Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Пермский край
Всего заражений
6505 +69
Выздоровели
4647 +34
Умерли
287 +2
Properm.ru
Пособие для активных. Понятный гид по правкам в Конституцию от Properm.ru Закон о поправках в Конституцию России — 68 страниц текста. Тем, кто придет на участки с 25 июня по 1 июля предстоит для себя решить, согласны ли они со всем пакетом изменений сразу или не согласны совсем. Высказать свою позицию по каждому пункту нельзя. Задача для российского избирателя представляется более, чем сложной. Properm.ru сгруппировали поправки по отраслям и степени важности, чтобы вам было легче ориентироваться в новых законах, по которым будем (или не будем) жить.

Пособие для активных. Понятный гид по правкам в Конституцию от Properm.ru

25 июня 2020, 08:01

Пособие для активных. Понятный гид по правкам в Конституцию от Properm.ru
Закон о поправках в Конституцию России — 68 страниц текста. Тем, кто придет на участки с 25 июня по 1 июля предстоит для себя решить, согласны ли они со всем пакетом изменений сразу или не согласны совсем. Высказать свою позицию по каждому пункту нельзя. Задача для российского избирателя представляется более, чем сложной. Properm.ru сгруппировали поправки по отраслям и степени важности, чтобы вам было легче ориентироваться в новых законах, по которым будем (или не будем) жить.

Начальные предложения президента Владимира Путина предусматривали корректировку 22 статей, но последующая законотворческая активность увеличила число поправок до 170. В общей сложности корректировать предлагается 41 статью и пять статей добавить. Объем текста основного закона при принятии изменений увеличивается примерно на 50%.

Редакция не трактует поправки и их возможные последствия. Ряд поправок, которые мы сочли техническими (например, словосочетание «деятельность в космосе» заменяется на «космическая деятельность») или малозначащими (хотя как могут быть малозначащими поправки в Конституцию?) в текст не вошли.

О МРОТе и пенсиях

Все ключевые «социальные» поправки уместились в три пункта ст. 75. Сейчас она содержит ключевые пункты о валюте, эмиссии и системе налогов. Дополнения были ключевыми социальными предложениями, которые Владимир Путин озвучивал в начальном варианте. Это положение о приравнивании минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму: «Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации». Следующий пункт об индексации пенсий: «осуществляется не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом». Пункт 7 ст. 75 гарантирует индексацию социальных пособий и выплат (периодичность их индексации в конституционных поправках не устанавливается) в соответствии с федеральным законом.

Отдельно нужно упомянуть ст. 72, всем уровням власти в случае принятия поправок вменяется обязанность по «обеспечению оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранению и укреплению общественного здоровья, созданию условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему ­здоровью…».

Государство придет в семью?

К совместному ведению РФ и субъектов (то есть государства) теперь относятся вопросы семьи и брака. Спорные формулировки о браке «институте союза мужчины и женщины» предлгается внести в ст. 7. Здесь же речь идет о закреплении обязанности взрослых детей заботиться о родителях. К обязанностям правительства РФ добавлен пункт об обеспечнии государственной политики в области «укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей» (ст.114). Плюс к этому ст. 67 дополняется пунктом о том, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России», а государство создаёт условия для их духовного, нравст­венного, интеллектуального и физического развития, а также для воспитания в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.

Местное самоуправление с государственным участием

Судя по поправкам, органы государственной власти смогут влиять на местное самоуправление. До этого момента местное самоуправление декларировалось как независимое от системы государственной власти. Теперь п.1.1 ст. 131 предусматривает что «органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом». Федерального закона (или проекта) об этом пока нет. Кроме того дополнительный п.3 той же 131-й статьи предполагает, что в столице, городах и «иных территориях» некие «особенности осуществления публичной власти» могут устанавливаться федеральным законом. Эти понятия пока не имеют трактовок в других правовых документах, а федрального закона, по понятным причинам тоже пока нет.

Дополнение к п.2 ст. 132 обязывает наделять органы местного самоуправления дополнительными полномочиями только при условии «передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств», но тогда контролировать исполнения будет государство.

Чиновников прикрепляют к стране?

Поправку в ст. 71 изначально некоторые эксперты и СМИ подавали как запрет для всех российских чиновников иметь виды на жительство за рубежом, а так же запрет для них на обладание заграничными счетами и имуществом. В окончательной редакции статья даёт право государству устанавливать такие ограничения, но не декларирует их. Поправка позволяет: «установление… ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а также ограничений, связанных с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации».

А вот поправки в ст. 77, 78 и 81 действительно ужесточают правила занятия должностей президента РФ, губернаторов и руководителей федеральных госорганов именно в части гражданства и имущества. Текст практически идентичен ст. 71. Занять такие посты может гражданин России (к должности президента есть дополнение, позволяющее баллотироваться жителям Крыма). И декларированы запреты «открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации». Подобные же требования поправки в ст. 95 и 97 распространяют на депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации, а дополнения в ст.119 — на судей всех уровней.

Реорганизация российской власти

Согласно предлагаемой редакции президент страны фактически становится во главе исполнительной власти, он осуществляет «общее руководство» правительством. Об этом сказано в поправках к ст. 83 и 110. Дополнительно, новой редакцией ст. 113 предлагается закрепить «персональную ответственность» премьер-министра (сейчас это Михаил Мишустин) перед президентом за «осуществление возложенных на правительство Российской Федерации полномочий».

