Posted 8 октября 2020,, 03:00

Published 8 октября 2020,, 03:00

Modified 2 марта 2023,, 15:28

Updated 2 марта 2023,, 15:28

«Нам любые дороги дороги». Как тратят миллиарды из дорожного фонда?

8 октября 2020, 03:00
Татьяна Зырянова
Министр транспорта Пермского края Николай Уханов еще в 2017 году заявил, что миллиарды рублей из дорожного фонда будут вовремя уходить в муниципалитеты и поселения Прикамья. Но основные проблемные объекты в территориях так и остались проблемными.

Главы городов и поселений Пермского края заявляют, что денег на ремонт дорог нет. В министерстве дорог и транспорта большей частью информации о потраченных средствах не владеют, но говорят, что все средства уходят в полном объеме и вовремя. Жители продолжают жаловаться на самые проблемные объекты из года в год. Местные власти периодически засыпают ямы (обычно после жалоб на портале «Управляем вместе»). Properm.ru разбирался, куда и как тратятся средства на дорожный ремонт.

«Лишний» не лишний миллиард

По итогам 2016 года осталось неосвоенными (то есть запланированными на реконструкцию и ремонт дорог, но не потраченными на эти цели) порядка миллиарда рублей. Он не оказался «лишним», но потратить деньги на ремонт дорог в поселениях и муниципалитетах не успели. Главы поселений рассказывали Properm.ru, что не получали нормального дорожного софинансирования с 2009 года. Транши поступали настолько поздно, что подрячики поздней осенью укладывали асфальт, чтобы успеть «освоить» полученные средства. В итоге работы выполняли некачественно, дорожные пробы не соответствовали нормам и стандартам качества, аудиторы контрольно-счетной палаты региона признавали средства израсходованными неэффективно.

В 2017 году в территории края уже «ушли» средства дорожного фонда, порядка 4,4 млрд рублей, сумма, не снившаяся до этого муниципалитетам и поселениям. Сомнения в том, что они ее освоят качественно и в сроки, были. Но назначенный в 2017 году министр транспорта Пермского края Николай Уханов заявил в интервью Properm.ru, что с недобросовестными подрядчиками будут прощаться, не задумываясь. Он же пообещал, что деньги в муниципалитеты будут поступать в начале дорожного сезона, а не в конце, чтобы успевали всё сделать вовремя и качественно.

Кроме того, средства дорожного фонда стали поступать в муниципалитеты по заявкам: сколько запросил тот или иной район, столько и выделяет край. В итоге с 2017 года деньги на софинансирование дорожных ремонтов регион стал выделять вовремя, в бОльшем объеме, но ограниченном заявками от властей на местах.

Подход к финансированию и объем финансирования изменились, а количество отремонтированных километров практически нет. В 2018 году было отремонтировано и реконструировано 474,3 км дорог, а в 2019 году 436,8 км, по данным министерства дорог и транспорта Пермского края. По словам жителей поселений, страдает и качество ремонтов. Кроме того, остались не решенными проблемы с основными «болевыми точками».

Не въехать, не выехать

На Ферме жители очень ждут нормального заезда в поселок, а не через «бабочку», не через Лобаново. Properm.ru уже писал об этой проблеме, но пока ничего не изменилось. Люди все так же мучаются и ждут, когда построят съезд с трассы на Ферму. К узким спецалистам и на разные обследования (например, рентген, УЗИ) жителям приходится ездить в Лобаново. Тем, у кого нет машины, приходится доезжать на автобусе до федеральной трассы (остановка Замулянка), переходить по надземному переходу, на другой стороне пересаживаться на автобус до Лобаново. Каково это зимой, с коляской, например, можете представить.

Также чтобы попасть на Ферму из Перми, жителям приходится доезжать до Лобаново, делать круг по «бабочке» и возвращаться. Два года жители ждут этот съезд с трассы, но его нет.

Кроме того, жителям поселка Горный обещали съезд с Восточного обхода. Но и его до сих пор нет. «Нас уже сколько этими «завтраками» кормят! — возмущаются жители. — Говорили: «Что вы бубните, будет отдельная дорога с Восточного обхода». И где она?» В Двуреченском сельском поселении, по словам жителей, в 2020 году почти ничего не ремонтировали, кроме дороги между Горным и Фермой (ямочный ремонт).

В Пермском районе многие поселения долгое время не могут войти в федеральные программы по строительству и ремонту дорог. В 2017–2018 годах в рамках федеральной программы комплексного развития транспортной инфраструктуры «Безопасные и качественные дороги» было отремонтировано 58,1 км автомобильных дорог района и сельских поселений. На эти цели из федерального бюджета запрошено и выделено 236,5 млн рублей. В 2019 году в рамках этой же программы отремонтировано 23,5 км дорог (в два раза меньше, чем в 2018 году). Из федерального бюджета запрошено и выделено 159,4 млн рублей. В 2020 году в рамках этого же проекта планируется ремонт всего 14,9 км. На эти цели район попросил у федералов 100 млн рублей.

Яма на яме

«Сначала подрядчик укладывает серую глину с песком с небольшим содержанием бута. Затем насыпает речную песчано-гравийную смесь, слой в 3–4 сантиметра. В период затяжных осенних дождей всё продавится, и от такого «ремонта» не останется и следа», — рассказал о ремонте в Кунгурском районе местный житель. — На этот участок можно завезти 50 Камазов филипповского щебня, и дорога превратится в автобан. Но нет, подрядчик обходится ненормативными бесплатными материалами, добываемыми, по моему предположению, в Моховом или Подкаменном».

