Posted 23 июля 2020,, 05:17

Published 23 июля 2020,, 05:17

Modified 2 марта 2023,, 15:56

Updated 2 марта 2023,, 15:56

Героическая реконструкция. История ремонта Героев Хасана длиною в 12 лет и ценой 4,5 миллиарда рублей

23 июля 2020, 05:17
Олег Русских
На днях сорвался очередной конкурс по выбору очередного подрядчика для очередного этапа реконструкции улицы Героев Хасана. Легендарный ремонт длится уже 12 лет, перестоял трех губернаторов, трех мэров Перми, отставку и возвращение непотопляемого Анатолия Дашкевича. А уж сколько поколений дорожников накормила эта реконструкция и считать сложно. Журналист Properm.ru составил краткую историю длинной реконструкции длинной улицы. Спойлер: каждый погонный метр ремонта обошелся бюджету в среднем в 750 тысяч рублей без учета инфляции.

Первое, что вам с гордостью скажет почти любой местный краевед, что улица Героев Хасана — знаменитый и воспетый в веках кандальниками Сибирский тракт. Современная судьба магистрали началась в конце 50-х годов прошлого века. Судя по архивным записям, впервые название появилось в справочнике «Улицы Перми» в 1959 году. Тогда еще существовал и собственно «Сибирский тракт». Слияние произошло в 1961 году.

Главная южная выездная магистраль города большую часть советской эпохи развивалась в полном соответствии с тогдашними традициями формирования городов: сначала заводы, а вокруг них все остальное. Собственно, улица Героев Хасана и была фабрично-заводской улицей, которая прерывалась редкими жилыми микрорайонами. В 90-е она разваливалась вместе с окружающими ее предприятиями, но стратегического значения потерять не могла. Это все-таки одни из главных ворот города, через которые идет связь и с югом и с востоком.

В общем, реконструкция улицы назрела, но как и положено в Перми тянули с ее началом практически до «конца тучных времен». И только в 2008 году «пошли по этапам».

Этап I. От ул. Чернышевского до ПНИТИ, 2008–2010 годы

2 июля 2008 года администрация Перми торжественно объявила: «Сегодня предприятие «Пермдорстрой» приступает к ремонту улицы Героев Хасана». Речь шла о начале первого этапа реконструкции магистрали от ул. Чернышевского до ПНИТИ (ул. Г.Хасана, 41) Что касается затрат, то «в 2008 -м году на реализацию проекта город Пермь получил из краевого бюджета 172,5 млн рублей. Свое софинансирование город показал в размере 57,5 млн рублей». Надо отметить, что в те годы схема финансирования 75% — край, 25% — город была стандартной, бюджет краевой столицы такие объекты не тянул.

Через год финансирование пришлось увеличить. 10 июля 2009 года правительство края приняло решение о выделении 219,7 млн рублей. Пермский бюджет добавил 73,2 млн рублей. Как сообщала тогда пресс-служба краевой администрации: «На объекте планируется завершить перенос инженерных коммуникаций с устройством новых трамвайных путей, выполнить асфальтирование участка, построить тротуары и установить освещение. В октябре по этому участку будет открыто движение».

Формально, осенью 2009 года участок от ул. Чкалова до ПНИТИ действительно сдали и пустили в эксплуатацию. Впрочем, вот снимки за конец ноября того года с форума Teron.ru, на которых видно, как по традиции асфальт укладывают прямо на снежное основание.

Ремонт участка Чкалова-Чернышевского продолжили в следующем сезоне. В ноябре 2009 года депутаты городской думы утвердили инвестиционный проект «Реконструкция улицы Героев Хасана, участок от ПНИТИ до улицы Чернышевского, первый пусковой комплекс» и предусмотрели финансирование в размере 237 млн рублей. Как выяснилось на аукционе в феврале 2010 года, победитель по-прежнему был тот же — великий и могучий тогда «Пермдорстрой». Как и на предыдущих участках здесь надо было сделать перекладку всех сетей, новое покрытие трамвайных путей и четырехполосную дорогу.

В сентябре пермские СМИ с болью в сердце и тревогой в голосе сообщали о задержках строительства. Отставание работ от графика составляло жуткие три недели. Город возмущен, подрядчику грозит штраф в 400 тыс. рублей, тогдашний мэр Перми Игорь Шубин лично выезжает на стройку и под камеры отчитывает руководителей «Пермдорстроя»: «Жители с нетерпением ждут завершения реконструкции улицы. Да, объект сложный, объем работ с учетом трамвайных путей очень большой. Тем не менее, вы взяли на себя определенные обязательства и должны их выполнить в срок».

И, о чудо! Подрядчик не позволяет себе пренебречь гневом градоначальника, а пытается решать проблемы. В целом стройку должны были закончить 20 октября 2010 года. 12 октября по ул. Г. Хасана пошли трамваи, а чуть позже и автомобильный транспорт.

