Posted 16 июля 2020,, 07:25

Published 16 июля 2020,, 07:25

Modified 2 марта 2023,, 15:58

Updated 2 марта 2023,, 15:58

О сорванных сроках, неосвоенных деньгах и строительстве школ и детсадов. Интервью с депутатом гордумы

16 июля 2020, 07:25
Татьяна Зырянова
В 2019 году освоение бюджетных средств, выделенных на строительство, ремонт и реконструкцию школ и детских садов шло крайне медленно. К примеру, привлеченные на эти цели средства федерального и краевого бюджетов были освоены на 24,8%. Что стало причиной неосвоения средств, где и почему происходят заминки, насколько критична проблема переуплотненности образовательных учреждений в Перми, — об этом журналист Properm.ru поговорил с депутатом Пермской городской думы Павлом Фадеевым.

— Павел Владимирович, как часто обращаются к вам пермяки по поводу отсутствия мест в садиках и школах, переполненных групп и классов?

— Очень часто. Особенно много обращений из Свердловского района. Понятно, почему именно там проблема стала особенно острой, это связано с активной жилищной застройкой. Последние 10–15 лет район застраивался большими жилыми комплексами. А количество школ осталось прежним, особенно сложная ситуация сложилась в центре района. Люди переезжают в новостройки, у них подрастают дети, а детям некуда идти. С детскими садами, вопрос так или иначе решить можно за счет бабушек, дедушек, нянь. Одно время выплачивалось пособие на детей, которые не ходят в детский сад. А со школами никак не выкрутиться. У нас обязательное среднее образование. Дети должны учиться. А когда учиться негде или отправляют учиться в другой район города учеников начальных классов, конечно, это вызывает вопросы.

— Что предпринимается, чтобы изменить ситуацию?

— В городе принята муниципальная программа развития сети образовательных организаций, утверждена главой города в октябре 2018 года. Несколько раз она корректировалась с точки зрения перенесения сроков и объемов финансирования с одного года на другой. Я обратил внимание на эту проблему и продолжаю задавать вопросы администрации не потому что мне так захотелось, а потому что обращаются люди.
К огромному сожалению, программа реализуется не просто не должным образом (это когда есть отдельные недостатки), по итогам 2019 года программа реализована едва ли на треть, а в части школ, не сделано ничего. Освоение выделенных средств не выдерживает никакой критики.

— Как, например, тратили средства на строительство детских садов?

— Например, на строительство детского сада по адресу улица Желябова, 16 планировали потратить 74 млн рублей, освоили 27 млн рублей. На строительство сада на Плеханова,63 планировалось освоить 146 млн рублей, освоено 18 млн рублей, на детсад на улице Байкальской планировалось израсходовать 44 млн рублей, истрачено 11 млн рублей, на детсад на Евгения Пермяка израсходовали 11 млн рублей вместо запланированных 78. Это же не просто отвлеченные цифры, это значит, что не сделаны конкретные стены, перекрытия, окна, двери, благоустройство, то есть все то, что ведет к окончанию строительства и введению объектов в эксплуатацию.
А у всех детских садов, о которых мы с вами говорим, сроки введения в эксплуатацию — 2020 год. И если говорить о ситуации, которая сложилась на стройках на лето 2020 года, то более менее уверенно можно предположить, что в эксплуатацию будет введено в срок здание на улице Евгения Пермяка. В крайнем случае — в первые месяцы 2021 года. Остальные объекты с точки зрения соблюдения сроков строительства, сдачи их в 2020 году, проблемные. Конечно, все будут рады, если строители успеют, но есть серьезные сомнения.

— Поспешат, поднажмут, и успеют, может быть?

