Posted 23 сентября 2020,, 02:57

Published 23 сентября 2020,, 02:57

Modified 2 марта 2023,, 15:28

Updated 2 марта 2023,, 15:28

История за забором. Как в Пермском районе захватывают земли археологических памятников

23 сентября 2020, 02:57
Татьяна Зырянова
Вдоль берега Камы рядом с Усть-Качкой расположены несколько памятников археологии. Но, как это часто бывает в Пермском районе, здесь появились заборы и дома (что запрещено федеральным законом). Как минимум о двух таких случаях журналисту Properm.ru рассказали сотрудники Камской археологической экспедиции и бывший глава Усть-Качкинского сельского поселения.

Бывший глава Пермского района Александр Кузнецов оставил после себя «наследство» в виде незаконно распроданных и захваченных земель. Прокуратура уже подтвердила факты, изложенные в публикации Properm.ru про то, что земли Усть-Качки, находящиеся в подтопляемой водоохранной зоне были проданы незаконно. Кроме того, Properm.ru опубликовал расследование о том, как земельные участки доставались родственникам и друзьям чиновников за копейки. Активисты продолжают борьбу с захватом берегов, с уходящими в воду заборами и незаконным захватом прибрежных зон.

Очередные факты нарушения законодательства при распределении земель связаны с раздачей участков в границах археологических памятников.

А забор и ныне там

Вдоль берега Камы располагается много памятников археологии. В древности люди селились по берегам рек, да и сейчас предпочитают дачи или коттеджи в прибрежной зоне. Рядом с Усть-Качкой в деревне Дворцовая Слудка по берегу Камы расположены несколько памятников археологии — стоянка каменного века и несколько селищ «эпохи раннего железа». Об этом Properm.ru рассказала ведущий специалист научно-исследовательской части Камской археологической экспедиции (КАЭ) ПГНИУ, бывший начальник отдела государственной инспекции по охране памятников истории и культуры краевого министерства культуры Екатерина Чуйкина.

По ее словам, памятники неоднократно осматривали сотрудники экспедиции, как во время планового мониторинга, так и во время частных поездок, потому что «на пляже подмываемого берега можно периодически собирать подъемный материал — керамику и каменные орудия».

В 2012 году, сотрудники КАЭ обнаружили металлический забор, ограждавший участок берега. Он был установлен недалеко от берега и занимал территорию селища эпохи раннего железного века. За забором велось строительство коттеджа. Екатерина Чуйкина направила жалобу в государственную инспекцию по контролю за объектами культурного наследия Пермского края. Инспекция провела проверку, выявила, что надлежащим образом оформлена в собственность только та часть участка, которая находится за пределами памятника археологии. Остальная же территория огорожена забором самовольно. Инспекция выдала собственнику участка предписание: демонтировать забор и засыпать канавы, которые он вырыл с обеих сторон участка.

Через пару месяцев Екатерина запросила информацию по участку. Минкульт региона сообщил, что запланировал на 2013 год разработать проект границ территории памятника и провести кадастровые работы на участке. Из ответа госинспекции по охране памятников выяснилось, что собственник, которому вынесли предписания, продал участок почти сразу же после проверки, и контрольные мероприятия в отношении него инспекцией были приостановлены. Администрации района и сельского поселения провели свои контрольные мероприятия. Выявили, что участок за забором в границах памятника археологии никем не запрашивался и не отводился. Управлением Росреестра также провело проверку и подтвердило самовольный захват участка. Был составлен протокол об административном правонарушении и выдано предписание об устранении нарушения (необходимость оформления захваченного участка согласно законодательству).

Летом 2013 года сотрудники Камской археологической экспедиции по заданию краевого Министерства культуры определили границы территорий некоторых объектов археологического наследия, в том числе и этого, забор по-прежнему стоял, а канавы не были засыпаны.

На 2014 год:

  • были определены границы территории памятника,
  • организованы работы по подготовке землеустроительной документации для внесения в кадастр,
  • проведена проверка состояния памятника,
  • забор остался на месте,
  • но ведущихся за забором строительных и земляных работ в границах археологического объекта выявлено не было.

