Posted 17 июня 2020,, 09:19

Published 17 июня 2020,, 09:19

Modified 2 марта 2023,, 16:09

Updated 2 марта 2023,, 16:09

Испытано на себе: Properm.ru тестит новый планировщик маршрутов, а в конце ненавидит его

Испытано на себе: Properm.ru тестит новый планировщик маршрутов, а в конце ненавидит его

17 июня 2020, 09:19
Олег Русских
Фото: Properm.ru
Отзывы пермяков на новую маршрутную сеть Перми нельзя назвать позитивными. Количество негатива, похоже, не уменьшается, а растет. Properm.ru попробовал виртуально проехать уже закрытыми маршрутами, но по новой маршрутной сетке, пользуясь планировщиком от «Гортранса». Спойлер: преимуществ и экономии времени не обнаружено, проблем много и они провоцируют пользоваться такси или личным автомобилем.

Пермские чиновники от транспорта и соответствующие пресс-службы, как кажется большую часть своего рабочего времени сейчас посвящают ответам негодующих пермяков на неудобство новой маршрутной сети. Кроме иногда внятных, а иногда путаных указаний каким маршрутами нужно пользоваться в том или ином случае, во всех ответах как заклинания звучат послания к разделу «Новая маршрутная сеть» на сайте «Гортранса» или к планировщику поездок там же.

Раздел «Новая маршрутная сеть» представляет собой подобие гигантского дадзыбао, пролистать которое до конца могут лишь самые терпеливые послушники буддистских монастырей, но никак не пермские пассажиры.

Планировщик функционален, но и он творит чудеса, ибо даже продвинутый компьютерный мозг путается в параметрах и ограничениях, которые вложили в сеть пермские транспортные реформаторы.

Для своих виртуальных поездок выбраны три маршрута/направления, по поводу ликвидации которых по субъективным ощущениям было много жалоб. Это направления «мкр. Крохалевка — мкр. Парковый» (ранее обслуживался маршрутом № 66), «мкр. Парковый — спорткомплекс «Олимпиец» (закрытый маршрут № 52) и «пл. Восстания — мкр. Крохалевка» (здесь работал урезанный маршрут № 63). Поехали.

Крохалевка — Парковый

Середина буднего дня. Если бы мы сели на маршрут № 66 в 12:30, то в 13:24 вышли на конечной в микрорайоне Крохалевка (54 минуты по сохранившемуся расписанию). Это стандартное расписание буднего дня. Что нам предлагает новая маршрутная сеть? Первое, что выдает нам планировщик, это путешествие для любителей ЗОЖ. На автобусе № 47 предлагается за полчаса доехать от Паркового до Ераничей, а там через железнодорожные пути дойти до Крохалевки за 15 минут, прошагав 1,3 км. Очень полезный маршрут, физкультурники редакции Properm.ru однозначно одобряют.

Второй вариант, который предлагает планировщик: сесть на проходящий 74-й, а затем на Кристалле пересесть на №45. Формальная продолжительность поездки — 54 минуты, то есть такая же как и до реформы. Но обратите внимание, 74-й идет до Кристалла 32 минуты, то есть у пассажира до окончания времени бесплатной пересадки остается только 8 минут. Любая, задержка любого из рейсов или пробка в пути приведет к аннулированию права на бесплатный проезд.

Видимо, остается только последний вариант. Садиться на Парковом на 14-ай, а затем где-то в районе ЦУМа пересаживаться на 50-й. Если вы хотите спокойно воспользоваться правом бесплатной пересадки, то для пассажира это единственный вариант. Что мы видим из этой части? Ситуация для пассажиров с Паркового формально не ухудшилась, но и не улучшилась.

Зато если нам проехать обратно, нас ожидают чудеса. Логично было бы предположить, что дорога от Крохалевки до Паркового зеркальна. Но ничего подобного, крохалевцев явно обделили. Мы выставили в планировщике час пик — 18:30.

В 19:00 нам рекомендуют ехать совсем другими автобусами, но постоянным остается желание планировщика впихнуть пассажиру пешую прогулку.

Почему так? Можно подумать, что в пермском планировщике поездок заложен генератор случайных чисел. Но по информации Properm.ru заложены ограничения: три варианта поездки, и в первую очередь выдаются те варианты, по которым время доставки не превышает часа.

Грубо говоря, если в 18:30 по схеме №50+№14 время поездки будет занимать больше 60 минут, вам ее не покажут при наличии иных вариантов. А если вам по каким-то причинам нужно ехать именно так, это ваши проблемы. Мы провели многочисленные эксперименты с планировщиком поездок, но не смогли добиться в выдаче варианта поездки с Крохалевки на Парковый парой маршрутов 50 и 14 в период с 18:30 до 19:30 любого дня. В расписании маршруты есть, а в выдаче планировщика нет. А все потому что, что 50-й в это время заезжает на Пермь I, и время поездки на нем катастрофически увеличивается. Но пассажира об этом не предупреждают.

А что такси? Днем поездка Парковый-Крохалевка в среднем обойдется в 160 рублей. В час пик стоимость вырастет вдвое. Вывод: поездка семьей да еще не в час пик просто провоцирует вызвать такси вместо того, чтобы изучать странный планировщик и прыгать на пересадках.

