Posted 5 июня 2020,, 04:30

Published 5 июня 2020,, 04:30

Modified 2 марта 2023,, 16:10

Updated 2 марта 2023,, 16:10

Детская площадка за 800 млн рублей. Эспланаду в Перми обновят по ценам выше московских

5 июня 2020, 04:30
Олег Русских
Мэрия Перми начала поиск подрядчика на реконструкцию квартала №66 на эспланаде. Вокруг памятника Героям фронта и тыла планируют сделать гигантскую летнюю детскую площадку за 800 млн рублей (15,2 тыс. рублей кв. м). Часть идей и решений проектировщики «позаимствовали» в Европе. В проекте нашлось место пластиковым улиткам и сусликам (они же сурикаты) из Италии и зеркально-деревянному туалету (он же «нотариальное бюро из Бельгии»). Зато там нет сетей водоснабжения и понимания зимнего использования. Properm.ru разобрал некоторые разделы проекта, который по стоимости сравним с московскими.

Реконструкция эспланады до сих пор остается одним из тех юбилейных проектов, реализация которых в Перми вроде бы не вызывает сомнений. Проекты готовы, часть работы в квартале 68 уже сделана, по идее надо заканчивать. Об этом говорил и врио губернатора Дмитрий Махонин в интервью нашему порталу. Но годовая задержка реконструкции соседнего квартала с «холмами хоббитов» сдвинула графики. В итоге МКУ «Пермблагоустройство» только 27 мая 2020 года объявило конкурс на поиск подрядчика для реализации этого проекта. Начальная максимальная цена контракта — 792 млн 247 тыс. рублей. Работы нужно закончить до конца октября 2022 года. Проект разработала московская компания «СТ-центр» (существует с 2014 года), эта же фирма делала проект реконструкции Комсомольского проспекта, вопросы по концепции которого возникают до сих пор. За проект 66-го квартала компания получила по данным ruprofile.ru 7 млн 788 тыс рублей.

Площадь участка 52 тыс. кв. метров, не считая зоны памятника героям фронта и тыла. Это означает, что ремонт 66-го квартала эспланады обойдется в 15 тыс. 230 рублей за один кв. м. Без ремонта фасадов, водоснабжения. Только благоустройство. К примеру, реновация территории московского завода «ЗИЛ» с привлечением голландского дизайнера и американского архитектурного бюро на площади в 10 га, обошлась три года назад в 936 млн рублей, то есть в 9 тыс. 360 рублей на кв. м. У нас будет дороже, чем в Москве? Будет круче?

Кратко и субъективно: нам сделают большую детскую площадку без воды, почти без защиты от солнца, дождя или снега. Из формально «больших» мероприятий — поменяют планировку аллей. Традиционный комплект «провинциального благоустройства»: плитка, кусты, деревья. Кроме того многие элементы оформления и архитектурные решения вызывают очень обоснованные сомнения в вопросе соблюдения авторских прав.

Взрослые — на аллеи, дети — в зоны

Как объясняют авторы проекта реконструкции в пояснительной записке, «Геометрия площади, не претерпев изменений, функционально поделилась на две зоны: центральную и две боковые «аллеи», отделённые цветниками. Помимо разделительной функции, цветники служат для установки опор освещения и подсветки мемориала. Центральная часть представляет собой широкую парадную площадь с декоративным мощением. Помимо основной функции — мемориальной прогулочной зоны, это пространство может быть задействовано под культурно-массовые мероприятия в праздничные дни. В зимнее время может быть местом установки катка и ледяных горок.

Боковые «аллеи» несут иную функциональную нагрузку: являются местом проведения выставок на открытом воздухе, фотоконкурсов, фестивалей, ярмарок, за счёт размещения на боковых сторонах площади, внимание горожан и гостей не отвлекается от основного объекта — мемориала». Вот как выглядит 66-й квартал сейчас.

А вот планируемый вид после реконструкции. Что мы видим, кроме боковых аллей? Многочисленные пешеходные дорожки для выхода на Петропавловскую и Ленина. Этими дорожками пространство квартала как бы «разрезают» на многочисленные участки разных геометрических форм.