Здесь же в ст. 83 и 103 объясняется, что Государственная дума утверждает кандидатуры не только председателя правительства (сейчас также Михаил Мишустин), но и его заместителей и часть федеральных министров, но сама кандидатов не вносит. Если нижняя палата российского парламента трижды отклоняет предложенные президентом кандидатуры премьер-министра, он имеет право Госдуму распустить и назначить новые парламентские выборы (ст. 111). Если депутаты трижды проголосуют против предложенных премьером кандидатур вице-премьеров и министров, президент сможет назначать правительство без согласия Госдумы (ст. 112).

Изменяется порядок назначения и освобождения от должности генпрокурора (сейчас Игорь Краснов) и его заместителей. Полномочия переходят от Совета Федерации к президенту, который производит назначения и отставки руководства Генпрокуратуры «после консультаций с верхней палатой парламента» (ст. 83, 102 и ст. 129.3).

Совет Федерации (члены которого в новой редакции основного закона называются «сенаторами»), получат полномочия назначать на должность (и отправлять в отставку) представленных главой государства председателей и судей Конституционного (Валерий Зорькин) и Верховного судов (Вячеслав Лебедев) (ст.83 и ст.102). А кандидатура председателя и половины аудиторов Счетной палаты (глава — Алексей Кудрин) будет проходить утверждение в обеих палатах парламента (ст. 83, 102).

Кроме того, сенаторы получат право на «консультации» (то есть на предварительное обсуждение) кандидатур силовых министров правительства, назначение которых в настоящий момент находится исключительно в ведении президента. п."И» ст.102 выглядит так: «проведение консультаций по предложенным президентом Российской Федерации кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности».

Отдельно можно упомянуть дополнительную ст. 103.1, которая конституционно закрепляет за обеими палатами парламента право на «парламентский контроль».

В Конституцию предлагается внести уже зафиксированную федеральным законом, неприкосновенность бывшего президента (Статья 92.1). Поправки в ст. 95 предполагают, что президент, прекративший свои полномочия, становится пожизненным сенатором. До 30 человек увеличивается президентская квота в Совете Федерации (семь из них могут стать сенаторами пожизненно).

Появляется новый термин «федеральные территории». Статус и положение таких образований в иных законах РФ пока не описаны. Поправка в ст. 67 выглядит так: «На территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом».

Появляется новый термин «публичная власть» (п. «Г» ст. 71). В введении Россйской Федерации предлагается кроме установления систем законодательной, исполнительной судебной системы и федеральных органов власти добавить «организацию публичной власти». Определение термина «публичная власть» в законах РФ на данный момент отсутствует.

Появляется еще один институт власти. Госсовет РФ был образован президентским указом в 2000 году и сейчас является неконституционным совещательным органом. Поправки предусматривают закрепление за ним в ст. 83 статуса конституционного института. Госсовет будет формироваться президентом.

«Поправка Терешковой»

Принятая в последний момент поправка, которую назвали «обнулением сроков» (п.3.1 ст.81). Она делает исключение из п.3 ст. 81 о том что президент не может занимать свой пост больше двух сроков. Исключение сделано специально для Владимира Путина, поскольку «применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение». Поправка о невозможности занимать должность больше двух раз по 5 лет вносится сейчас. Этот пункт позволит, в случае желания Владимира Путина, конечно, участвовать и в следующих выборах президента России.

О межгосударственных отношениях и территориях

В сегодняшней версии Конституции участие России в международных организациях регулирует ст. 79. Поправками предлагается добавить в статью предложение, согласно которому решения международных организаций, противоречащие конституции РФ могут не исполняться. При этом Конституционный суд получит право разрешать неисполнение решений иностранных или международных судов и арбитражей в отношении России, если они противоречат «основам публичного правопорядка Российской Федерации» (ст.125). Порядок рассмотрения таких дел должен будет установить специальный федеральный конституционный закон.

П. 2.1 ст. 67, который в этой редакции появляется впервые, декларирует не только запрет внутреннего сепаратизма, но и внешние претензии на изменение границ РФ. Речь идет не только о действиях, но и о призывах к таковым «Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются».

Впервые же появляется и пункт, посвященный россиянам за границей. Пункт 3. ст. 69 декларирует обязанность государства защищать права соотечественников за рубежом. «Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности».

И о культуре…

В основной закон предлагают внести поправку о государственном статусе культуры. В проекте появляется ч.4 ст. 68: «Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством». В ст. 69 в дополнение пункта о защите прав малых коренных народов, появляется пункт об охране культуры и самобытности всех народов страны «Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия». Статью 68 также предлагают дополнить положениями о русском языке «как языке государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации».

Отдельно стоит упомянуть, что в ряду ключевых функций контроля кроме оборонного производства, боеприпасов, ядов, военной техники и прочего появляются «информационные технологии». Поправка в ст. 71 требует от государства «обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных…». Дополнения в ст. 114 обязывают правительство оказывать «поддержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие её научного потенциала».

Ну и напоследок

В ст. 70, где говорится, что Москва — столица России добавляется фраза о возможности размещения органов госвласти не только в столице, но и в любой точке страны: «Местом постоянного пребывания отдельных федеральных органов государственной власти может быть другой город, определенный федеральным конституционным законом».