Posted 16 июля 2020,, 03:01

Published 16 июля 2020,, 03:01

Modified 2 марта 2023,, 15:57

Updated 2 марта 2023,, 15:57

Берега, вода и регламенты. Почему в Перми не стоит ждать новых пляжей

Берега, вода и регламенты. Почему в Перми не стоит ждать новых пляжей

16 июля 2020, 03:01
Олег Русских
Фото: Properm.ru
На миллионный город Пермь с береговой линией в 70 км (то есть в 140 км по обоим берегам Камы) приходится от 3 до 5 официальных мест для купания. Каждое лето СМИ Перми и соцсети взрываются одним вопросом: «Почему в городе мало пляжей? Дайте народу пляжей и купален!» Ответ на этот вопрос прост: не дадут. Власти нормативными документами и экологической политикой в Перми создали условия, при которых создание новых мест отдыха у воды в черте города практически невозможно. Решить это можно только очисткой берегов и воды.

Проблема пляжей (официально они называются «зоны рекреации водных объектов») не только пермская. В Казани пять муниципальных пляжей, примерно столько же в Екатеринбурге. В Перми в 2019 году было пять пляжей, купаться можно было на четырех. Это широко известные Камгэс и «на правом берегу у моста», плюс пляжи на Кировоградской и в Новых Лядах. У Мотовилихинского пруда можно было загорать, но нельзя купаться. Ситуация в этом году не изменилась, разве что пляжи формально вообще не открывают. Новых муниципальных мест отдыха в краткосрочной перспективе не будет, а коммерческие проекты пляжей даже уже не разрабатываются из-за бесперспективности. Причина в чиновниках и общей экологической политике. Руководствуясь универсальным принципом «для обеспечения вашей безопасности», который в последнее время заменил предыдущие «во имя коммунизма» и «во имя господа», ведомства написали регламенты по открытию и содержанию пляжей, выполнить которые, мягко говоря, сложно.

Пакет нормативных актов, который касается открытия и содержания мест отдыха, представляет собой набор, минимум, из полутора десятка документов. Основными считаются постановление прикамского правительства «Об утверждении Правил охраны жизни людей на воде на территории Пермского края», такой же документ для города плюс городское же постановление «О благоустройстве территорий и безопасности людей в местах массового отдыха у воды на территории города Перми». Но это верхушка айсберга, есть документы и инструкции ГИМС МЧС, Роспотребнадзора, СанПиНы, ГОСТы, ведомственные инструкции и приказы.

В краевом постановлении список требований к общим пляжам занимает три страницы. Еще столько же — в городском документе. Если следовать логике, пляжи — это в первую очередь места безопасные для купания, специально оборудованные и приспособленные. Здесь обследуют дно, берут пробы воды, организуют дежурство спасателей, милиции, врачей. Есть кабинки для переодевания и урны для мусора и бюветы с питьевой водой, туалеты. Вроде бы просто? Ничего подобного. По сравнению с требованиями к месту расположения пляжа и качеству воды, все остальные регламенты кажутся мелочами.

Место красит отдыхающего

Первый вопрос: найти место для пляжа. И если вы думаете, что при нашей береговой линии это просто, то нет. Пункт 3.3 региональных правил объясняет параметры, где это можно обустроить:
«Зоны рекреации водных объектов располагаются на расстоянии не менее 500 м выше по течению от мест выпуска сточных вод, не ближе, чем 250 м выше по течению и 1 тыс. м ниже по течению от портовых, гидротехнических сооружений, плотин гидроэлектростанций, шлюзов, пристаней, причалов, рейдов и нефтебункеровочных станций и иных подобных сооружений».

Пункт 3.5: «В местах, отведенных для купания, не должно быть выхода грунтовых вод, водоворота, воронок и течения, скорость которого превышает 0,5 м в секунду».

У нас промышленный город, и особенно если пройти по левому берегу, то вы увидите, чуть не каждые полкилометра из берега торчит труба неизвестной принадлежности, из некоторых сочится нечто малоаппетитное. Реже труб торчат промышленные причалы, какие-нибудь конструкции от заводов или «иные подобные сооружения».