Собственно, на этой жизнерадостной ноте и закончился первый этап реконструкции магистрали. Он продолжался чуть больше двух лет, все работы исполнил «Пермдорстрой» и обошелся он в дикие по тем меркам деньги — 759,9 млн рублей. При общей длине в 1,7 тыс. каждый погонный метр реконструированной магистрали обошелся почти в 450 тыс. рублей. Про миллион за каждые два метра очень любили тогда шутить пермские журналисты. Если бы мы знали будущие масштабы затрат.

Этап II. ПНИТИ — ул. Хлебозаводская, 2012 — 2014 годы

После двухлетнего перерыва власти вернулись к продолжению большого проекта. За эти годы сменились руководители и Перми, и края. Место Олега Чиркунова занял Виктор Басаргин, а Игоря Шубина сменил Анатолий Маховиков. Отметим так же, что именно в тот период возобновились активные попытки договориться с ОАО «РЖД» о расширении тоннеля под Транссибом. Увы, тогда они не принесли результата, вопрос с тоннелем удалось решить только к 2017 году.

Но в 2012 глобальную реконструкцию ул. Героев Хасана возобновили на участке от ПНИТИ до ул. Хлебозаводской. 27 июля Анатолий Маховиков заявил: «Поставлена задача продолжать строить Героев Хасана от ПНИТИ до Транссиба, несмотря на большую стоимость. Это работа точно не одного года, а двух. Мы параллельно ставим задачу решить проблему прохода по Транссибу. Удивительно, когда такая четырехполосная трасса упирается в такую дырочку, а потом снова четыре полосы. В этом году объявим аукцион по строительству Г. Хасана не позже сентября, чтобы подрядчик смог за зиму подготовиться, а весной проводить работу».

Не в сентябре, но в октябре 2012 года конкурс все же состоялся. Выиграл его по традиции «Пермдорстрой». Отметим, что выиграл уже с сопротивлением. Новое руководство региона имело свои планы на дорожных подрядчиков, торги сопровождались внутренними скандалами. В публичную плоскость вышла только жалоба того же «Пермдорстроя» в ФАС. Тогда это считалось практически шагом «ва-банк». Дорожников услышали, жалоба через сутки была отозвана, контракт достался пермской компании за 919 млн рублей. Им предстояло реконструировать 1,5 км магистрали плюс сделать круговую развязку у Велты. Для всего объема работ отвели четкие сроки в 650 дней.

Что удивительно, уже через год, 11 октября 2013 года по отремонтированному участку магистрали полностью открыли движение (частично его открыли еще 23 сентября). Транспорт пошел по трем полосам в сторону города и по трем полосам из города. Сформировалась именно та схема движения, которая нам сейчас привычна. Если честно, такое в практике дорожного строительства Перми вспомнить сложно. Но чуда не было. «Пермдорстрой» весь год занимался только одним — реконструкцией дороги и только автомобильной дороги, при этом сама улица большую часть времени оставалась закрытой для движения.

Все работы по благоустройству, оборудование трамвайных и троллейбусных сетей перенесли на 2014 год. Электротранспорт пустили по Г.Хасана 19 августа 2014 года, а 27 августа этот этап реконструкции официально закончили. Работы принимали глава города Игорь Сапко и новый глава администрации Дмитрий Самойлов.

Этап III. Пересечение ул. Г.Хасана и Транссиба, 2017 -2018 годы

Дальше снова последовала многолетняя пауза. Власти не стали реконструировать оставшийся участок улицы, предпочтя сначала разобраться с многолетней проблемой — пересечением с Транссибом. И вот здесь переговоры с ОАО «РЖД» и согласования затянулись надолго. Еще в июне 2015 года власти региона и города заявляли о факте начала проектирования новой развязки. Рассматривались три варианта реконструкции участка: автомобильная эстакада, железнодорожный тоннель и железнодорожная эстакада. Выбрали последний, как самый дешевый: 220 млн рублей — проект, 440 млн рублей — общая стоимость работ.

«РЖД» всегда была очень «тяжелым» партнером в подобных переговорах. Несмотря на то, что корпорация в конечном итоге получала новую железнодорожную эстакаду, ее позиция оставалась предельно жесткой. Простым языком ее можно сформулировать так: «Вам нужна дорога — вы за все и платите». В ноябре 2016 года Анатолий Дашкевич, комментируя ситуацию в интервью изданию «Федерал-пресс» подтвердил это, хотя и отрицал сложность переговоров с железнодорожной компанией: «Мы получили от них (ОАО «РЖД» — Properm.ru) технические условия на реализацию проекта и учли их. Город должен компенсировать РЖД убытки за разрушение существующего путепровода, который, к слову, входит в уставной капитал РЖД. Сумма компенсации определяется стоимостью проекта строительства нового путепровода — в районе 200 млн рублей».