Минкульт (тогда это было в его полномочиях) не нашел оснований для проведения дополнительных контрольных мероприятий на этом объекте. Материалы по участку были направлены в управление Росреестра по Пермскому краю, которое выдало предписание об устранении самозахвата земель новому собственнику. Предписание не было выполнено. В связи с этим Росреестр направил обращение в администрацию Пермского муниципального района с требованием изъять самовольно захваченный участок, а для этого обратиться в суд.

Администрация Пермского муниципального района обратилась в районный суд к новой собственнице участка с иском об освобождении самовольно занятого земельного участка. В марте 2015 года эти требования судом были удовлетворены. Суд обязал освободить участок и перенести существующий забор в границы земельного участка, содержащиеся в сведениях государственного кадастра недвижимости. Краевой суд оснований для отмены решения районного суда не нашел.

Из решения суда следует, что собственница участка пыталась узаконить самовольный захват, осуществленный предыдущим собственником, но районная администрация отказывала в предоставлении земельного участка. Основание — территория является объектом археологического наследия, в границах которых запрещается предоставление земельных участков в собственность, отчуждение земельных участков из государственной или муниципальной собственности. Суд не нашел законных оснований для возникновения у собственницы права на спорный участок и признал факт нарушения земельного законодательства.

Администрация района получила исполнительный лист и направила его в отдел судебных приставов по месту жительства собственницы участка. Отдел судебных приставов возбудил исполнительное производство и установил срок для добровольного его исполнения — 5 дней. Это было в августе 2015 года. А в октябре 2015 года Екатерина Чуйкина лично, по ее словам, видела и забор, который все еще стоял, и строения за ним, уже расположенные в границах памятника. Properm.ru удалось выяснить, что забор все еще на месте, а за ним — какие-то строения.

Служба судебных приставов, чтобы выполнить требования решения суда, должна была организовать перенос забора, а затем выставить счет за выполненные работы нарушителю. Но сделано этого не было. Работы по внесению сведений об объекте археологического наследия в кадастр были завершены в 2015 году. Министерство культуры Пермского края издало приказ об утверждении границ территории объекта наследия, в кадастре недвижимости зарегистрирована «зона с особыми условиями использования территории объекта археологического наследия».

Екатерина Чуйкина:— Каждый орган власти исполнял свою функцию, в целом добросовестно, в пределах своих полномочий. Результаты есть: внесение сведений в кадастр недвижимости, признание самозахвата участка, судебное решение о переносе забора для освобождения территории памятника археологии. Все вроде бы хорошо, но… на бумаге, в письмах и решениях. А забор-то по-прежнему стоит!

Три года переписки, проверок и судебных разбирательств не сдвинули с места забор вокруг земельного участка в пределах памятника археологии. По словам Екатерины Чуйкиной, ей хотелось выяснить, возможно ли в нашей стране реальное исполнение законодательства в сфере охраны культурного наследия. «Скорее всего, этот случай не единичен, есть и другие, более вопиющие нарушения, как в нашем регионе, так и по всей стране», — говорит Екатерина.

На основании документов, которых нет

О похожем случае захвата земельного участка на территории памятника археологии рассказал бывший глава Усть-Качки Олег Гайдаш. По его словам, земли памятника археологии в деревне Луговой были предоставлены в частное пользование в обход всяких процедур. Он делал запросы в разные инстанции, по ним восстановил картину событий, установил, что участок передан в частную собственность по несуществующему постановлению.

Как выяснил Олег Гайдаш, участок земли в 5 га в деревне Луговая, выделенный на фотографии желтым цветом, был предоставлен в собственность Александру Редькину. Свидетельство (копия есть в распоряжении редакции) было выдано комитетом по земельным ресурсам Пермского района на основании постановления № 104/1 от 19 декабря 1995 года Усть-Качкинского сельсовета. Других полагающихся документов (акта выбора участка, выкопировки) нет.

