируем все, то получим цифру близкую к показателям предыдущего года. При этом надо отметить, что площадь расселенного жилья в 2019 году много больше чем в предыдущем — 39,1 тыс. кв.м.

Впрочем, простите за цинизм, но сотня расселённых семей не сильно влияет на общую картину. Снова обратившись к данным прокуратуры можно увидеть ситуацию с другого ракурса:
«…действующие муниципальные программы охватывают расселение только 15203 граждан из 21 050 проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными; почти половина — 211,2 тыс. кв. м площади аварийного жилищного фонда не включена в программы расселения. Программа расселения аварийного жилищного фонда посредством заключения договоров о развитии застроенных территорий не реализуется. Не решена проблема признания непригодным для проживания жилищного фонда, фактически являющегося аварийным. На начало 2020 года непригодными для проживания признаны жилые помещения площадью более 53 тыс. кв. м, в указанных помещениях проживает 1330 семей».

Как вы думаете, насколько миллионный мегаполис Пермь снабжен благами цивилизации? И вот здесь цифры отчета мэрии дают нам удивительный ответ. В Перми 12,6% населения живет без централизованной подачи газа, 6,4% — без воды, 7,3% — без канализации. Можно подумать, что муниципальные власти предпринимают невероятные усилия, чтобы эту, в общем-то, позорную проблему решить в кратчайшие сроки. Но нет, по сравнению с 2018 годом обеспеченность по газу и воде изменилась на 0,1%, а по водоотведению — на полный 0. В отчете администрации это названо достижением планового значения целевого показателя. Про целевой показатель в отношении канализации хорошо знают жители Мотовилихи, которых заливает экскрементами, когда существующая система коллекторов не справляется с объемами прокачки из новых микрорайонов.

Реальные успехи достигнуты мэрией в деле дорожного строительства и ремонта. Если по итогам 2018 года 41,5% дорог Перми не соответствовали нормативному состоянию, то по окончанию 2019 года этот показатель сократился до 34,3%. 7% — это хороший рост, и опираясь на динамику предыдущих лет, но учитывая кризис, можно надеяться, что лет через 7–10 активных дорожных работ, дороги города все-таки приведут в порядок.

А вот что с уличным освещением. Чиновники уже многих поколений, разбирая ситуацию с темными, в буквальном смысле слова, углами города, не перестают вспоминать неудачную разбросанность Перми. Это действительно так, общая протяженность улиц, проездов, где нужно поставить фонари, приближается в нашем городе к 2 тыс. км. Другое дело, что процесс постройки новых сетей освещения в городе двигается не быстро. В среднем в год в Перми появляется от 30 до 40 км новых освещенных улиц (в 2018 году — 31,4 км в 2019 — 37,9 км).

По планам мэрии в предъюбилейный период 2019–2023 годов планируется построить сети наружного освещения общей протяженностью 189,95 км. То есть темпы не изменятся, и при существующей динамике (и, если город не будет расти) до полного света нам опять надо подождать лет десять.

И напоследок. Вот что прокуратура города заявила о проблеме бесхозных сетей, которая .возможно, стала причиной трагедии в гостинице «Карамель»:
«Мониторинг аварий, возникающих на коммунальных сетях, свидетельствует о необходимости незамедлительного принятия мер к оформлению прав на бесхозяйные участки. Несмотря на проводимую работу по оформлению прав на такие объекты их объем не уменьшается. Всего в городе более 55,5 км труб не имеет собственника. Только в 2019 году администрациями районов выявлено более 13 км бесхозяйных сетей, при этом процедура оформления прав инициирована только по трети из них».

А что сказано в отчете мэрии о трагедии в «Карамели» и проблеме бесхозных сетей? Ни слова.
И это, в общем-то, главный итог работы администрации Перми.

"