— Вот тут как раз тот самый случай, когда спешка вредна. Администрация города достаточно оптимистично смотрит, говорит: «Нормально, мы все сроки наверстаем. Пятилетку в три года сделаем». Но я неоднократно говорил, что можно, конечно, поле вспахать за день, а не за три, можно траншею вырыть за час, а не за день. Но здесь же речь не о поле и не о траншее, а о зданиях, в которых будут воспитываться и учиться дети, и по большому счету речь идет о их жизни, здоровье. Спешка может привести к нарушению технологии, а значит, на этапе приемки объекта обязательно возникнут проблемы. У принимающих комиссий начнут возникать справедливые вопросы и замечания — примеров более чем достаточно. Тот же манеж «Пермь Великая», который строили-строили, никак сдать не могли, про зоопарк и так понятно. Если перекрытие положено не так, не должного качества кладка сделана, еще что-то, это все чревато печальными последствиями.
Еще один пример могу привести: в Перми было реконструировано здание детско-юношеского центра им. Василия Соломина. Работы начали в 2018 году, срок сдачи объекта в эксплуатацию — 2019 года. Все необходимые работы подрядчиком были выполнены. А при приемке выяснилось, что не предусмотрен пожарный разворот возле этого здания в тех размерах, которые предписаны законодательными актами. Или нарушена ширина пожарного проезда. Здание не могли сдать, так как МЧС не подписывало акт приемки. И такие «запятые» могут возникнуть на любом этапе строительства. Поэтому о какой «пятилетке за три года» может идти речь?

— Как обстоит ситуация со школами?

— Еще хуже, чем с детскими садами. Первые тревожные звоночки уже прозвенели — школы «по прописке» вынуждены отказывать в приеме будущим первоклассникам. Условно, у меня на контроле несколько объектов. Например, здание на Целинной, 15. Это в микрорайоне Вышка-2 бывшее здание училища, которое решено было реконструировать под школу. Хорошее здание, оно, действительно может быть приспособлено под школу, правильное решение. Но сложилась непредвиденная ситуация. МЧС говорит, что по закону школьные здания должны быть определенной этажности, а там выше. Поэтому пришлось заказывать проект реконструкции, предусматривающий снос одного из этажей. Здание в 2020 году должно было быть сдано, а сейчас это растянется в лучшем случае до 2022 года.

— А остальные строящиеся объекты: новые корпуса и пристрои к школам?

— Над некоторыми, честное слово, хочется плакать. Относительно нормально идет строительство только гимназии №3, это на улице Звенигородская, 11. Есть уверенность, подкрепленная конкретными фактами: ездил, смотрел, разговаривал с подрядчиком. Здание будет сдано в эксплуатацию в 2020 году, в крайнем случае в первые месяцы 2021 года.
Сроки сдачи школы на улице Юнг Прикамья перенесли с 2021 на 2022 год. Пока там расчищена строительная площадка. Единственное, что сделано — оплачено подключение к сетям. На 2019 год запланирован был 41 млн рублей на освоение этой площадки, а истрачено только 17 млн рублей, то есть 40%.
Школа №93 на улице Полины Осипенко, 46… Я не знаю, как это назвать. На строительство нового корпуса планировалось в 2019 году освоить 83 млн рублей, а был освоен 1 млн рублей. Подрядчики ушли.

— Почему ушли подрядчики?

— Потому что им площадку не приготовили нормально. Предполагалось, что вынос сетей, который там был необходим, сделает администрация Перми. Но администрация этот вопрос затянула настолько, что подрядчик не мог начать работы, с него же взыскивают штрафы за нарушение сроков строительства. Сейчас сети вынесли, на площадку зашел новый подрядчик, но сроки сдачи объекта в эксплуатацию опять отодвинулись, вместо 2020 года 2021–2022 годы.

— Возникают вопросы и с проектами строительства и реконструкции школ, которые очень давно этого ждут, это гимназия №17, школа №22.

— Я считаю, что это вина администрации города. Если есть объекты культурного наследия, если известно, что необходимы раскопки для обеспечения сохранности объекта археологического наследия «Пермь губернская, поселение», то можно и нужно было сделать их ранее. Неувязки и нестыковки привели к тому, что в 2019 году по строительству нового корпуса гимназии №17 из 24 млн рублей освоено только 13 млн рублей. Конца и края этому пока, к сожалению, не видно.

