Posted 24 сентября 2020,, 02:55

Published 24 сентября 2020,, 02:55

Modified 14 августа 2023,, 06:42

Updated 14 августа 2023,, 06:42

«Учителя собирают информацию про нас и наших детей! Зачем?» Рассказываем, что происходит

«Учителя собирают информацию про нас и наших детей! Зачем?» Рассказываем, что происходит

24 сентября 2020, 02:55
Татьяна Зырянова
Фото: properm.ru
Родители школьников Перми и Пермского края снова встревожены и делятся друг с другом противоречивой информацией в чатах и социальных сетях. Мол, учителя собирают данные о детях. Сами учителя жалуются, что не имеют права этого делать, что они надсмотрщики, что родители пытают их вопросами, на которые они не могут ответить. Журналист Properm.ru задал эти вопросы министерству образования Пермского края и школьным психологам.

Информацию об учениках школ, средних профессиональных учебных заведений и вузов собирают для разных целей, в соответствии с разными постановлениями и приказами. Сейчас всё объясним.

«Траектория»

В редакцию Properm.ru обратилась группа учителей, которые рассказали, что в регионе введена система под названием «Траектория». По словам учителей, это база данных, в которой содержатся данные об учениках, а вносить данные должны учителя. Раз в две недели педагог (чаще — классный руководитель) заполняет подробную анкету на каждого ребенка: адрес, данные о родителях, взаимоотношения в семье, поведенческие характеристики.

«Если я напишу, что ребенок после школы возвращается домой один, и эта информация куда-то „утечет“?  — возмутилась одна из учительниц. — Кто даст гарантию, что этой информацией не воспользуются злоумышленники, которые захотят причинить зло ребенку? » Кроме того, учителя высказывают озабоченность тем, что информация, собранная о ребенке, может быть неправильно подана или «где-то всплывет». «Например, при поступлении в вуз вдруг станет известно, что он уроки в школе прогуливал? Или был пойман пьяным на вечеринке с одноклассниками? А не повлияет это на пропускной балл при поступлении?», — задается вопросом учитель, у которой ребенок выпускник.

Ни одна из обратившихся учителей не согласилась открыто называть свое имя, всей информацией делились только на условиях анонимности. «Мало того, что уволят из одной школы, не дадут устроиться ни в какую другую», — пояснили они.

По данным Министерства образования Пермского края, «в первую очередь, „Траектория“ выступает инструментом межведомственного взаимодействия с целью профилактики и выявления фактов детского и семейного неблагополучия». С помощью системы ведется информационный учет семей и детей из групп риска, находящихся, например, в социально опасном положении. Кроме того, подчеркнули в минобре, система будет учитывать и критерии успешности ребенка, положительные стороны его индивидуального развития.

Раньше учет велся на бумажном носителе, благодаря системе работа переведена в электронный формат. Доступ к системе имеют только специалисты органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Каждый специалист имеет свой личный пароль и логин для входа в систему и несет персональную ответственность за разглашение и передачу информации иным лицам. При этом у каждого открыт свой уровень пользования программой.

«Траектория» создана по инициативе правительства Пермского края, является инструментом реализации федерального и регионального законодательства в области профилактики детского и семейного неблагополучия. Начала работать в сентябре 2019 года.

В министерстве образования Properm.ru рассказали, что родительского согласия на внесение данных об учениках в систему не требуется — «На обычное регулярное педагогическое наблюдение, осуществляемое классными руководителями, согласие родителей не требуется».

 

Из комментария министерства образования Пермского края: — Классные руководители оценивают и учитывают уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, изучают индивидуальные особенности и динамику их развития, ведут документацию и личные дела, осуществляют обучение и воспитание с учетом психолого-физиологических особенностей обучающихся на основании своих должностных инструкций и функций классного руководителя.

 

Данные родителям недоступны, но, по всей видимости, запросить их можно. Решение о проведении индивидуальной коррекционной работы принимается образовательной/медицинской организацией коллегиально и с учетом мнения родителей (законных представителей) ребенка. Причиной создания «Траектории», очевидно, стали трагические случаи в школах: «колумбайнеры» в школе №127, суициды учеников двух гимназий, смерть школьника, связанная с употреблением токсических веществ, смерть девочки от голода (в Краснокамске).

