Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Пермский край
Всего заражений
18890 +296
Выздоровели
12899 +235
Умерли
882 +14
Properm.ru
Убытки транспортной реформы покроют за наш счет. Чего ждать пермякам, и кто ответил за провал Администрация Перми собирается решить финансовые проблемы общественного транспорта с помощь радикальных методов. Главное средство лечения – ампутация: меньше автобусов меньшего размера реже ездят. С учетом сокращения объемов транспортной работы 2019 года с маршрутов города исчезнет примерно каждый четвертый рейс. Это не закроет финансовую дыру, а вот недовольство пассажиров и перевозчиков вызовет. Депутаты гордумы могут напрямую потребовать замены виновных чиновников.

Убытки транспортной реформы покроют за наш счет. Чего ждать пермякам, и кто ответил за провал

21 сентября 2020, 13:45

Убытки транспортной реформы покроют за наш счет. Чего ждать пермякам, и кто ответил за провал
Фото: Properm.ru
Администрация Перми собирается решить финансовые проблемы общественного транспорта с помощь радикальных методов. Главное средство лечения – ампутация: меньше автобусов меньшего размера реже ездят. С учетом сокращения объемов транспортной работы 2019 года с маршрутов города исчезнет примерно каждый четвертый рейс. Это не закроет финансовую дыру, а вот недовольство пассажиров и перевозчиков вызовет. Депутаты гордумы могут напрямую потребовать замены виновных чиновников.

На заседании комиссии пермской думы по контролю за транспортной реформой 17 сентября глава города Дмитрий Самойлов фактически признал неспособность своих подчиненных решить финансовые проблемы сферы общественного транспорта: «Мы пока не нашли рецепт, по которому будем в 2021 году жить лучше с точки зрения сокращения кассового разрыва транспортной отрасли, — заявил мэр — Но основные направления обозначены — сокращение дублирования маршрутов, увеличение интервалов движения в межпиковое время и усиление контроля за сбором выручки. Мы совершенно четко и спокойно смотрим на возможность повышения тарифа в 2021 году…»

Впоследствии пресс-служба поспешила уточнить, что Дмитрий Самойлов имел в виду повышение 2022 года, но, если честно, это не самое важное. Главное: проблемы, созданные плохим администрированием и планированием реформы, предложено решить только за счет пассажиров и глава города с этим согласен.

Резать и еще резать

По информации Properm.ru, начальник департамента транспорта Анатолий Путин и куратор отрасли Людмила Гаджиева получили распоряжение искать варианты сокращения затрат отрасли на 10%. Господин Путин представил набор мероприятий. С января 2021 года предлагается закрыть маршруты №№ 25, 28, а также все маршруты с маркировкой «Т» (постепенно до 2024 года). Под «укорачивание» попадут №№ 38,62,56,6,10,68,19,4,42. Так же, может быть понижен класс автобусов с «большого» до «среднего» на семи маршрутах: №№ 19, 42, 51, 18, 24, 48, 80. По данным чиновников, эти маршруты имеют заполняемость в часы пик менее 70 человек на рейс. Поэтому возможно использование автобусов среднего класса с длиной более 8,5 м и вместимостью от 70 человек. По расчётам администрации Перми эти мероприятия позволят сэкономить 455,8 млн рублей за год.

При начале реформы объем транспортной работы уже сократили на 15%. Тогда и Анатолий Путин и Людмила Гаджиева говорили, что перед властями стояла задача сократить объем транспортной работы, чтобы бюджет «потянул» оплату перевозчикам, а тариф не слишком вырос. «Дореформенный» годовой объем транспортной работы оценивался в 69 млн км в год. «В тех закупках, которые мы будем объявлять по новой модели, предусмотрен объем 58 млн км в год. Бюджет на 2020–2022 годы рассчитан исходя из того, что мы будем заказывать, объем выше минимального» — заявлял господин Путин в 2019 году.

