Posted 21 июля 2020,, 03:01

Published 21 июля 2020,, 03:01

Modified 2 марта 2023,, 15:56

Updated 2 марта 2023,, 15:56

Нам шашечки, а не ехать. На сомнительный сервис для контроля такси МИРС потратил 11 миллионов

21 июля 2020, 03:01
Олег Русских
Министр связи и информационного развития Пермского края Игорь Никитин заявил об итогах работы цифрового сервиса «Таксомоторы Пермского края». Даже по официальной информации сервис посещают 16 человек в день, стоил он 11,3 млн рублей и это примерно в шесть раз дороже аналогов, где нет публичной части. При этом, польза сервиса сомнительна.

История этого детища прикамской цифровизации началась в 2018 году. Тогда в министерстве транспорта Прикамья один клерк с компьютером и электронной таблицей занимался ведением базы данных лицензий такси. В рамках масштабной информатизации было решено преобразовать клерка в глобальный сервис. Тендер на разработку системы объявили в июле 2018 года. Торги выиграло ООО «Пармалогика» за 11 млн 300 тыс рублей. Автоматизированную информационную систему «Таксмоторы Пермского края» запустили в апреле 2019 года.

Согласно данным сайта госзакупок автоматизированные информационные системы такси с разным функционалом разрабатывались еще в нескольких регионах страны. Самой дорогой является АИС «Таксомотор» для Москвы, разработка и запуск этой системы на начальном этапе обошлись в 28 млн рублей, но затем систему дорого и последовательно модернизировали. При этом надо отметить, что объемы учитываемых данных для Москвы и Перми отличаются в сотни раз. По данным московского департамента транспорта в столице на конец 2019 года службы такси совершали ежедневно в среднем 890 тыс. поездок.

Если брать другие регионы, то «информационная система в целях автоматизированной обработки заявлений о предоставлении государственной услуги по выдаче, переоформлению разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Смоленской области» обошлась бюджету области в 2 млн 459 тыс. рублей в 2018 году. Подобная же система для бюджета Орловской области стоила еще дешевле — 492,5 тыс. рублей. То есть АИС «Таксомотор Пермского края» по затратам оказалась во много раз дороже.
Чем наша система настолько отличается от других, чтобы стоить 11,3 млн рублей (плюс 1,65 млн рублей на систему защиты информации АИС)?

Малопопулярный посредник для жалоб?

Сообщение об итогах работы автоматизированного сервиса «Таксомотры Пермского края» появилось на личной странице в Facebook министра информационного развития Прикамья Игоря Никитина 17 июля 2020 года. Чиновник заявил: « …за год жители Прикамья более 6 тыс. раз проверили такси с помощью нашего сайта. Радует, что пермяки начинают активно использовать сервис и больше внимания уделяют своей безопасности. Тем более что проверить такси достаточно просто — нужно ввести в поле регистрационный номер назначенного автомобиля. Через сайт также можно подать жалобу на качество обслуживания, нарушение ПДД, плохое состояние автомобиля или обман при оказании услуг».

В системе два уровня. С одной стороны, это по-прежнему все та же база данных лицензий такси региона, куда загружаются данные по машинам и службам такси. На этом уровне функционал вроде бы аналогичен системам других регионов.

На другом уровне — так называемая «интерактивная составляющая: система проверки машин и подачи жалоб. Именно этот уровень и отличает пермскую АИС, на внешний взгляд от подобных систем Орловской и Смоленской областей. Любой человек, забив в строку поиска номер машины, может узнать есть ли она в базе или нет. Чиновник, как мы прочитали, считает, что это повышает безопасность поездок.

Кроме того, пассажир, может пожаловаться сервису на качество обслуживания, техническое состояние автомобиля, нарушение ПДД. Нужно уточнить, что это функции, дублирующие или относящиеся к полномочиям других ведомств. Например, нарушениями ПДД занимается ГИБДД. То же касается и других функций «жалобной книги». То есть единственная задача сервиса — посредник, передающий вашу жалобу. Кроме того, для того чтобы жалобу написать надо запомнить: службу такси, марку, модель и государственный номер машины. Звездочками на фото помечены те графы, которые обязательны при заполнении жалобы.

Если судить по официальным данным, в частности по сообщению Игоря Никитина, «за год жители Прикамья более 6 тыс. раз проверили такси с помощью нашего сайта». Это означает, что в среднем к сервису обращались 16,5 человека в день. При этом только в Перми службы такси ежедневно принимают заказы в диапазоне от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч перевозок. Тысячами исчисляется и количество такси. О количестве жалоб, поданных через сервис, данных нет, так же нет информации о количестве нелегальных машин вычисленных с помощью сервиса. Однако если судить исключительно по количеству обращений, можно сделать вывод о, как минимум, низкой популярности и малой востребованности сервиса у пермяков.

Дорого, как в Перми

Согласно официальным данным, сервис по заказу министерств связи и транспорта разработала компания «Пармалогика» — один из крупнейших подрядчиков регионального министерства информатизации и связи. В 2018 году «Пармалогика» получила от министерства информационного развития и связи Пермского края контрактов на 191 млн рублей, а в 2019 — на 458,9 млн рублей. Самый большой контракт — знаменитая «облачная бухгалтерия» — 149 млн рублей. Гендиректором и владельцем ООО «Пармалогика» является Евгений Овчаров. До распада знаменитого пермского «Прогноза», господин Овчаров занимал в компании пост первого заместителя генерального директора. Сейчас ему принадлежит группа компаний «Парма». Среди контрагентов многие структуры государственной власти.

Несмотря на большой объем заказов, в которых «таксомоторная» АИС не занимает серьезного места, компания-разработчик, судя по документам, должна была серьезно отнестись к работе. По 54-страничному обоснованию стоимости работ от Минсвязи, только предварительным проектированием должна была заниматься группа из шести специалистов с трудозатратами в 115 человеко-дней и оплатой в 4 433 рубля за каждый человеко-день. Впоследствии к ним прибавились архитектор (не зданий), программист, специалист по тестированию, дизайнер и так далее. Из этих затрат в основном и складывается общая стоимость работ, которая по НМЦК должна была составить 12,1 млн рублей (после тендера — 11,3 млн рублей)

При закупках в Смоленской и Орловской областях заказчики выбрали иные способы формирования НМЦК, что делает затруднительным сравнение заявок по этому компоненту. Но сравнение ТЗ для Смоленской области и Прикамья позволяет увидеть сходство в системах для регионов за исключением разделов «Публичные сервисы» (проверок машин и жалоб).
Вполне возможно, что внутри самих систем существует глобальные и качественные различия, которые потребовали от соответствующих ведомств Прикамья вложить вполне себе серьезные деньги в разработку именного такого варианта АИС.

Но на взгляд обычного пользователя это выглядит так: к базе данных лицензий задорого «присобачили» два публичных сервиса, которые оказались практически никому не нужны. Стоит ли считать такую цифровизацию оправданной и эффективной?

"