Жители района пишут жалобы на дорогу в социальных сетях и на портале «Управляем вместе», требуют проверить работу подрядчика на данном участке.

В Кунгурском районе в 2020 году должно быть отремонтировано восемь участков автодорог протяженностью 24,4 км, на сумму 64,4 млн рублей. Но в эти участки не входит до сих пор дорога, ведущая к главной достопримечательности района, города, да и Пермского края — Кунгурской ледяной пещере. Дорога разбита, находится на территории Филипповского сельского поселения. Ремонтировать эту дорогу собственник территории и гостиницы «Сталагмит» за свои деньги не может. За самостоятельный ремонт муниципальных дорог штрафуют. А другой дороги к Кунгурской ледяной пещере нет. В администрации поселения заявляют, что средств на ремонт нет и не предусмотрено.

В Добрянском городском округе, участок дороги в районе поворота к деревням Большая и Малая Липовая и СНТ Шемети находится в неудовлетворительном состоянии — огромные ямы и выбоины. Автомобилям приходится объезжать данный участок дроги по обочине.

Доля дорог в нормативном состоянии в Пермском крае составляет всего 67%. В 2019 году в рамках нацпроекта отремонтировано 63 дорожных объекта общей протяжённостью 96 км.

В 2020 году планы по дорожному ремонту были озвучены на заседании проектного комитета Пермского края по реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В рамках нацпроекта в Перми ремонтируют 14 объектов, в Пермском муниципальном районе семь, в Добрянском районе — пять объектов, в Краснокамске — четыре объекта.

По словам министра транспорта Пермского края Николая Уханова, планировалось провести аукционы и заключить контракты до начала февраля 2020 года, «чтобы с началом сезона активно начать дорожные работы».

Объём субсидий на 2020 год на софинансирование мероприятий по ремонту дорог общего пользования местного значения составляет 5,7 млрд рублей.

По данным специалистов краевого министерства, все лимиты доведены до поселений, абсолютно все заявки оплачены. А в поселениях отвечают, что денег нет. На самом деле, понять, кто говорит правду, невозможно. У министерства дорог и транспорта Пермского края нет информации, на какие именно объекты поселения запрашивали деньги у районов и муниципальных округов, а районы и муниципальные округа у края. В министерстве нет информации, на какие объекты средства уже начали осваивать, а где подрядчики не найдены, какие объекты уже завершены, сколько средств на них запрашивали, сколько потратили по факту. Узнать, была ли включена дорога в заявку на финансирование, невозможно.

Например, в Кудымкаре очень глубокие ямы, которые невозможно обьехать, на улице Загородная. В отделе ЖКХ управления строительства, гражданской защиты и развития инфраструктуры администрации города Кудымкара сообщают, что «лимиты асфальто-бетонных смесей исчерпаны, данный участок будет включен в план работ на 2021 год». По словам жителей, раньше им отвечали, что дорога была включена в план работ на 2020 год.

В деревне Капидоны Пермского района от дорог остались одни названия. Как по ним передвигаться, непонятно, а в администрации Пермского района жителям сообщают: «По информации, предоставленной администрацией Култаевского сельского поселения, в бюджете поселения в 2020 году отсутствуют денежные средства на работы по обустройству дорожного полотна в щебеночном исполнении улиц Садовая и Луговая в деревне Капидоны».

Ситуация с ямами, выбоинами, разбитыми дорогами и некачественно проведенным ремонтом складывается практически во всех территориях края. Жительница Лысьвы обратилась в местную администрацию с жалобой на разбитую дорогу на улице Видунова. «Стоит заметить, что глубина ям составляет более 50 сантиметров, проезжать в данном месте очень проблематично, учитывая, что данный микрорайон вообще не оборудован наружным освещением, то и пройти пешком в темное время суток там не безопасно для граждан. Прошу принять меры», — сообщила женщина.

Заявительнице ответили, что ямы засыпать нечем, и в план по отсыпке дорог на 2021–2023 годы данный участок не внесен.

В 2018 году Николай Уханов говорил о том, что главы поселений и муниципалитетов должны нести персональную ответственность за такие разбитые дороги. По словам опрошенных Properm.ru глав поселений, местных депутатов, проблема не в них. В ряде случаев (например, Пермский район) полномочия по ремонту дорог забрали себе районные власти, и достучаться до них со своими запросами, ямами, которые надо засыпать, нереально. Еще одна проблема — никакого комплексного обледования, инвентаризации так и не сделано. То есть, в каком состоянии дороги в крае, где участки на гарантии, где нет, когда будут ремонтировать и как, точно не скажет никто. На особенно критические заявления, появляющиеся на портале «Управляем вместе» реагируют: ямы засыпают, заливают бетонно-асфальтной смесью.

С 2018 года в Пермском крае реализовано не более 10 крупных проектов по ремонту, реконструкции и строительству дорог. Перечислим все основные: проведен капитальный ремонт автодороги от Перми до Новых Лядов, ремонт региональной автодороги общего пользования «Западный обход г. Перми» (42–47 км), начато строительство дороги Кунгур — Соликамск на участке Березники — Соликамск. В 2019 году начата реконструкция улицы Революции и продолжена реконструкция улицы Героев Хасана, отремонтирована дорога Частые-Бабка (Частинский район). Ведется реконструкция автомобильной дороги «Чусовой-Калино-Верхнечусовские Городки» и строительство обхода Куеды, отремонтирован подъезд к Кунгуру. Реконструировано шоссе Космонавтов от улицы Свиязева до моста через Мулянку (спрямление четырёх участков).

"