Posted 15 сентября 2020,, 03:02

Published 15 сентября 2020,, 03:02

Modified 2 марта 2023,, 15:52

Updated 2 марта 2023,, 15:52

Who is Алексей Бураков? Почему банкрот возглавил Корпорацию развития Пермского края

Who is Алексей Бураков? Почему банкрот возглавил Корпорацию развития Пермского края

15 сентября 2020, 03:02
Татьяна Зырянова
Фото: Максим Кимерлинг для Properm.ru
Действующий генеральный директор КРПК Алексей Бураков признан банкротом как физическое лицо 26 июня 2019 года. Должник сам подал заявление о признании его несостоятельным (банкротом). Суд определил ввести в отношении Алексея Буракова процедуру реализации имущества сроком на шесть месяцев. При этом Алексей Бураков остается владельцем предприятий с миллиардными оборотами.

Руководителем «Корпорации развития Пермского края» Алексей Бураков стал весной 2020 года. Он сменил на этом посту бывшего замминистра строительства Прикамья Игоря Ведерникова, который руководил компанией с марта 2019 года.
«Корпорация развития Пермского края» была зарегистрирована в 2006 году, на 100% принадлежит Пермскому краю, единственный учредитель — министерство строительства региона. За 14 лет компания сменила 13 руководителей. Основной проект корпорации в настоящее время — строительство жилого комплекса «Любимов» в правобережной части Березников. Но по данным Properm.ru, не только и не столько достройка жилья для переселенцев в Березниках станет задачей Буракова. Его горизонты гораздо шире.

Уставный капитал КРПК, по данным kartoteka.ru, 1,9 млрд рублей. Выручка за 2019 год — 396,9 млн рублей, чистая прибыль — 179,2 млн рублей.

КРПК является учредителем «Комплексного расчетного центра «Прикамье», выручка за 2019 год — 250,2 млн рублей, чистая прибыль — 14,9 млн рублей. На 25% КРПК принадлежит АО «Международный аэропорт «Пермь». Выручка аэропорта за 2019 год 1,8 млрд рублей, чистая прибыль 366,8 млн рублей.

Подробнее о компании, принадлежащей Пермскому краю, читайте здесь:
Что такое КРПК? Разбираемся, кто контролирует строительство значимых объектов в Прикамье

Последнее время КРПК подбирает банкротов. Озвучены планы по предполагаемой покупке Треста №14 вместе с его долгами и недостроями. Новый руководитель организации тоже переживает банкротное дело.

Алексей Бураков родился в 1972 году в Кургане. Окончил Государственную академию нефти и газа им. И.М. Губкина, обучался в Высшей школе экономики по программе Executive MBA (магистр делового администрирования).
Алексей Бураков — кандидатура врио губернатора Дмитрия Махонина. Бураков владеет компанией «РК-Интегратор», которая торгует природным газом и нефтепродуктами на товарно-сырьевой бирже. По информации Properm.ru, именно биржевая торговля познакомила Буракова с Махониным, который во время работы в ФАС РФ активно продвигал идею развития биржи, в частности торговлю леса с помощью биржевых механизмов. Дмитрий Махонин руководил управлением регулирования топливно-энергетического комплекса и химической промышленности ФАС России с 2013 по 2020 год. Бураков является исполнительным директором Ассоциации участников товарно-сырьевого рынка.
«Дмитрий Махонин хорошо знаком с Алексеем Бураковым и принимал кадровое решение с учетом его деловых качеств», — заявил «Коммерсантъ-Прикамье» источник, близкий к главе региона.

Банкротство

Определение арбитражного суда города Москвы о признании Алексея Буракова банкротом было принято 26 июня 2019 года. Должник сам подал заявление о признании его несостоятельным (банкротом). Суд определил ввести в отношении Алексея Буракова процедуру реализации имущества сроком на шесть месяцев.

По закону, с даты принятия арбитражным судом решения о признании гражданина-должника банкротом и о введении реализации имущества гражданина наступают последствия, предусмотренные статьями 126, 213.30 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». К числу таких последствий относятся запрет на руководящие должности в компаниях. Многие СМИ, узнав про банкротство Буракова, написали про то, что он не может возглавлять КПРК по закону. Но в КРПК считают, что это не так, что он может быть топ-менеджером.

Корпорация развития Пермского края (официальная информация):— Установлено, что в отношении Алексея Буракова введена процедура реализации имущества для покрытия его долговых обязательств. По имеющейся информации, имущества, предложенного для реализации на торгах, достаточно для завершения имущественного спора и заключения мирового соглашения. Ожидается, что рассмотрение вопроса в суде будет завершено до конца текущего года. Вследствие этого данный случай не подпадает под действие п. 3 ст. 213.30 закона «О несостоятельности (банкротстве)», который предполагает запрещение занимать руководящие должности в течение трех лет. Таким образом, назначение Алексея Буракова на должность гендиректора АО «КРПК» соответствует действующему законодательству.

