Posted 20 августа 2020, 10:27
Published 20 августа 2020, 10:27
Modified 2 марта 2023, 15:46
Updated 2 марта 2023, 15:46
На первом этаже администрации Дзержинского района людно. Народ, что собрался в коридоре, пришел на публичные слушания о смене высотности для участка на ул. Локомотивной, 1 за Дворцом культуры железнодорожников. Там РЖД собирается построить гостиницу (читаем: общагу) для своих сотрудников.
Люди стоят двумя группами. Представители госкорпорации (юристы и проектировщики) держатся вместе. Их легко узнать по униформе — все пришли в классических костюмах. Остальные — жители Паркового и близлежащих к ДКЖ домов. Они просто рассредоточились по коридору. Кто-то стоит в очереди, чтобы записаться на выступление во время слушаний.
Спустя несколько минут сотрудница администрации командует: «Можете подниматься на второй этаж. Вас там встретят». Уже при входе в зал заседаний становится понятно, что сюда все не вместятся, а люди еще продолжают «подтягиваться».
Обеспокоенный риском нарушить предписание Роспотребнадзора о «социальной дистанции», пожилой чиновник уносит стулья за ширму, чтобы участников можно было рассадить на «безопасном» расстоянии. Однако все это оказалось зря. Пермяки предпочли не сидеть на полу или стоять в коридоре. Они берут ситуацию вместе со стульями в свои руки. Мест все равно не хватает. Некоторые, в том числе депутат законодательного собрания Александр Григоренко, стоят в дверях. Кто-то выглядывает из коридора.
Начинается все более-менее спокойно. Модератор представляет докладчика — главного инженера строительной дирекции Свердловской железной дороги Антона Спиридонова и просит все вопросы задавать ему после доклада. Но, как только представитель РЖД начинает улыбчиво рассказывать о том, что корпорация собирается построить, из зала доносятся выкрики «Громче!», «Ничего не слышно!». Становится понятно, что к концу слушаний начнется «жара».
Если не вдаваться в детали презентации Спиридонова, то РЖД хочет «сделать благоустройство территории, которого сейчас нет» и вместе с гостиницей в 10 этажей построить спортивную площадку, стадион, установить фонари и протянуть дорогу от ул. Гатчинской вдоль стадиона «Локомотив» к своему зданию.
В целом, пермяки спокойно слушают проектировщика, несмотря на то, что на их лицах читается возмущение и гнев. Но пока своих эмоций никто явно не демонстрирует.
Первым от лица жителей выступает Александр Григоренко, которого от незнания или от волнения модератор слушаний представляет как депутата Законодательного собрания Пермской городской думы (правильно — Пермского края). Депутат выражает мнение, схожее с позицией большинства собравшихся здесь — никакого строительства быть не должно.
«Я здесь не как депутат, а как житель Дзержинского района. Считаю, что любого строительства в зоне, прилегающей к Черняевскому лесу, а по сути в самом лесу, не должно быть… Вспоминаю историю со строительством зоопарка, когда жители Дзержинского района и все пермяки отстояли лес. Тут, на мой взгляд, нужно сделать то же самое. Нужно твердо сказать, что мы против любого строительства в зоне Черняевского леса», — говорит Григоренко. Его слова аплодисментами поддерживают жители.
Модератор дает слово президенту фонда «Обвинская роза» Елене Плешковой. Общественница напоминает о важности леса для здоровья жителей не только как места для прогулок, но и как «щита» от выбросов автомобилей и предприятий Осенцовского промышленного узла. Также Плешкова говорит, что создание благоустроенной зоны с лавочками и стадионом, о которой рассказал проектировщик — «категорически противопоказано лесу». По ее мнению, люди не должны воспринимать эту территорию, как парк культуры и отдыха.
