Posted 22 июня 2020,, 10:19

Published 22 июня 2020,, 10:19

Modified 2 марта 2023,, 16:07

Updated 2 марта 2023,, 16:07

Почему Пермь «уходит под воду» после сильных ливней и что не так с реконструкцией Компроса

Почему Пермь «уходит под воду» после сильных ливней и что не так с реконструкцией Компроса

22 июня 2020, 10:19
Дмитрий Загуменнов
Фото: Properm.ru
Обсудили проблемы города с ливневой канализации (текущие и будущие) с доцентом Пермского политеха и экспертом в области управления ливневыми водами Игорем Щукиным.

— Что такое управление ливневыми водами? Как это влияет на город, например, Пермь, и тех, кто в нем живет?

— Дождевые воды и талые воды, которые в совокупности называются «поверхностный сток», можно рассматривать как проблему городов в двух основных аспектах. Первая проблема, связана с комфортной городской средой, когда после дождей мы все видим подтопление улиц, вызывающие сложности с передвижением у пешеходов. Вторая проблема, которая не так очевидна для многих горожан, но не менее важна — экологическая. Когда дождевые воды попадают на поверхность дорог и стоянок, они смывают все содержащиеся на них загрязнения: пылевые частицы, органику, нефтепродукты, тяжелые металлы и прочее. Всё это направляется в реки, как правило, без очистки.

— Почему улицы Советскую, Ленина и Петропавловскую уже десятки лет регулярно подтапливает?

— Застройка центральных районов города была сформирована достаточно давно. Далеко не везде была заложена ливневая канализация. Построенные же в советское время коллектора не были рассчитаны на приём стока с такого количества непроницаемых поверхностей — асфальтированных дорог и тротуаров, крыш. Кроме того, эти улицы находятся в естественной «чаше» — самой низкой территории, на которую стекает сток со всех прилегающих улиц. Пропускная способность дождеприёмников и коллекторов недостаточна для отведения воды с такой огромной площади.

Также не стоит забывать, что ливневая канализация требует регулярного обслуживания и прочистки. Несмотря на то, что на дождеприёмных колодцах стоят решетки с прозорами около 4 см, туда всё равно попадает значительное количество песка, листвы, веток и бытового мусора. В результате этого пропускная способность трубопроводов резко снижается вплоть до полного засорения.

— То есть появление достойной ливневой канализации, это, в первую очередь, вопрос про деньги?

— Надо сказать, что Пермь в плане проблем с ливневой канализацией — не уникальный город. В Самаре, Тольятти и Нижнем Новгороде еще в 90-е годы были разработаны полноценные проекты ливневой канализации, но они так и лежат на полках. Потому что прокладка ливневой канализации в районах со сложившейся застройкой, где всё пространство под дорогами и тротуарами заполнено плотной сетью существующих инженерных коммуникаций — сложная и дорогая задача.

Легче спроектировать и реализовать такой проект, когда идет комплексная застройка новых территорий. В «чистом поле» проложить и увязать между собой сразу все сети: электрику, газ, воду, канализацию, теплосети и ливневку ощутимо проще.

— В одном из своих выступлений вы рассказывали о дождевых садах, как альтернативе дорогостоящей ливневой канализации. Расскажите об этом проекте?

— Дождевой сад — это пониженный участок, в котором собираются ливневые воды с окружающих территорий. Он заполнен фильтрующей загрузкой, в которую высаживаются влаголюбивые растения. Под фильтрующей загрузкой располагается гравийный дренаж с отводящими трубами. Очистка ливневых вод происходит за счет фильтрации через загрузку и корневую систему растений.

Дождевые сады хорошо зарекомендовали себя в мировой практике управления городским ливневым стоком. Мною и коллегами была разработана и запатентована модификация этой системы, которая позволяет использовать дождевые сады в нашем климате. Мы добавили в состав фильтрующей загрузки природные сорбенты — торф и цеолит, способные поглощать загрязнения из ливневых вод, в том числе, при низких температурах, на которые не рассчитаны традиционные дождевые сады.

В 2018 году в рамках пилотного проекта был построен дождевой сад в «Саду соловьев» для очистки дождевых вод с придомовой парковки. Стоимость его реализации составила около 120 тыс. рублей. Исследования подтвердили эффективность разработанной технологии, которая составила по твердым частицам 98%, нефтепродуктам — более 95%, тяжелым металлам 66–99%.

— Как появление дождевых садов в городе ему поможет?

— Дождевые сады могут существенно снизить нагрузку на ливневую канализацию. Во-первых, они задерживают поверхностный сток и медленно фильтруют в течение нескольких часов, тем самым «сглаживая» пиковые расходы во время сильных дождей, когда городская ливневка просто не справляется с потоком воды.