Закон гласит следующее: «В течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом». То есть если не сейчас, то после завершения дела о банкротстве, может оказаться, что Алексей Бураков не имеет права занимать пост генерального директора КРПК.

Но трактовать строки из закона применительно к данной ситуации опрошенные Properm.ru юристы не стали. «Надо тщательно разбираться в деле, — пояснили в одной из юридическихъ компаний, — в конце концов, если прокуратура увидит нарушение, то внесет представление или обратится в суд, а суд решит, законно ли занимает должность признанное банкротом физическое лицо».

Из материалов дела следует, что общий размер денежных обязательств должника перед кредиторами составляет 257,7 млн рублей, из которых 251,7 млн рублей — основной долг, 6 млн рублей — проценты. Имущество (активы) должника включает в себя: земельный участок в деревне Маркуши Тверской области, два автомобиля, на счету в Сбербанке 3,1 млн рублей, наличными 8 тыс. рублей, вексель, выданный ООО «АС» номинальной стоимостью 3 млн рублей, обремененный залогом в пользу ООО «Долговой центр»; вексель, выданный АО «РК Интегратор» номинальной стоимостью 21 млн рублей, обремененный залогом в пользу ООО «Долговой центр»; дебиторская задолженность ООО «АС» в сумме 70,8 млн рублей, обремененная залогом в пользу компании «Долговой центр».

Официально на момент банкротства Алексей Бураков был трудоустроен в АО «ЭРТАконсалт» (с 2018 года) в должности заместителя генерального директора, ежемесячная заработная плата составляет 39,1 тыс. рублей. Также трудоустроен по совместительству в ассоциации участников товарно-сырьевого рынка с 2019 года, размер заработной платы составляет 0,25 ставки — 26, 1 тыс. рублей за вычетом НДФЛ. Доказательства наличия иных источников постоянного дохода в материалах дела отсутствуют. Кредиторами являются компании ООО «Долговой центр», «Алгоритм сервис», «ДСК».

5 августа 2020 года финансовый управляющий Алексея Буракова Светлана Краснораменская выставила на открытый аукцион имущество должника: два автомобиля и земельный участок. На автомобиль BMW 530D XDRIVE GRAN TURISMO, 2014 года и автомобиль VOLVO XC60 2012 года покупателей не нашлось. Земельный участок площадью 46,2 тыс. кв. м в деревне Маркуши Тверской области (земли сельскохозяйственного назначения) куплен за 190 тыс. рублей. Также финансовый управляющий сообщила, что вексель АО «РК Интегратор» выкуплен у Буракова самой компанией за 14,9 млн рублей. АО «РК Интегратор» принадлежит Буракову. На сегодняшний день уставный капитал компании составляет 500 тыс. рублей. Компания зарегистрирована в Симферополе (в Крыму), генеральный директор компании Петр Тябердин. Выручка предприятия в 2018 году 3,2 млрд рублей, в 2019 году 1,1 млрд рублей, а чистая прибыль 106 и 50 тыс. рублей соответственно. Основной вид деятельности предприятия — «торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами».

Как может быть банкротом владелец компании, работающей с прибылью, а выручка и вовсе 1,1 млрд рублей за 2019 год? По словам адвоката адвокатского бюро «Ахметов, Хозяйкин и партнеры» Валерии Бурковой, ситуации, при которых физическое лицо может быть признано банкротом имея при этом долю в уставном капитале действующего хозяйственного общества, встречаются достаточно часто.

Валерия Буркова, адвокат адвокатского бюро «Ахметов, Хозяйкин и партнеры»:— При этом, если общество работает без прибыли (или с минимальной прибылью), его участник может вообще не получать никаких доходов (дивидендов) от его деятельности. Обороты общества в таком случае значения не имеют. В любом случае доля должника в уставном капитале общества является активом, который должен быть включен в конкурсную массу и реализован с торгов. Однако, по ряду причин такой «актив» может быть исключен по ходатайству заинтересованного лица из конкурсной массы должника, тогда до торгов дело не дойдет.

По словам адвоката, как правило, такое исключение возможно в виду экономической нецелесообразности продажи доли в уставном капитале, поскольку затраты на организацию торгов могут превысить цену, за которую доля будет реализована. Лоты в виде доли в уставном капитале ООО в «банкротных» торгах редко пользуются спросом, так как зачастую представляют собой «кота в мешке».