Там, где этого нет, немедленно вступает в действие пункт 3.5 о грунтовых водах, воронках и течениях. Кама ведь разбавлена многочисленными малыми реками, речушками и прочим. Но и это еще не все. К месту предъявляются дополнительные требования из других СанПиНов и ГОСТов. Например, для пляжа нужны: «наличие или возможность устройства удобных и безопасных подходов к воде; наличие подъездных путей в зону рекреации; безопасный рельеф дна (отсутствие ям, зарослей водных растений, острых камней и прочего)». И наконец наш любимый пункт: «Дно водного объекта в пределах зоны купания должно иметь постепенный скат без уступов до глубины 2 м на расстоянии не менее 15 м от береговой линии (уреза воды)»

Требования к месту (описаны только основные) логичны каждое по отдельности. Но получается, что взятые все вместе на территории города вдоль Камы (или Мулянки, или Сылвы) они практически не выполнимы. Точнее не так, насколько они выполнены будут решать чиновники и проверяющие соответствующих ведомств. Считать ли трубу в 300 м, пересохшую еще во времена развитого социализма, местом выхода сточных вод? Что на практике означает «дно должно иметь постепенный скат без уступов»?» Наши постановления традиционно оставляют проверяющим простор для творчества. А пляж это такая штука, что каждый чиновник спешит подстраховаться.

Губит людей не пиво…

Но давайте представим себе, что мы нашли такое место. Труб нет, все что нужно есть, а всего чего не надо — нет. Но теперь в дело вступает главный вопрос — вода. Согласно городскому регламенту запрещено купание в пределах всей береговой полосы водоемов города, за исключением мест массового отдыха у воды, утвержденных настоящим Постановлением». Грубо говоря, каждый человек заходящий в воду, в стороне от пяти официальных пляжей — административный нарушитель, государство не может отвечать за то, что с ним произойдет. Резоны понятны — у нас грязная вода.

В июне 2020 год еще до наступления жары и массового исхода пермяков к рекам Роспотребнадзор проверил популярные места отдыха в Перми. «По результатам проведенных исследований качество воды не соответствует гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям в районе пляжей Добрянки на реке Каме, Перми на Каме в районе КамГЭС и на Мотовилихинском пруду, в селе Гамово на Тимкинском пруду. …Пробы воды, отобранные в районе пляжа в поселке Новые Ляды на реке Сылве, не соответствуют нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям».

При этом во время следующего исследования в начале июля картина изменилась. На Каме у автомоста, в Кировском районе и в Мотовилихинском пруду вода не соответствует гигиеническим нормативам и микробиологическим показателям. А вот на пляжах в районе КамГЭС и на реке Сылва в Новых Лядах вода стала чище, попала в допустимые нормы.

Если отслеживать ситуацию по предыдущим годам, то картина не изменится. На протяжении лета показатели качества воды то соответствуют нормативам, то не вписываются в допустимые рамки. Это означает, что в среднем летом вода на пермских водоемах грязна практически всегда. Вопрос только в степени загрязнения, которая согласно СанПиНам меняется от «ну ладно, может ничего и не будет» до «не лезть, это опасно». Это означает, что любой вновь открытый пляж, даже если соответствует всем нормативам по месту и обеспечен всем оборудованием всегда будет находиться под угрозой запрета на купание, потому что повлиять на качество воды в Каме владелец пляжа закономерно не может. Для любого коммерческого проекта — это мгновенная и болезненная смерть. Для муниципального — головная боль.

Если резюмировать ситуацию, то качество воды в Каме (а во вторую очередь в других водоемах города) — сейчас главная проблема. Насколько плотно ведется работа в этом направлении, каковы основные причины загрязнений — тема отдельного материала и не одного, но факт остается фактом. При декларируемой городскими властями и соответствующими ведомствами политике борьбы за чистую воду Кама в городской черте по-прежнему остается грязной рекой. Вторая проблема, связана с первой — состояние берегов. Многочисленные промзоны, оставшиеся еще с советских времен, требуют рекультивации и преобразования. Фактически речь должна идти об отдельной комплексной программе очистки Камы и ее берегов в черте города. Как известно, для реинкарнации Рейна понадобилась четверть века. Сколько потребуется нам — большой вопрос.

А до тех пор, нам остается либо тесниться на пяти официальных пляжах, либо привычно плевать на формальные запреты.
Или уезжать.

"