Может, Олег Гайдаш и не обратил бы внимания на эти факты, но он, во-первых, серьезно увлекается археологией, а во-вторых, он был главой администрации поселения в 1995 году, когда был предоставлен участок. «Я никаких постановлений о выделении таких участков не подписывал, - рассказывает Олег Гайдаш. — Я обратился в архив, чтобы своими глазами увидеть это постановление. Но ответ пришел удивительный — такого постановления нет. Его не существует».

Редькин продал участок Александру Обирину, владельцу агрофирмы «Плодородие» и торгового дома «Плодородие». Обирин был депутатом Кондратовского сельского поселения и Земского собрания Пермского района, он считается человеком команды бывшего главы района Александра Кузнецова.

Археологические памятники в деревне Луговой открыл археолог со стажем, заместитель начальника Камской археологической экспедиции ПГНИУ Сергей Коренюк. Уже в 2020 году он обратился в государственную инспекцию по охране культурных объектов Пермского края по поводу незаконного выделения и освоения земельных участков на территории археологических памятников. Из инспекции пришел ответ, что земляные работы по крайней мере на одном участке проводились незаконно.

Олег Гайдаш в свою очередь обратился в прокуратуру Пермского района, в прокуратуру Пермского края и в генеральную прокуратуру Российской Федерации. Ответы пришли отовсюду практически одинаковые, но странные — Олегу Гайдашу рекомендовали обратиться в суд за «компенсацией морального вреда» и в полицию по поводу хищения участка в границах археологического памятника.

Олег Гайдаш:— После того как я получил результат этих обращений, я, человек с высшим медицинским образованием и специализациями в области психиатрии и клинической психологии, почувствовал себя беспомощным идиотом и, как Остап Ибрагимович Бендер, «потерял веру в людей». Налицо преступный сговор, участок выделен на основании постановления, которого нет.

Бывший глава Усть-Качкинского поселения обратился в полицию, но в возбуждении уголовного дела было отказано. Старший оперуполномоченный ОЭБ и ПК отдела МВД России по Пермскому району опросил Редькина, первого владельца участка. Тот пояснил, что у него в 1990-х годах была бригада работников, которая выполняла строительно-ремонтные работы, в том числе для совхозов, так они оказались в деревне Луговой — якобы что-то строили для совхоза «Луговской». И вот ему там понравилось («на рыбалку ездил»), захотел участок, обратился в администрацию. В администрации ему дали постановление о выделении участка. Кто именно выдал документ, не помнит, давно было, но кто-то в администрации Усть-Качкинского сельского поселения. На основании данного постановления в земельном комитете администрации Пермского района ему выдали свидетельство о праве собственности на землю. До 2000 года участок использовался для отдыха, в 2000 году Редькин его забросил, а в 2006 году продал. Оригиналов документов у него не сохранилось, кто занимался оформлением документов в администрации, не помнит. В итоге полиция Пермского района сообщила Олегу Гайдашу, что фактов хищения прав на земельный участок не выявлено.

Редькин до 2015 года был директором ООО «Красава инжиниринг» (закрыто в 2015 году), учредителями фирмы, по данным kartoteka.ru, были Владимир и Дмитрий Гордиенко. Владимир Гордиенко был депутатом Земского Собрания Пермского района, опять же человеком из команды Александра Кузнецова.

На запросы Олега Гайдаша в Росреестре ответили, что перерегистрировали участок в 2006 году (когда Редькин продал его) на основании свидетельства о праве собственности. «Как же они регистрировали собственность без первичных документов? На доверии?», — справедливо замечает Олег Гайдаш.

Недавно в инспекции по охране памятников истории и культуры прошло совещание с участием сотрудников ФСБ по противодействию разграблению археологических памятников «чёрными копателями». «К сожалению про расхищение земель, на которых находятся памятники, ничего не говорилось. А тема эта не менее актуальна, чем грабёж могильников», — уверен Олег Гайдаш и сотрудники КАЭ ПГНИУ.

"