Торговля нефтью и консалтинг

После окончания Университета нефти и газа им. Губкина в 1995 году Бураков устроился в компанию «АЗС-Инвест», торговавшую топливом. В 1999 году он был её коммерческим директором. По данным журнала «Свой бизнес», компания «АЗС-Инвест» импортировала бензин А-92 и А-95 — в то время в России эти марки производились в объемах, не покрывавших внутренний спрос. Кризис 1998 года сильно пошатнул положение импортеров, способствовал росту внутреннего производства. До дефолта компания продавала до 150 тыс. тонн высокооктанового бензина в год, это миллиардные обороты, если в рублях. Из-за резкого падения объемов продаж в кризис компания обесценилась, акционеры согласились продать ее за несколько десятков тысяч долларов. Активы, по данным журнала «Свой бизнес», были выведены, но оставались клиентская база из 900 контрагентов, контакты с заводами, сотрудники. Алексей Бураков выкупил компанию. Сумма сделки не раскрывалась.

Начинающий предприниматель взял в кредит 1 млн долларов под 38% годовых, по его словам. Кредит был оформлен под залог оборотных средств. В 2000 году Алексей Бураков нашел новых партнеров — американский инвестиционный фонд Vostok. «Это была небольшая, совершенно закрытая структура, которая занималась агробизнесом в Тамбовской области, — пояснял Бураков журналу «Свой бизнес». — Мы познакомились через общих друзей, после чего фонд вошел в состав акционеров «АЗС-Инвест». Вместе с фондом Бураков создал компанию «АИВНафта», банковский кредит был погашен, фонд получил отдачу за инвестиции, Бураков стал единоличным собственником трейдера уже в 2002 году.

В 2003 году Алексей Бураков стал владельцем «Регионального сельскохозяйственного производственного объединения «Тройка-Агро Молоко». На нем он опробовал свою идею комплексной услуги: поставка топлива плюс консультации по минимизации издержек, связанных с расходом этого топлива. Бураков заверял, что внедрение различных технологий оптимизации в компаниях-потребителях ГСМ позволит сократить расход топлива в среднем на 20%, а финансовые затраты — на 15%. На примере агрохолдинга «Тройка-Агро» команда Буракова провела аудит и снизила расход топлива в агрохолдинге, по их данным, на 60%.

В 2008 году сельскохозяйственное предприятие Буракова заняло у американской компании «QVT Fund LP» (инвестиционный фонд в Джорджтауне) 17,8 млн рублей, или 650 тыс. долларов США. Срок погашения займа составлял 92 календарных дня. Неизвестно, погасило ли предприятие долг, в 2010 году «Тройка-Агро Молоко» было ликвидировано.

Алексей Бураков, судя по изученным Properm.ru источникам, творческая натура, инновационные идеи он реализовывал на базе своих предприятий. Так, после успешного опыта оптимизации топливных расходов в агрохолдинге «Тройка-Агро» Бураков предпринял попытку перепрофилировать компанию «Алгоритм топливный интегратор» из обычного трейдера в трейдера, оказывающего услуги консалтинга.

По данным СПАРК, Бураков был учредителем и руководителем больше десяти юридических лиц, сфера деятельности которых — «торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами». У некоторых компаний солидная выручка и прибыль. На момент обращения Буракова в суд с иском о самобанкротстве почти у всех обществ появились другие учредители и руководители. Как минимум у четырех из них владельцем и руководителем стала Юлия Бондаренко.

Предприятия, с которыми связан (был связан) Алексей Бураков

Наименование Участие (выход) Выручка за 2019 год, рублей
ЭРТА бывший совладелец (50%), вышел из состава учредителей в 2018 году 9,4 млн
Ассоциация участников товарно-сырьевого рынка

бывший исполнительный директор, сменен в июле 2020 года

--
ТК Алгоритм бывший владелец (100%), вышел в 2018 году 129,9 млн
РТ-ИТ бывший директор и совладелец (51%), вышел в 2016 году нет данных
РСХПО ТРОЙКА-АГРО МОЛОКО бывший совладелец (100%) ликвидировано
РК-Интегратор владелец (100%) 1,1 млрд
Процессинговый центр «АВТОЙЛ» бывший владелец (100%), вышел в 2017 году 438,8 млн
Гранойл бывший владелец (100%) ликвидировано
АТС бывший совладелец (2%), еще 98% принадлежит АС (бенефициар с 2019 года Юлия Бондаренко) 574,7 млн
Алгоритм топливный интегратор (АТИ) бывший генеральный директор 14,7 млрд
АС бывший владелец (100%), бывший генеральный директор , с 2019 года бенефициар Юлия Бондаренко 2,3 млн

Других компаний, кроме как принадлежащих до 2018 года Алексею Буракову, у Юлии Бондаренко нет и не было. По данным СПАРК, Бондаренко является гражданкой Беларуси. В 2016 году она работала директором в компании РТ-ИТ.

