Posted 23 июня 2020,, 06:45

Published 23 июня 2020,, 06:45

Modified 2 марта 2023,, 16:09

Updated 2 марта 2023,, 16:09

Дави своих! Мэрия Соликамска делит пассажирские перевозки вопреки судебному решению

23 июня 2020, 06:45
Олег Русских
Страсть к транспортной реформе заразительна, как и желание рыбачить в мутной воде. В Соликамске подобно Перми разгорелись скандалы вокруг пассажирских перевозок. Там мы видим не столько желание реформировать, сколько желание переделить рынок, причем судя по ситуации, мэрия грубо на грани закона проталкивает своего «фаворита» мало считаясь с интересами пассажиров. Другое отличие от Перми — судебные решения, которые все-таки могут помочь сохранить равновесие.

История автобусных перевозок Соликамска немного похожа на пермскую, конечно, с поправками на местную специфику. Как и в Перми власти и предприниматели долгое время не могли понять каким образом нужно строить и развивать отрасль. Как и в Перми, частные перевозчики некоторое время конкурировали, делили маршруты. В 2004 году создали «НП «Ассоциация добросовестных перевозчиков» и постепенно ситуация устаканилась. В отрасли сформировался чётко определённый круг участников. Чужих особо не пускали, с властью сильно не конфликтовали, хотя, как и в пермском случае регулярные пикировки и споры — не редкость.

Цена проезда сейчас близка к пермской — тариф 24 рубля за поездку, по школьным картам — 15 рублей, действуют социальные льготы. По словам президента «НП «Ассоциация добросовестных перевозчиков» Сергея Мамаева, регулярные обновления подвижного состава не прописывались в контрактах, но по договоренностям с администрацией города, каждый год 10% автобусов членов ассоциации меняются на новые. Если судить по социальным сетям, основные жалобы пассажиров Соликамска — на расписание.

Но в 2019 году стабильный и тихий рынок перевозок Соликамска взбаламутило. В апреле администрация Соликамского городского округа передала собственный НефАЗ-42111–24 (это пассажирский кунг на базе КАМАЗа) в пользование новой компании — «Комфортавто», а затем и заключила с этой фирмой контракт на обслуживание маршрута Соликамск — Красный Берег. Затем почти такая же история повторилась с маршрутом Соликамск — Басим. Конкурсные процедуры не проводились.

А в конце года «перемены» добрались и до городских маршрутов. Из документов арбитражных дел по искам предпринимателей Кузьминой О.А., Шпака А.В., Поляковой И.Р.: «19 декабря 2019 года перевозчики уведомили Администрацию о намерении заключить муниципальные контракты на осуществление пассажирских перевозок по муниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории Соликамского городского округа».

Часть контрактов мэрия Соликамска подтвердила, а вот о судьбе маршрутов №№ 21, 22, 24, 33 перевозчики узнали только в конце января 2020 года. Администрация города заключила контракт с тем же самым «Комфортавто» и снова не провела конкурсных процедур, объясняя свои действия тем, что «Комфортавто» мол раньше на два дня прислало письмо с желанием работать на этих маршрутах. Каких-то иных официальных разъяснений не последовало.

Если переводить эту ситуацию с юридическо-канцелярского языка на русский, то впечатление странное. Мэрия города решила завести в сферу пассажирских перевозок Соликамска нового фаворита, сделала это быстро, грубо и, судя по последствиям, не очень считаясь с законом. Остальным же как бы сказали: «Смиритесь и делитесь». Смириться бизнесмены отказались, но об этом ниже, давайте сначала глянем на нового фаворита главы Соликамска.

Авто не комфорт


Что представляет собой «Комфортавто»? Фирма зарегистрирована в августе 2018 года двумя учредителями — Марией Кичигиной (76%) и муниципальным предприятием «Городские коммунальные электросети» (24%). В апреле 2019 года фирма получила транспортную лицензию. В ноябре МУП ГКЭС вышло из состава учредителей и остался единственный учредитель. В декабре директором была назначена Лана Шатц. Зарегистрирована компания в том же доме, где располагаются ГКЭС и управление благоустройства администрации Соликамска. О возможных связях компании с конкретными лицами в руководстве городом ходят разные слухи, но передавать их бессмысленно.

По данным портала fotobus.msk.ru до декабря 2019 года у предприятия в пользовании было пять «ПАЗиков», переехавших в Соликамск из Чайковского, Кировской и Свердловской области и 1 «НЕФАЗ» (находился на балансе МУП ГКЭС). В декабре 2019 года автопарк предприятия пополнился машинами, которые при всем уважении к немецкому автопрому, нужно назвать автохламом. Самому свежему «МАНу» «всего» 19 лет, самый старый «Мерседес» выпущен, внимание, в 1988 году. Основные поставщики — Саратовская область и пермская компания «Арт- Стиль». Учредители компании Светлана и Павел Дробинины. Напомним, именно ИП Дробинину принадлежал автобус маршрута № 53 в Перми, с которым произошла трагическая авария на ул. Гайвинская. Автобусы можно увидеть в сюжете телекомпании «Соль-ТВ», который вышел в эфир в конце декабря 2019 года. Номера машин подтверждают данные портала. В кадре нам показывают 19-летний «МАН», «Мерседес» 1997 года и бытовку на базе КамАЗа (тот самый «НЕФАЗ»), который муниципальное предприятие щедро передало частнику.

