Posted 10 сентября 2020,, 05:30

Published 10 сентября 2020,, 05:30

Modified 2 марта 2023,, 15:42

Updated 2 марта 2023,, 15:42

Больные сироты, детские сады и 25 тысяч звонков на телефон доверия. Три недетских проблемы Прикамья

Больные сироты, детские сады и 25 тысяч звонков на телефон доверия. Три недетских проблемы Прикамья

10 сентября 2020, 05:30
Олег Русских
Фото: Properm.ru
На ближайшем пленарном заседании Заксобрания депутаты заслушают традиционный, но от этого не менее интересный доклад о положении семей с детьми в Пермском крае. Особый настрой этому докладу придаёт то, что он должен продемонстрировать итоги двухлетней работы после нападения подростков в 127-й школе. На фоне вполне оптимистичных показателей, которые демонстрирует власть, есть минимум три больные точки: здоровье детей-сирот, детские сады и собственно работа с подростками.

Рожденные больными

По данным Пермьстата, детей до 14 лет у нас в Прикамье — 503 439 человек и еще 84,3 тыс. подростков 15–17 лет. Под медицинские осмотры в прошлом году попали 506 тыс. человек.
Здоровых среди них — только 21%, то есть около 100 тыс. У остальных есть те или иные формы нарушений или заболеваний. Согласно данным доклада 16% детей страдают хроническими болезнями разной степени тяжести. 63% детей имеют функциональные нарушения, не считающиеся хроническими заболеваниями (близорукость, искривления позвоночника и т.д.)

Интересная деталь, маленькие дети до 4 лет в целом стали болеть реже (на 3–4%). А по некоторым группам болезней снижение достигло 10–12%. Зато к подростковому возрасту количество болезней, которые набирают дети — растет. Во-первых, это все что касается зрения (+9%), далее следуют болезни костно-мышечной системы (+6,6%), системы кровообращения (+5%), болезни крови (+4,9%), эндокринной (+3,3%) и нервной (+2,0%) систем.

Но это цветочки. Среди воспитанников детских домов здоровых просто нет. В прошлом году врачи проверили всех 4 188 детей. Так вот, число здоровых среди них равно погрешности — 0,57% (23 человека). У 65% ребят — хронические болезни разной степени тяжести. Фактически детские дома надо перепрофилировать в больницы, две трети воспитанников нуждаются в квалифицированном и постоянном лечении. Система детских домов явно не в состоянии обеспечить нормальный уход и лечение таких детей.

Ситуация в замещающих семьях несколько лучше, хотя нормальной ее тоже назвать нельзя. 5,5% здоровых детей и 26,5% детей с хроническими болезнями. У остальных — функциональные нарушения нехронического характера.

Конечно, надо понимать, что многих детей, попавщих под государственную опеку бросали родители именно потому, что у этих детей врожденные заболевания. Но этот фактор не меняет общей картины. По сути дела, мы наблюдаем очередное свидетельство, что здоровье детей прямо зависит от уровня социального благополучия, а государство — худший опекун для наших детей из всех возможных вариантов. При этом судя по всему система детских домов не в состоянии обеспечить не только нормальное развитие детей, но и их физическое здоровье.

Наш родимый детский сад

Несмотря на декларативные заявления властей о постоянном решении проблемы с местами в детских садах, официальная статистика говорит об обратном. Судя по докладу, в Прикамье в детские сады и ясли в 2019 году ходили 163,9 тыс. детей до 7 лет. Это на 3 тыс. человек меньше, чем в 2018 году. Особенно сильно сократилось количество детей, которые ходят в ясельные группы: с 28,8 тыс. в 2018 году до 23,2 тыс. в 2019 году. Такую ситуацию региональные власти объяснили снижением рождаемости и, внимание, «нежеланием семей в большинстве случаев отдавать с 1,5 лет в детский сад, так как не всем детям поставлены прививки по возрасту».

Ситуация с падением рождаемости понятна: бэби-бум закончился, в детородный возраст вступило малочисленное поколение 90-х годов, вот нам и меньше детей. Что же касается нежелания отдавать малышей в ясли, то это в некотором роде даже хорошо. Получается, что родители имеют возможность сидеть с маленькими детьми дома, если конечно, не считать опасную тенденцию антипрививочников.

Но проблема в том, что эти объяснения властей никак не поясняют других данных столь же официальных. Речь идет о доле детей от общего числа, которые получили места в детских садах. Судя по докладу в детские сады у нас сейчас ходят 83,2% детей до 7 лет (согласно данным Росстата еще меньше — 74%, но в данные Росстата могут не включатся частные д/с). Годом раньше посещаемость составляла 84,8%. Уменьшение доли посещений никак невозможно объяснить сокращением рождаемости. Или у нас были волны массовых отказов? Так что скорее мы по-прежнему имеем дело с нехваткой мест, которую не может закрыть даже уменьшение общего числа детей.

Об этом говорит и статистка охвата так называемыми «вариативными формами дошкольного образования». У нас стало резко больше семейных дошкольных групп, которые используют как заменитель детского сада для детей до 6 лет. И мы видим сокращение мест по другим вариативным формам, особенно если сравнить с 2017 годом.

Подросток, подросток, взлети выше неба…

Раздел доклада, посвященный проблемам подростков, называется «Профилактика детского и семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности». Он насчитывает 10 страниц, что немного для столь серьёзной проблемы, но вполне достаточно в рамках одного доклада. Если судить по части цифр, то ситуация в школе 127, которая произошла в январе 2018 года, не может рассматриваться иначе как трагическая случайность. Например, в регионе сокращается количество детей в социально опасном положении:
«На 1 января 2018 года на учете состояли 3 410 семей (6 821 ребенок), на 1 января 2019 года — 3 322 семьи (6 832 ребенка). На конец года 3 308 семей (6 431 ребенок)».

Точно также сокращается численность детей, родители которых лишены родительских прав. По данным авторов доклада на 8% (в 2018 году — 740 человек, в 2019 — 681 человек). При этом так называемые риски социального благополучия нашли у 24,5 тыс. детей.

Зато другой фрагмент доклада чётко свидетельствует о том, что подростковые проблемы (и не только подростковые) никуда не исчезли и масштаб не уменьшается. Речь идёт о статистке работы Детского телефона доверия. Это прямая круглосуточная анонимная бесплатная, многоканальная линия с общероссийским номером телефона 8–800–2000–122, где непрерывно работают психологи. Так вот, с августа 2017 по август 2018 года туда поступило 22 722 звонков. Из них экстренную психологическую помощь в рамках телефонного консультирования получили больше 17 тыс. человек, из них 4160 обращений квалифицировались как кризисные. А по данным доклада за 2019 год на телефон доверия позвонили 25 197 раз, то есть принимали около 70 звонков в сутки.

Конечно, можно даже положительно оценить увеличение количества звонков на «горячую линию». Больше подростков, да и взрослых доверяют этому каналу связи и получают там помощь. Но вот беда, с каждым годом количество обращений в подобного рода организации и кризисные центры только растёт. А это означает, что в текущем режиме система профилактики проблем у подростков не срабатывает.

И напоследок. Судя по статистике звонков, явно виден существенный рост обращений с суицидальной тематикой, в том числе и взрослых. Причем за пару лет количество обращений выросло примерно на 30%. Это много.

"