На участках должны разместиться, так называемые, тематические «зоны». Отдельно можно рекомендовать читать описание тем, кто соскучился по курортным городам. Описание переносит нас в Акапулько или Сейшелы. Что думали проектировщики о климате Перми и девятимесячной зиме, остается только догадываться.

Зона отдыха с шезлонгами. Представляет собой легко трансформируемое пространство с покрытием из газона, на котором расположены малые архитектурные формы для отдыха в тёплое время года — шезлонги. Шезлонги располагаются под навесами.

Зона развития тактильных ощущений. Основной функцией этого пространства является знакомство детей с различными по текстурам поверхностями и, тем самым, развитие тактильных ощущений.

Зона с геопластикой. Декоративная зона, основным элементом которой являются два холма различной высоты. Это многофункциональное пространство, где найдут себе занятие по душе взрослые и дети.

Зона с арт объектами и сборно-разборными элементами. Это декоративно-развлекательная зона наполнена разнообразными декоративными скульптурами и сборно-разборными скамьями и вазонами, напоминающими конструктор. Персонажи для начальной инсталляции — цветные улитки и суслики. Скамьи-конструктор выполнены из бетона.

Лужайка событий с кинотеатром и фудкортом. Пространство для культурно-массовых общественных мероприятий, ежедневного отдыха горожан и гостей города, проведения праздничных мероприятий. Функционально это самая наполненная зона эспланады. При этом она является максимально трансформируемой ввиду того, что экран кинотеатра предложен не стационарный, а надувной.

Зона подвижных игр и тактильный сад. Основной идеей явилось нанесение на покрытие разметки детских игр: разнообразные виды классиков, mirror me, шахматы, цветные кубики, твистер. В качестве развивающего элемента для детей дошкольного возраста и младших классов проектом предусмотрен лабиринт с цифрами.

Зона игры на музыкальных инструментах. Эта зона предназначена для развития музыкального слуха. Проектом предложено установить несколько специализированных уличных музыкальных инструментов разного звукоизвлечения: маримба, ксилофон, ударные, аэрофоны.

Зона отдыха с подиумом. Ввиду соседства с музыкальной игровой зоной, проектом была разработана зона для проведения детских спектаклей, утренников на открытом воздухе, игр, дней рождения, актёрских кружков и т.д. Основным элементом стал подиум, имитирующий сцену, выполненный из деревянных ламелей по индивидуальному проекту».

Обратили внимание на то, что объединяет зоны? Из описаний и фотографий можно сформулировать четкий вывод: все что проектируют в квартале №66 — на 90% предназначено для детей и летнего использования.

Исходя из проектной документации в квартале планируют модернизировать освещение и дождевую канализацию. Но ни слова о подведении стационарных сетей водоснабжения и водоотведения нет. Из описания сооружений и объектов следует, что все они с точки зрения воды и канализации — автономны, то есть не присоединяются к стационарным сетям. Еще раз: в 2020 году в центре миллионного мегаполиса пространство на котором якобы должны быть фестивали, фудкорт, кинотеатр, концерты ни проектировщики ни мэрия не планируют снабдить водой и канализацией при реконструкции. Мы уже сталкивались с подобным подходом проектировщиков и чиновников - это первая очередь реконструированной пермской набережной. Проблемы с водой там решают до сих пор и с переменным успехом, о чем свидетельствуют регулярно закрытые кабинки туалетов.

Чудесные превращения зеркального туалета

Как положено в детском мире сказок и суровом мире российского благоустройства при изучении проектной документации нас ожидают разнообразные чудесные превращения. Одним из немногих стационарных строений в реконструируемом квартале будет зеркальный туалет. Вот как он выглядит в томе 12.4 проектной документации «Дизайн-проект» (в нижнем правом углу):

После поиска аналогов этой фотографии выясняется, что это проект архитектурной компании Atelier Vens Vanbelle для, внимание, здания нотариального бюро в бельгийском городке Horebeke.