На родственников Алексей Бураков компании не переписал, хотя его дочь уже успела побывать в номинальных учредителях компаний отца (ООО «АС»). Всего у Буракова трое детей, один из них несовершеннолетний.

Trade in Perm

В 2017 году состоялось открытие представительства Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) в Перми. На открытии присутствовал генеральный директор компании ООО «Алгоритм Топливный Интегратор» Алексей Бураков, раздавал интервью. Идея развития биржевой торговли «подружила» Алексея Буракова и Дмитрия Махонина, который работал тогда в ФАС России.

Руководитель ФАС России Игорь Артемьев не раз отмечал значимость биржевой торговли для развития конкуренции в Российской Федерации: «Привлечение большого количества хозяйствующих субъектов к участию в биржевых торгах направлено на построение прозрачной системы ценообразования, с учетом спроса и предложения, и на развитие свободной конкуренции. Одним из инструментов для создания в России развитых конкурентных рынков в Национальном плане развития конкуренции определена биржевая торговля».

Идеи по развитию биржевой торговли, в том числе лесом, Дмитрий Махонин презентовал в Перми, проводил пресс-конференцию, давал интервью, подписывал от ФАС РФ трехсторонние соглашения с правительством Пермского края и торгово-промышленной палатой. Разговоры о важности биржи, о том, что надо запустить процесс, велись и в 2016, в 2017, в 2018 году, риторика и аргументы — примерно одни и те же.

Алексей Бураков еще в 2016 году заявлял, что для его бизнеса Пермский край — один из важнейших регионов присутствия компании. «Мы нацелены на плодотворное сотрудничество с региональными предприятиями и, конечно же, будем и дальше прилагать совместно с ЗАО «СПбМТСБ» все усилия для развития организованной биржевой торговли», — комментировал он свой интерес к Прикамью.

В 2020 году у давней идеи Буракова, СПбМТСБ и Дмитрия Махонина появился хороший шанс для развития биржевой торговли на площадке отдельно взятого региона — Дмитрий Махонин стал врио губернатора региона. 4 сентября 2020 года Федеральная антимонопольная служба, Правительство Пермского края и Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа (СПбМТСБ) снова заключили соглашение о сотрудничестве в сфере биржевой торговли.

«Соглашение нацелено на реализацию в Пермском крае Национального плана развития конкуренции и внедрение биржевых технологий на рынке нефтепродуктов, природного газа, леса, лесоматериалов, минеральных удобрений, строительных материалов и других сегментов экономики, которые входят в число приоритетных отраслей Прикамья», — сообщил Дмитрий Махонин.

Искать смысл и инвестиции

Судя по программному интервью Алексея Буракова, которое он дал «Коммерсантъ-Прикамье», пока новый руководитель корпорации не очень представляет, чем должна заниматься КРПК. Например, приписывает ей функции УКС (управления капитального строительства), тут же подчеркивая, что КРПК не должна выполнять функции УКС:

  • «Наша задача — готовить инфраструктуру для других застройщиков и инвесторов: провести межевание, подготовить сети, коммуникации».
  • «Каждый должен заниматься своим делом. К тому же в регионе есть более сильные строительные компании, чем КРПК».
  • «Но лучше бы этим занимался УКС. Все же мы не стремимся быть строительной структурой, девелопером, заказчиком или генподрядчиком».

В ответах на вопросы Алексей Бураков незаметно открещивается от таких проектов КРПК, как, например, реконструкция бывшего здания ВКИУ под гостиницу или строительство конгресс-центра. Очень вкратце отвечает на вопросы про самое больное детище КРПК — строительство ЖК «Любимов» для переселенцев в Березниках и строительство домов для расселения ветхого и аварийного жилья. Не раз подчеркивает, что роль корпорации не строить, а привлекать инвестиции, готовить под них инфраструктуру. КРПК должна «трансформироваться в полноценную инвестиционную компанию», «не хватает не хватает четко сформулированной, внятной стратегии». По всей видимости, первое, чем займется «человек Дмитрия Махонина», кроме биржевой торговли, это выработкой стратегии для КРПК. Горький опыт поиска подобных концепций и векторов в Пермском крае подсказывает, что три года на это уйдет точно. А через три года будет понятно, имеет ли право Алексей Бураков занимать руководящие должности в юрлицах или все же нет.

"