Елена Плешкова предлагает госкорпорации проявить социальную ответственность и рассмотреть другую площадку для строительства, где появление общежития будет уместно. «Недавно была продана территория Товарного двора, где можно было бы с успехом построить это общежитие. Думаю, если городские и краевые власти найдут в себе силы, политическую волю и начнут диалог с РЖД, то они такой вариант найдут», — заявляет член «Пермской зеленой коалиции». Второе предложение Плешковой касается защиты территорий рядом с Черняевским лесом от будущих посягательств любых застройщиков. Она считает, что нужно установить там зону озелененных территорий общего пользования (Р-2).
Схожую с Григоренко и Плешковой позицию высказывают депутат городской думы Надежда Агишева и экоактивист Надежда Баглей. Все согласны, что РЖД необходимы новые здания, чтобы обучать своих сотрудников. Однако делать это пермяки предлагают корпорации не в Черняевском лесу, чтобы не вступать в открытый конфликт с местными жителями и «зеленым сообществом».
Кроме темы экологии жители затронули и достаточно бытовые проблемы. Член правления ТСЖ «ЖК Олимп» Анастасия Миклина (дом находится на ул. Локомотивная, 1а и был построен со скандалом и судами) заявляет, что появление нового здания рядом может повредить конструкции их дома. Как оказалось, подвал и подземную парковку новостройки постоянно затапливают грунтовые воды. «Наша дренажная система может не справиться, и дом затопит», — заявила пермячка.
Проектировщик Антон Спиридонов изо всех сил пытается парировать претензии пермяков. Среди его тезисов:
Все его попытки «продавить» проект разбиваются о возмущенную реакцию пермяков. Кто-то выкрикивает фразы возмущения, другие говорят, что готовы быть «живым щитом» и стоять перед тракторами, если госкорпорация начнет там стройку.
Чтобы уравновесить мнения, слово берет студент-железнодорожник. 20-летний молодой человек пытается объяснить, почему ему нужно общежитие. Говорит, как тяжело живется в микрорайоне Комсомольский, ведь ездить на учебу далеко. И район, по мнению студента, там не самый комфортный. В ответ юношу «освистывают».
Градус напряжения поднимается еще выше. Становится сложно уловить, что пытаются объяснить друг другу стороны. Понятно одно: пермяки против любой стройки в естественных границах Черняевского леса и неважно, что юридически РЖД имеет право возвести там здание.
Шум обрывается, слово берет один из представителей железнодорожников. Мужчина заявляет, что компания могла все застроить зданием в четыре этажа и не выходить на публичные слушания. Он искренне не понимает, почему люди так негативно относятся к предложению по строительству и благоустройству, и при этом утверждает, что живет на Парковом. По мнению представителя РЖД, участок, где собираются построить общежитие — не лес, а «некая территория, неблагоустроенная и неорганизованная, заросшая диким лесом».
Такая риторика выводит пермяков из себя. Шансов на спокойный и конструктивный диалог уже нет. Начинаются разговоры на общие темы о миссии РЖД, будущем наших внуков, эмоциональных выкриков с обеих сторон становится больше, появляются апелляции к законам и нормативным актам. Звучит вопрос о высотности на участке. Один из жителей заявляет, что Правила землепользования и застройки не позволяют устанавливать подзону с высотой в 10 этажей в зоне Ц-4, где находится участок. В ответ представители РЖД говорят, что по таким вопросам нужно обращаться не к ним, а в администрацию. При этом от жителей госкорпорация ждет одобрения на строительство здания именно такой высотности.
Слово берет главный архитектор Перми Дмитрий Лапшин. Он пытается снять напряжение и резюмировать все вышесказанное. Чиновник вспоминает суд по выдаче разрешения для строительства ЖК «Олимп», рассказывает, что в 2010 году жители сами одобрили там зону Ц-4 и напоминает, что вопрос не о том, строить или нет, а о высоте будущей гостиницы. Людей, разумеется, такие слова злят еще больше.
Общественники и жители продолжают спорить с РЖД, кто-то вступает в словесную перепалку друг с другом, тезисы сторон повторяются раз за разом. Все это продолжается около 40 минут. В итоге спор обрывает сотрудница администрации — заложенный по регламенту час закончился давно. Она объявляет слушания завершенными и напоминает, что все участники могут направить свои предложения в течение двух дней.