Туалет автономный, то есть никакого стационарного водоснабжения и водоотведения в квартале 66 не предусмотрено. Второе: он будет зеркальным только наполовину.

«Между мужским и женским отделениями размещено техническое помещение, в котором установлены: пластиковая емкость для воды, автоматическая насосная станция, водонагреватель накопительного типа, электрический щит, узел заправки модуля водой и люк для откачки стока (нечистот) из накопительных баков.

— Наружные стены модуля облицовываются декингом (террасная доска, высокопрочное покрытие). Цвет «венге».
— Торцевые стены модуля поверх декинга облицовываются композитными панелями с зеркальной поверхностью (анодированный алюминий). Цвет серебряный
».

В разделах со сметными расчетами и коммерческими предложениями есть этот туалетный модуль в предложении от московской компании «Кредо-регион» за 2,7 — 3,4 млн рублей. С момента коммерческого предложения прошло больше года и именно такого модуля на сайте именно этой компании нет. Подобрали самый похожий вариант:

От суслика к сурикату

Символом еще не начавшейся реконструкции без сомнения стали пластиковые фигуры животных которые планируют установить в детской зоне. На своей странице в Facebook на них обратил внимание пермяк Дмитрий Малышев. Это «улитка малая», «улитка большая» и «суслик». Согласно документам, арт-объекты будут сделаны из стеклопластика — одна улитка высотой 2 м 35 см, три улитки высотой 84 см и три суслика высотой 120 см. Оказалось, что это произведения миланской арт-группы Cracking Art. Один из руководителей компании Паоло Беттинарди оставил комментарий под записью Дмитрия Малышева: «Cracking Art не был поставлен в известность об этом проекте и не давал на него никакого разрешения. Каждое нарушение наших авторских прав и копирайта будет преследоваться законом в соответствующих органах».

В сметных расчетах проектной документации можно найти список фигур, поставщиков и стоимость, что опровергает заявления мэрии Перми о том, что это «предполагаемые объекты» для примера. Для начала мы понимаем, что суслик превратился в суриката. Затем видим, что фигуры за 1 млн рублей готовы изготовить и поставить в Пермь ООО «Гарант» из Санкт-Петербурга, ИП Матузов из Приозерска и ИП Куликова.

Мэрия Перми, ссылаясь на МКУ «Перблагоустройство», поясняла, что это «лишь возможная визуализация малых архитектурных форм, которые предполагаются утверждённым проектом…Решение об установке скульптур и других малых архитектурных форм будет приниматься после выполнения благоустроительных работ». Это довольно странный подход, поскольку в смете, проекте, а значит в обязанностях подрядчика установлены точные объекты, параметры и суммы, которые можно потратить. То есть замену «суриката», на «ежа», «слона» или «кистеперую рыбу» подрядчик должен долго и нудно согласовывать через изменение всей проектной документации.

Если попробовать резюмировать, то мы уже сейчас видим очень знакомые «прожекты из компьютера» эпох Виктора Басаргина и Максима Решетникова. Из осмысленных решений можно выделить только перепланировку квартала. С ней можно согласиться или нет, но эта перепланировка хотя бы несет в себе понятную идею о свободной циркуляции людей по всей площади квартала и возможном «зональном» делении. Все остальное — навал бессмысленных решений, которые должны превратить территорию в исключительно летнюю и исключительно детскую площадку. Использовать ее в каком-либо ином качестве невозможно из-за отсутствия водной инфраструктуры. Понимания и предложений о том, как пользовать гигантскую площадь девять месяцев в году нет. Концепции архитектурных решений, арт-объектов, как минимум частично, «позаимствованы» проектировщиком у других авторов. При этом реконструкция обойдется в фантастические 15 тыс. 230 рублей за кв. м, что выше сравнимого московского проекта по реновации заводской территории. И в нашем случае все вместе выглядит, как символ инфантилизма, бессмысленности, дороговизны и провинциальных «понтов»

Подчеркну, этот взгляд на проект поверхностный и дилетантский. Сколько подводных камней вылезет если смотреть в документацию глубоко, сложно представить.
Может быть есть смысл остановить процесс?

"