В результате длительных переговоров и согласований начало работ сдвинулось еще на год и реконструкция возобновилась только в 2017 году в три этапа:

  • 1 этап — строительство железнодорожных путепроводов с переустройством железнодорожных путей.
  • 2 этап — реконструкция участка автомобильной дороги и улицы Героев Хасана от автодороги Пермь-Екатеринбург до ул. 4-я Ферма.
  • 3 этап — реконструкция улицы Героев Хасана от ул. 4-я Ферма до улицы Василия Васильева.

Общая стоимость работ превысила 680 млн рублей (без стоимости самого путепровода). Подрядчик ЗАО «Уралмостострой» Мостоотряд № 123. Движение поездов на новый путепровод переключили 30 мая 2018 года, а все остальные работы продолжались до конца 2018 года.

Этап 4. Ул. Хлебозаводская — ул. В.Васильева, 2019 — наши дни…

И вот здесь над реконструкцией снова навис злой рок, не то в виде внешних обстоятельств, не то в виде общего краха проектно-строительного блока, который наблюдался в краевой и городской администрациях в последние годы. Реконструкцию ул. Героев Хасана от ул. Хлебозаводская до ул. Василия Васильева не смогли начать в том же 2018 году из-за проблем с проектно-сметной документацией.

Аукцион провели только 9 июля 2019 года. Победителем стало ООО «СКФ «АТМ», сумма контракта 920 млн рублей. Но уже тогда было известно, что это только часть общей суммы. В муниципальной программе «Организация дорожной деятельности в городе Перми» говорится, что в 2019 году на участке от Хлебозаводской до Васильева выполнят подготовительные работы и переустройство коммуникаций, в 2020 году уложат земляное полотно, а в 2021-м введут участок трассы в эксплуатацию. Финансирование на 2019 год 248,6 млн рублей. В общем, же работы должны пройти на участке в 1,7 км и обойтись согласно документу, в 1147162,100 рублей. Только это тоже оказалось не полной стоимостью…

5 сентября 2019 года подрядчик без объявления войны вышел на тропу реконструкции и спровоцировал коллапс. Стоять «у линии боёв» пермяки начали с раннего утра. Как выяснилось позднее, ночью ремонтники огородили две трети ширины магистрали на участке от Бродовского тракта в сторону улицы Васильева, оставив для проезда по одной полосе в каждую сторону. Проблемы и резонанс оказались настолько велики, что Дмитрию Самойлову пришлось публично отчитывать своих подчиненных в Instagram: «Организация работ и отсутствие предупреждения людей со стороны «Пермблагоустройства» не выдерживают никакой критики… Кроме как разгильдяйством и пофигизмом сегодняшний старт работ на Героев Хасана и не назовёшь. Директору МКУ «Пермблагоустройство» Евгению Масалеву объявляю выговор за отвратительную подготовку к началу реконструкции. Поручил представить мне полную выкладку по мерам стабилизации ситуации и в кратчайшие сроки минимизировать трудности для людей»

При этом, судя по всему ни мэр, ни его подчиненные сами были не в курсе даты начала работ и ее дальнейших графиков. В принципе отсутствие контроля со стороны администрации уже давно критикуется и депутатами и СМИ, но положение не меняется. С очередным этапом реконструкции произошла ровно та же история. Критика организации и хода работ продолжается уже больше года. С публичными инспекциями на место работ, как кажется, уже успели съездить чиновники и депутаты всех уровней власти. Но единственное, что происходит реально — удорожание сметы. Стоимость завершающего этапа реконструкции ул. Героев Хасана в соответствии с заключением государственной экспертизы достигла 1,7 млрд рублей. Потребовалось дофинансирование проекта на сумму 452,5 млн рублей. Таким образом цена достигла «психологически важной» отметки в 1 млн рублей за 1 погонный метр.

При этом работы стоят. Нужно переложить теплосети и тротуары, что каким-то образом не было учтено в начальном проекте. Объявленный мэрией конкурс 16 июля 2020 года завершился провалом. На контракт стоимостью в 125 млн рублей не нашлось желающих. Повторный аукцион мэрия собирается объявить до конца июля 2020 года. Насколько все это приведет к затяжке работ — неизвестно. Впрочем, в мэрии не унывают. Официальный срок сдачи объекта — 1 августа 2021, а за это время, как говорил Ходжа Насреддин: «или ишак, или эмир».

К сегодняшнему дню реконструкция одной пермской улицы длится уже 12 лет и она по праву входит в пятерку долгостроев города. Приблизительная стоимость всех работ достигла 4,5 млрд рублей. На протяжении всех этапов условная цена росла от 450 тыс. до 1 млн рублей за один погонный метр реконструированной улицы. Отметим, это только прямые расходы, отраженные в прямых же государственных контрактах, они могут не учитывать ряда дополнительных расходов. Получается погонный метр ремонта обошелся бюджетам в среднем в 750 тыс. рублей без учета инфляции.

Окончательную цифру можно будет сказать только после полного окончания реконструкции.

"