Реконструкция школы №22 должна быть завершена в 2021 году, но в этот срок не уложатся, потому что даже проекта еще нет. На одном из совещаний в 2019 году начальник департамента образования Людмила Серикова говорила: «Вы же понимаете, что проект 2015 года, а с тех пор поменялось законодательство». То есть до изменения законодательства они, мягко говоря, раскачивались. Законодательство изменилось, появились новые требования к реконструкции зданий, имеющих статус памятников культурного наследия, все, пожалуйста, проект надо переделывать.Срок реализации проекта должен быть ровно такой, какой предусмотрен, иначе возникают непредвиденные ситуации, которые ни проектировщики, ни застройщики, ни подрядчики не предвидели и не могли предвидеть. Пока у нас раскачиваются, происходит что-то, что мешает в дальнейшем ввести здание в эксплуатацию.

— Каков процент неосвоения средств, запланированных в 2019 году на строительство и реконструкцию школ и детских садов?
— По главному заказчику, «Управлению технического заказчика», не превышает 27%. Это по программе «Развитие сети образовательных организаций города Перми». Исполнителями являются департамент образования и управление капитального строительства.

— Когда будет промежуточный контрольный срез по этим объектам? Выездная проверка, отчет департамента, или до осени ничего уже не будет?

— Такой формат не предусмотрен. Если только где-то на производственных совещаниях в администрации подводят промежуточные итоги. Конечно, появилось много факторов, мешающих нормальной работе, из-за пандемии коронавирусной инфекции.

— Меня удивило, что с ушедших с объектов подрядчиков не взысканы штрафы, неустойки. Департамент образования эту информацию Properm.ru не предоставил. Должны были взыскать ущерб за простой, за срыв сроков?

— По садику на Плеханова удержана неустойка в виде пени. Но в общем не интересовался, это внутренняя работа администрации. Для меня важно, чтобы объекты сдавались в срок. На мой взгляд, есть очень серьезная проблема в плане неосвоения инвестиций, и это касается не только зданий школ и детсадов, но и других объектов.
Нельзя работать спустя рукава, а потом надеяться на своевременное выполнение программ. Это первое. Второе — у нас очень слабая подготовка инвестиционных проектов. Начиная с обоснования и заканчивая проектами строительных работ. Не знаю, почему так, я не проектировщик, не строитель, но проблема есть.

По ходу реализации строительства или ремонта того или иного объекта постоянно вносятся корректировки в проект, выясняются какие-то недоработки, возникают нестыковки с контролирующими органами. Например, даже я слышал от специалистов про месторождения подземных вод в Пермском крае. Я знаю, что есть карта, на которой отмечены разведанные подземные месторождения. Но вот администрация заказывает проект на строительство кладбища «Лесное», тратят на это два с лишним миллиона рублей. Когда готовый проект направляют на государственную экспертизу, то получают отрицательное заключение, строить нельзя, потому что здесь месторождение подземных вод. Кладбище — это объект с повышенными экологическими требованиями. Проектировщик, на мой непросвещённый взгляд, должен был сначала посмотреть соответствие проекта нормам природоохранного законодательства. Почему этого не было сделано? Естественно, проект не прошел. И таких примеров множество.

— Качество проектной документации, может быть, зависит от ТЗ, которое формирует администрация?

— Думаю, что каждый этап реализации инвестиционного проекта важен и при плохой подготовке может сыграть свою отрицательную роль.
Например, на улице Юнг Прикамья сформировали земельный участок для строительства школы, обозначили границы, взяли типовой проект и начали размещать его на этом участке. И тут выясняется, что по участку проходит магистральная труба. Выносить эту трубу, то есть передвигать её нельзя, владелец категорически против, да и стоит это огромные деньги. Проблему решили за счет перепланировки и покупки соседних участков, но это конкретный пример недоработки администрации, тех, кто формировал участок.

"