В январе 2020 года в интервью газете «Наш Соликамск» Лана Шатц поясняла: «лично у меня и на балансе предприятия ничего нет». По словам директора «Комфортавто», предприятие арендовало полуразрушенную базу АТП-7 и заключило договор о ремонте транспорта. При этом в интервью Лана Шатц утверждала, что на тот момент вкладывать деньги не имело смысла: «Приобретение подобной собственности — дорогостоящий процесс, на данный момент раздувать штаты и вкладывать в него средства нет смысла. Сначала надо понять, как надолго я задержусь на этом рынке».

За прошедшее время «Комфортавто», судя по всему, добил список своих (в пользование или на баланс) автобусов еще несколькими машинами столь же «пожилого» возраста, что и предыдущие. То есть, говорить о каких-то улучшениях или комфорте для пассажиров Соликамска глупо. На фоне нового перевозчика парк машин Ассоциации соликамских перевозчиков «Городской экспресс» выглядит совершенно моложавым. Есть редкие старички, но в целом автобусы выпуска 2014 — 2019 годов выпуска.

Обещанные горожанам полгода назад платежи по банковским картам «Комфортавто» так и не ввело, проблему расписания тоже не решило. Последний повод для массового возмущения случился в апреле: автобусы вроде бы общедоступного маршрута №33 оказались предназначенными только для сотрудников «Уралкалия» и вход в них только по пропускам предприятия. Администрация города на это отвечает, что у перевозчика есть отдельный договор и график не нарушается, но люди, вынужденные по часу и более ждать транспорта, не верят.

Но точнее характеризуют ситуацию результаты проверки перевозчика городской прокуратурой Соликамска еще в марте 2020 года. Вкратце итог: несоблюдение ООО «Комфортавто» требований безопасности дорожного движения, графика проведения техосмотров, не расследуются допущенные ДТП, не проводится стажировка водителей, на линию выпускаются технически неисправные ТС и так далее.

Суд не указ?

Перевозчики, потерявшие маршруты в городе не пожелали мириться с новыми «правилами», посчитали, что заключение договоров с «Комфортавто» без конкурса — пренебрежение законом. Сейчас написаны десятки обращений в инстанции, в Арбитражный суд подали три судебных иска. Главный довод: «незаконное ограничение конкуренции при организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории Соликамского городского округа, в связи с не проведением торгов, при наличии не менее двух претендентов на заключение муниципального контракта»

27 мая Арбитражный суд пермского края вынес решение по иску предпринимателя Ольги Кузьминой, которая претендовала на перевозку пассажиров по маршруту № 33 Соликамска. Суд согласился с доводами истца именно по тем основаниям, о которых уже сказано выше: «…суд считает, что заключенный без проведения конкурсных процедур муниципальный контракт № 4-МК на выполнение регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 33 на территории Соликамского городского округа, заключенный Администрацией с обществом «Комфортавто», противоречит действующему законодательству — требованиям Закона № 44-ФЗ, в связи с чем, исковые требования предпринимателя Кузьминой О.А. заявлены правомерно и подлежат удовлетворению.».

Таким образом, спорный муниципальный контракт соликамской мэрии с ООО «Комфортавто» признается недействительным. Решение Пермского арбитража может быть обжаловано в высшей инстанции. Судя по всему, администрация Соликамска это сделает. Во всяком случае признавать приговор на данный момент руководители города не намерены. Глава города Алексей Федотов лично не обсуждает эту тему, но официальный комментарий администрации журналисту Properm.ru выглядит однозначно:

«Администрация Соликамского городского округа с решением Арбитражного суда не согласна и будет обжаловать его в апелляционном порядке, поскольку …Федеральный закон 44-ФЗ позволяет заказчику самостоятельно выбирать способ определения исполнителя для оказания услуг по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам, а именно, проводить отбор перевозчика конкурентными способами или осуществлять закупку у единственного поставщика».

Судя по всему, официальный комментарий содержит лишь выписку из письменного отзыва на исковое заявление Кузьминой и никак не способствует четкому пониманию стратегии администрации города. Дело в том, что арбитражный суд в своём решении именно описанный мэрией довод, на право осуществлять закупку у единственного поставщика посчитал «как основанный на неверном толковании положений законодательства».

Итак, сейчас ситуация в Соликамске повисла в некоем неустойчивом равновесии. «Комфортавто» пока продолжает возить жителей. Администрация города не желает отступать от позиций и защищает своего автобусного «фаворита» до последней судебной инстанции.
Жители продолжают мучиться с расписанием и плохими автобусами. В конце июня запланированы слушания еще по двум искам перевозчиков к администрации города, они аналогичны иску Ольги Кузьминой, и можно сделать предположение, что и решения могут быть такими же. Это будет означать, что противозаконными будут признаны решения, минимум, по трем ключевым для города маршрутам.

Последствия? Интерес силовиков и проведение законных конкурсов в лучшем случае. В худшем, может дойти и до транспортного коллапса. В любом случае все упирается в позицию администрации города. Можно предположить, что даже в случае проведения аукционов мэрия Соликамска сделает все, чтобы обеспечить преимущество «своему» кандидату.

Пассажиры от такого «продвижения» проиграют, с точки зрения развития пассажирских перевозок произойдет возврат на несколько лет назад, но остановят ли такие аргументы чиновников? Напомним, нарушенный хрупкий баланс в Перми сейчас привел к массовым проблемам и конфликтам. У Соликамска есть шанс не повторять негативный опыт краевой столицы.

"