Posted 6 июня 2020,, 03:20

Published 6 июня 2020,, 03:20

Modified 2 марта 2023,, 16:10

Updated 2 марта 2023,, 16:10

Агнцы экономики. Как пермские министры приоритеты помощи бизнесу определяют

6 июня 2020, 03:20
Олег Русских
Мы, конечно, предполагаем, кого пермские чиновники в экономике держат за любимых родственников, а кого за пасынков. Но это, знаете ли, теории. А вот чтобы увидеть подтверждение или опровержение тезису воочию — такое бывает редко. Но как правильно говорят исследователи нашей бюрократии: «...следить надо не за словами, следить надо за документами». И тогда, как пели легендарные Хрюн и Степан, будет видно «там, где мы и там, где нас»
Сюжет
Колонка

Передо мной повестка пленарного заседания Законодательного собрания Пермского края, которое пройдет в четверг 11 июня. Честно скажу, очень редко случается так, чтобы в одном месте в одно время случилось такое количество законопроектов, которые бы четко поставили вопрос: «Кто в Прикамье у власти любимые родственники, а кто пасынки, коих пригрели из жалости?»


Из вопросов №11 и №12 следует, что участники приоритетных и региональных инвестиционных проектов получат хорошую льготу по налогу на прибыль. Чтоб вы понимали, для кого льгота, скажу, что в реестре приоритетных инвестиционных проектов Пермского края 23 пункта. Там проекты «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» и «ЛУКОЙЛ-Транс», «Верхнекамской калийной компании» и компании «Еврохим». В списке еще есть «Протон –ПМ», «Пермский моторный завод» и АО «Бастион». В общем, помощь гигантам экономики региона.

Из вопроса № 10 вы узнаете, что региональное правительство сочло очень пострадавшей от последствий эпидемии коронавируса всю отрасль ЖКУ. Конечно, скажут мне правдорубы, от режимов самоизоляции пострадали все, всем и надо помогать. Конечно, соглашусь я с ними, но ни российское правительство ни региональное, ни конкретное министерство экономического развития Пермского края всем помогать не намерены. Они выделяют пострадавших. И если вы пробовали ту помощь получить, то понимаете, что пострадавших выделяют оо-чень тщательно. Игрища с ОКВЭДами, которые не были нужны никому ровно до весны 2020 года это замечательно демонстрируют.

Российская бюрократия добилась потрясающих успехов в вопросе ограничения количества получателей: система разбита на классы, подклассы, группы и подгруппы экономической деятельности. Как корни у дерева — чем ниже, тем тоньше корешки, тем детальней расписана деятельность, которую вы ведете. Так вот, если посмотреть на помощи в исполнении российских и пермских «помощников» бизнесу мы увидим «нижние» разделы: подгруппы или группы. И не дай бог, если у тебя вместо кода подгруппы 68.20.1 «Аренда или управление недвижимым имуществом» в документах стоит код группы 68.20 «Операции с недвижимостью» — никакие дополнительные документы и увещевания не помогут — иди давай, побирайся в другом месте.

Но в случае с любимыми родственниками пермского Минэка все не так. Никаких копаний в поисках самого маленького корешка, в законе только классы и подклассы, чтобы у отрасли никаких проблем не было. Так что под льготы попадут практические все, кто связан с электроэнергией, теплом, водой, канализацией и сбором отходов.

Поскольку плата за услуги ЖКХ у нас считается обязательным платежом, большая часть предприятий работающих в этой сфере просто не может потерять доходы, выручку и клиентов навсегда. Они «временно недополучат доходы» — это правда: люди экономят деньги, меньше и позже платят коммуналку. Но они получат свои деньги, позже, но получат. Однако, единственное, чем обосновывает необходимость дать льготы сфере ЖКХ наш министр экономического развития Максим Колесников: «снижение потребительского спроса более, чем на 30%». В сфере ЖКХ? Серьезно? Очень интересно будет услышать цифры.

Вопрос №3 четко дает понять всем, что пост главного любимчика и получателя государственных субсидии желает сохранить за собой региональный мусорный оператор «Теплоэнерго». Это почетное место убыточное государственное предприятие получило еще в прошлом году, получив из региональной казны по велению депутатов и чиновников около 1,2 млрд рублей, и заложив в документы еще 693 млн рублей на 2020 год. Но теперь мусорщик вместе с поддерживающим его министерством ЖКХ хочет еще 757 млн рублей. Виноваты конечно мы с вами. В обосновании прямо написано про снижение собираемости платежей. Поэтому выход чиновникам и лоббистам видится единственно верный: не надо налаживать работу или общение с населением, надо обложить это население дополнительным косвенным платежом, забрав деньги из уже уплаченных налогов сверх положенной платы. 1 млрд 450 млн рублей на 2,6 млн жителей края — по 557 рубчиков с души или 2,2 тыс. рубчиков со средней семьи. Вери гуд рашен бизнес.
И чтобы мы уж совсем не сомневались, кто здесь чемпион, отдельным законом для «Теплоэнерго» предлагается обнулить ставку по налогу на прибыль. Без общенародного голосования, конечно, только голосами депутатов.

А что же пасынки? Для них приготовили вполне себе символичный законопроект. Депутат Татьяна Шестакова предложила расширить ограничения, которые федеральный закон налагает на кафе и бары, работающие в жилых домах (таковых в Перми примерно 95%). Федералы запретили торговать алкоголем если площадь зала меньше 20 кв.м, но наши политики предлагают увеличить запретную площадь до 30 кв.м. Обоснования? Никаких. Сейчас любой барно-ресторанный бизнес пребывает в ауте (поскольку стоит третий месяц), стремится ужаться, сократиться, выжить. Почему уважаемые депутаты выбрали именно этот момент для ограничительных мер? Не знаю, разве что нанести окончательный удар осиновым законодательным колом в агонизирующее тельце пермского общепита.

По-моему все очень показательно. Для предполагаемых любимчиков предлагаются налоговые льготы, льготы по налогу на прибыль, отдельным чемпионам субсидии в три четверти миллиарда рублей. «Пасынкам» — мелкому бизнесу и населению — новые ограничения и скрытый «сверхналог» на вывоз мусора.

Длительный опыт подсказывает, что шансов на неожиданности мало и проекты примут форму законов в том виде, как и написано. Но как известно нет ничего невозможного, есть только маловероятное.

На этом и выезжаем.

"