Сокращения, которые предлагают провести сейчас, рассчитаны чиновниками транспортной отрасли исключительно в деньгах, но если спроецировать их оценку на объемы, то сокращение можно примерно оценить в 10%. И таким образом общий объём годового километража может составить примерно 52,2–52,5 млн километров. Общее сокращение с дореформенным периодом таким образом составит около 24%. При этом базовая цена на проезд уже выросла с 20 до 26 рублей.

Если переводить на язык продуктового магазина, то в 2020-м году пакет молока уменьшили с 1 литра до 850 мл, а платить за него предложили на 10–30% дороже в зависимости от социальной категории. В 2021 году пакет уменьшают до 760 мл, а вырастет ли цена молока пока и вовсе неизвестно. Взамен покупателям разрешили платить за молоко банковскими картами.

Дыра в измерение убытков

Финансовая дыра (ее вежливо называют кассовым разрывом) сферы общественного транспорта Перми прогнозируется по итогам года в размерах от 1,8 млрд до 2,5 млрд рублей. По сообщению начальника департамента транспорта администрации города Анатолия Путина, который подвёл итоги работы отрасли в августе, пассажиропоток отрасли за месяц вырос на 15% до 13,8 млн человек. Доход по всем маршрутам — 292 млн рублей (рост 12% к прошлому месяцу). Отметим, речь идет только о тех пассажирах, кто заплатил за проезд. «Зайцы» по-прежнему не считаются. При этом расходы тоже вновь увеличились на 4%. Кассовый разрыв отрасли между доходами и расходами в августе — 237 млн рублей (на 9 млн меньше, чем в июле). При этом Путин, по итогам первой половины сентября, спрогнозировал уменьшение кассового разрыва до 163 млн рублей и по итогам года выход на озвученную мэрией цифру дефицита в 1,8 млрд рублей за год. Депутат Сергей Богуславский не согласился с выводами чиновника в части финансовых показателей. По его расчетам ситуация в августе принципиально не изменилось, кассовый разрыв отрасли к концу года составит около 2,5 млрд руб.

Откуда взялась финансовая дыра? Ранее, чиновники мэрии во всем винили коронавирус. Теперь точка зрения изменилась: ковид, конечно повлиял, но это не главная причина. В порядке убывания названы: завышение пассажиропотока при планировании, а также плохое администрирование, в частности работа по безбилетникам. Плюс к этому спрогнозированный рост безналичной оплаты проезда и бесплатных пересадок (то есть снова неправильное планирование).

Чиновники не дают публичных ответов на вопрос: «А почему стали возможно ошибки при планировании?» Ответ, между тем, есть: у мэрии не было фактически никаких обоснованных данных о пассажиропотоке, когда они принимали решения. Частные перевозчики, получавшие выручку не учитываемой наличкой, называли чиновникам ровно такие показатели, какие были бы выгодны при получении субсидий и общении с налоговыми службами. Общей базы пассажиров никогда не было. При опоре на такие цифры ошибки не только возможны, они неизбежны. Еще за год-полтора до начала реформы эксперты, депутаты в один голос предлагали администрации Перми сначала ввести электронный учет пассажиров и такую же оплату билетов. За год можно было получить всю корректную информацию, а уже на ее основании планировать финансовые показатели новой транспортной модели. Людмила Гаджиева и ее подчиненные предпочли не услышать экспертов.

Лечение хуже болезни

Чтобы победить финансовую проблему, главным инструментом Людмила Гаджиева и Ко видят сокращение расходов, причем через уменьшение объемов работы. Меньше автобусов меньшего размера реже ездят. Это выход?

Похоже, нет. Тезис о «дублировании маршрутов» не выдерживает критики, поскольку все дублирование убрали еще при первом сокращении. Сейчас будут «резать» по-живому. Например, три маршрута (№ № 6,10, 68) следующие по ул. Ленина предлагают укоротить до Театра-Театра и сэкономить на этом 70 млн рублей за год. Откуда взялись эти цифры — неизвестно, зато известно, насколько довольны будут люди, едущие на Пермь-2 из Мотовилихи и Закамска, а так же жители Нагорного, спешащие в центр и ПГНИУ.