Во-вторых, дождевые сады способны задержать большую часть поступающих с ливневыми водами загрязняющих веществ. Кроме того, дождевые сады сами являются элементом благоустройства и озеленения, они похожи на своего рода клумбы.

— Вы как-то продвигали вашу разработку в городе, пытались создать проект совместно с органами власти? Например, зайти в программу по благоустройству дворов?

— Я выступаю на различных форумах и конференциях, в том числе, где присутствуют представители власти, участвую в конкурсах проектов, подаю заявки на гранты. Интерес к технологии есть, но пока, к сожалению, до реальных действий по ее внедрению дело не доходит. Возможно, я и сам проявляю недостаточно активности в направлении совместной работы с властями. Но мне очень сильно помогают в продвижении проекта пермские эко-активисты, прежде всего, Надежда Баглей из «Сада соловьёв» и Елена Плешкова из фонда «Обвинская роза».

— В чем проблема — у города денег нет? На чем все останавливается?

— К сожалению, в нашем законодательстве пока нет необходимых нормативно-технических документов, чтобы можно было полноценно внедрять дождевые сады в проекты, подлежащие экспертизе. Ко мне обращались крупные компании, которые планировали внедрять дождевые сады в реальных проектах жилой застройки или при реконструкции общественных пространств, но заказчиков останавливают риски, связанные с прохождением проектами госэкспертизы. Статус таких технологий на сегодняшний день очень неопределённый: в нормативах есть общие фразы, под которые можно «подтянуть» дождевые сады, но конкретики недостаточно.

Также надо понимать, что на данном этапе технология находится в режиме обкатки и сразу пускать её «в тираж» в масштабе города еще рановато. Тем не менее, наращивать количество пилотных дождевых садов, смотреть, как они будут работать в различных условиях городской среды, безусловно, нужно.

— Какой путь нужно пройти, чтобы проект стал «настоящим» по документам?

— У меня пока нет полного понимания как это сделать. Требуется включение технологии в нормативно-технические документы, разработка официальных руководств по проектированию и эксплуатации, получение экспертных заключений о работе пилотных объектов.

Но сделать это, думаю, реально. В России уже есть успехи в продвижении «зелёных» технологий. В мае текущего года Минстроем РФ был выпущен ГОСТ по озеленяемым и эксплуатируемым крышам зданий, которые тоже можно отнести к одной из практик управления ливневым стоком.

— Допустим, после этого интервью органы местной власти все-таки заинтересуются вашим проектом, за какое время можно спроектировать и создать один дождевой сад?

— Если есть все исходные данные: площади водосбора, места под сооружение, точки отведения очищенных вод, то на проектирование понадобится примерно месяц. Строительство тоже не займет много времени, ведь с инженерной точки зрения это достаточно простое сооружение.

Сады могут располагаться вдоль автомагистралей, во дворах жилых домов, в скверах, и на городских улицах. Главное, чтобы было свободное пространство для них. Для наших условий это от 2 до 5% непроницаемой водосборной территории. То есть на 100 кв м асфальта нужно от 2–5 кв.м под дождевой сад. Конечно, надо понимать, что далеко не везде в центре можно найти столько места, но всё-таки хорошо, когда есть альтернативы традиционным системам ливневой канализации и их нужно иметь в виду.

— В Перми идет большой ремонт улиц к 300-летию. Знаю, что вас привлекали в рабочую группу по капремонту Комсмольского проспекта. Есть какие-то замечания к проекту?

— Сейчас проектом предусмотрена укладка тротуарной плитки на аллее Компроса на бетонное основание, а инженерные коммуникации проведены вдоль дорожки, под газоном, в непосредственной близости к корневой системе деревьев. Это, безусловно, негативно скажется на состоянии деревьев итак находящихся в тяжелых условиях городской среды.

Кроме того, тротуарная плитка, уложенная на бетон, приведет к тому, что мы получим ливневые потоки в сторону улиц Ленина, Петропавловской и Советской. Гораздо лучше, когда плитка укладывается на проницаемое песчаное основание. Вода в таких случах замечательно отводится в грунт и лужи практически не образуются. Это прекрасно видно на нереконструированных участках аллеи.

— Ситуацию сейчас изменить можно?

— На мой взгляд, более рационально будет разместить все коммуникации под тротуаром, а плитку выложить на проницаемое основание — щебень с песчаной «подушкой». Во-первых, это сократит нагрузку на ливневую канализацию. Во-вторых, позволит получить доступ к инженерным сетям в любое время. Такую конструкцию можно аккуратно разобрать и восстановить без каких-либо последствий. В-третьих, все земляные работы будут вестись на наиболее отдаленном от деревьев расстоянии.

"