Парковый — Олимпиец

Другой маршрут, на отсутствие которого пожаловались жители Паркового, — №52 (время поездки от конечной до конечной - 44 минуты). От остановки «мкр. Парковый» через проспект, Гознак и шоссе Космонавтов, он вез пассажиров до спортшколы «Олимпиец», что дальше Верхних Муллов. Что предлагает новая маршрутная сеть людям, которые хотят проехать тем же маршрутом? Доехать от «Олимпийца» до Гознака на 42-м, там за 3, за три минуты пробежать через подземный переход и прыгнуть на №30.

В обратную сторону нам не предлагают эту схему, а другую пару автобусов: № 11 + № 42. Но с теми же 3-х минутными скачками через подземные переходы около Гознака. А что делать, если бег с препятствиями не ваша стихия и вы опоздали с этим самым трехминутным интервалом? 30-го автобуса на Гознаке придется ждать 20 минут, по 15 минут — №№ 11 или 42. Ну и конечно, приготовить дополнительные деньги на следующую поездку.

Такси по этому маршруту обойдется в среднем в 170 рублей. Собственно, история ровно такая же что и с предыдущим вариантом.

пл. Восстания — Крохалевка

А вот еще один автобус, который был одним из важнейших для межрайонных связей. № 63 связывал Площадь Восстания с Крохалевкой, по пути захватывая пл. Дружбы, Среднюю дамбу, площадь К. Маркса (время поездки от начала до конца в одну сторону от 58 до 64 минут). Он сейчас сохранился, но, простите, в кастрированном виде. Ездит сейчас от Крохалевки не то до Средней дамбы не то до Садового. А как добираться от площади Восстания до Крохалевки если нужно? Вкратце — плохо и непонятно.

Прежнюю схему проезда планировщик Гортранса не предлагает вовсе. Фактически он предлагает ехать маршрутом Уральская-Пушкина-Компрос -Куйбышева с использованием разного сочетания маршрутов и переходами от 200 до 400 метров между точками пересадки. Оптимисты из Гортранса уверены, что так от площади Восстания до Крохалевки можно доехать, за 50 минут, включая пешие переходы в 400 метров. И что удивительно, в час пик время поездок не увеличивается. Пожалуй, это уже из области фантастики, а не оптимизма.

По идее, где-то в районе Средней дамбы должны пересекаться автобусы №№36 и 63, что должно позволить поехать по старому проверенному маршруту. Но планировщик таких сочетаний не знает, а может быть и правда нет.

Такси от пл. Восстания до Крохалевки днем в среднем обойдется в 180 рублей, понятно что в час пик эта сумма существенно вырастет.

Выводы из виртуального путешествия у корреспондента Porperm.ru печальные.

Первое: никаких преимуществ в виде сокращения времени поездки или иных преимуществ не обнаружено. Сравнение расписания закрытых маршрутов с реально существующим онлайн-расписанием четко фиксирует, что даже виртуальные расчеты не дают пермскому пассажиру временных выгод при использовании новой системы по сравнению со старой. Возможно, где-то на коротких расстояниях или на внутрирайонных маршрутах это есть, но в длинную — нет.

Второе: стыковки между маршрутами составляли как будто профессиональные участники Пермского марафона. Предполагать и, что важнее, предлагать как рекомендацию, пробежать подземные переходы под Гознаком за 3 минуты матери с ребенком или пожилому пермяку, и на основании этого делать вывод о хорошей работе системы пересадок — цинично. Указывать в качестве приоритетного маршрута стыковку с расстоянием в 400 метров между остановками и преодолеть это расстояние со всеми светофорами за 7 минут — на бумаге возможно, по факту издевательство.

Третье: планировщик поездок годится в качестве одноразового пособия причем только для интернет-гиков. Выстроить на его основе регулярные маршруты для себя и своей семьи неудобно, каждый раз оно выстраивает маршруты и стыковки в зависимости от своих собственных алгоритмов, которые никак не связаны с реальной потребностью, а лишь с задачей уместить график в формально отведенное для бесплатной пересадки время. Выстроить сложный маршрут невозможно. Как должны ориентироваться в системе дети, либо пожилые люди, для меня не понятно в принципе. Остается прибегнуть к веками опробованному методу «Язык до Киева доведет». Все остальные не годятся. Кстати и старинные методы не очень работают. В новой системе плохо ориентируются и кондукторы и чиновники.

Четвертое. Графики движения не ясны. На сегодняшний момент зависимости от контрактов, режимов самоизоляции и прочего автобусы Перми работают примерно по четырем видам расписаний. Хорошо если планировщик учитывает их все.

Пятое. И за все это пермяки заплатили 30% повышением цены за проезд и будущими ежегодными повышениями по рублю в год? Новая маршрутная сеть со всем ее хаосом, неудобствами, двойной ценой проезда при неизбежных опозданиях на пересадки, отсутствие комфортных остановок и прочим весельем, просто провоцирует массовый переход к использованию такси и личного транспорта. Только вот недополученные доходы на содержание новой системы, мэрия наверняка переложит на нас снова.

"