Как поступят пассажиры, которых сейчас будут лишать возможностей доехать или делать это с многочисленными пересадками, в полных автобусах? Точка зрения чиновников: «Поедут, никуда не денутся». Но уже сейчас в Перми постепенно распространяется популярное московское явление, когда группы соседей-сослуживцев оплачивают такси/частную машину до работы вскладчину. Машина на четырех вполне сопоставима по цене с общественным транспортом с учетом комфорта, скорости и эпидемической безопасности. Можно предположить, что популярность будет только нарастать. А если спрос окажется велик, не сомневайтесь, в гаражах еще много старых «газелей». И отставленные от дела пермские перевозчики знают как организовать «серые» маршруты.

Есть и другой аспект: на 70% действующих маршрутов сейчас перевозчики работают по длительным контрактам и фиксированным расценкам. За каждый километр пробега положены деньги. Заявленная экономия, в первую очередь, финансовые потери бизнеса, который под эти деньги закупал новые автобусы, нанимал персонал, формировал стратегии. Существенно изменить контракт в одностороннем порядке практически невозможно. Судя по всему перевозчики пока не определились в своем отношении к возможным предложениям мэрии. Не понятно также в полном ли объеме они доводились до участников рынка — Properm.ru известно, что вариантов балансировки рынка, минимум, два. Например в компании «PT Лайн» отказались от комментариев до официальных заявлений или предложений администрации Перми. Так же высказались и некоторые другие перевозчики.

Директор НП «Новый-Автоальянс» Александр Стерлягов пояснил, что проекты сокращения не касаются его маршрутов и он не может оценить экономические потери. Но в целом, подход мэрии не кажется ему обоснованным и оправданным. Перевозчик считает, что возможность регулировать условия контрактов сейчас существует только с теми маршрутами, где нет долговременных контрактов. Тендеры по ним, по мнению перевозчика, надо отложить и разыграть тогда, когда будет четко понятна ситуация. Кроме того, надо работать с линейным контролем (с «зайцами») и системой АСУП.

Об этом же говорят и ряд депутатов городской думы. Владимир Молоковских провел свой анализ пассажиропотока на маршрутах где одновременно работают ЕСОП (система оплаты билетов) и АСУП (датчики учета пассажиров на входе). По его расчетам треть пассажиров не платит за проезд. Депутат Павел Фадеев, в сетевой дискуссии о необходимости отставок причастных к реформе чиновников, обозначил позицию мэрии как дилетантскую и волюнтаристскую: «Мы настаиваем на профессиональном подходе, когда принимаемые решения основаны на точных цифрах и расчетах… а пока присутствует волюнтаристский и дилетантский подход. «Мы решили, и все!» К примеру, изменить класс автобусов на 80-м маршруте, вместо больших пустить средние автобусы. Зачем, почему, кто считал наполняемость, в какие часы можно пускать средние? Никто не знает. Но уже предлагают. Так что речь не о сакральной жертве, а об оценке не справившихся с задачей чиновников».

В том же ключе высказался и руководитель думской комиссии Александр Филиппов: «На сегодняшний день накопилось огромное количество вопросов, которые мы раз за разом задаем, а ситуация не меняется… Мы приходим к мнению, что ситуация зашла в тупик и без радикальных изменений, в первую очередь кадровых, проблему не решить. Когда говоришь очевидные вещи, а изменений не происходит, то нужно что-то менять»

В проекте повестке пленарного заседания городской думы 22 сентября нет вопросов о состоянии отрасли, но по информации Properm.ru обсуждение ситуации все-таки будет. И пока депутаты не готовы поддержать идеи мэрии о тотальной резке автобусных маршрутов города.


Оцените материал
40 7 5 78 49