Социально-психологическое тестирование

В отличие от «Траектории» этот сбор информации требует согласия родителей. Бланки этих согласий родители старшеклассников получили на этой неделе. Журналист Татьяна Татаринова на своей странице в социальной сети Facebook написала, что её сын принес форму для подписи на её добровольное согласие на участие ребенка в социально-психологическом тестировании.

 

Татьяна Татаринова: — Никаких исходных данных на форме. Кто просит, для чего именно? Зато сказано, что «я получила объяснения о целях» и даже «мне была предоставлена возможность задавать вопросы, касающиеся тестирования». В случае моего несогласия просят объяснить причину. А мои вопросы таковы — а зачем присылать такие безликие формы с ребенком? Через кого я могу получить результат тестирования? И, вообще, стоит ли подписывать форму от некого, неизвестно мне оператора тестирования?

 

Какую информацию, кто и зачем собирает, Татьяне не объяснили, несмотря на то, что в предоставленной «форме» написано, что родители получили объяснение о целях тестирования, конфиденциальности, продолжительности тестирования, результатах.

По словам Татьяны, она, может, и не против какого-то психологического тестирования, но она против анонимности подхода.

«Я могла бы подписать эту форму, если бы у меня было четкое понимание зачем некому оператору тестирования социально-психологические данные о моем ребенке и для каких целей, изучений это будет использовано. И как это поможет мне в понимании моего ребенка, как я смогу получить результаты его тестирования, с кем обсудить их. Неприятно поразило отсутствие даже базовой информации об операторе и целях тестирования. Абсолютно анонимная форма. При этом, она наполнена уверениями от лица подписавшего о том, что он/она получил все необходимые объяснения. Со мной никто не говорил, не объяснял мне в устной либо письменной форме о целях и последствиях тестирования. Этой формой просят поставить подпись, дать согласие на то, что ты не понимаешь. Это как подписывать контракт не читая и удивляться, когда что то пошло не так», — пояснила Татьяна Татаринова.

Мнения родителей разошлись, кто-то соглашается предоставлять информацию школе, кто-то нет:

  • «Всегда пишу отказ — причина „не доверяю вашему специалисту“; детям запретила тоже давать согласие — причина „мама против“.
  • Не подписываю. Могу себе позволить психолога для ребенка, если надо. А вот что школа будет делать с информацией, мне неизвестно“.
  • Я подписала. Сказали, что это какой-то психологический тест. Но приверженцы теории заговора говорят, что это может быть использовано против нас“.

Одни говорят, что всё должен объяснить классный руководитель, вторые считают, что это работа школьного психолога, третьи сетуют на то, что школьного психолога днем с огнем не сыщешь.

Как выяснил журналист Properm.ru, тестирование проводится на основании приказа министерства образования Пермского края. Он принят в исполнение приказов министерства просвещения и образования РФ.

Аналогичный предыдущий приказ минобра был принят еще в 2018 году, а 27 августа 2020 года принят новый, измененный. Приказом предусмотрен регламент проведения социально-психологического тестирования в школах утвержден «в целях раннего выявления лиц, склонных к немедицинскому употреблению наркотических средств и психотропных веществ».

Министерство образования обязано провести тестирование в школах, училищах и вузах, а по результатам тестирования принять меры «по проведению необходимых профилактических и коррекционных мероприятий в соответствии с действующим законодательством».

  • Тестируют школьников с 8 по 11 классы, студентов 1 и 2 курсов училищ и 1 курса вузов.
  • Социально-психологическое тестирование проводится на основе методики, разработанной коллективом психологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и методики «Наркориск», разработанной работниками НОУ «Международная академия бизнеса» (Москва).
  • Для обработки результатов тестирования минобр привлекает регионального оператора. Как сообщили Properm.ru в министерстве, это ГБУ ПК «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
  • Регоператор составляет итоговый акт (количество обучающихся, количество участников тестирования, количество обучающихся, имеющих риск потребления наркотических средств и психотропных веществ).
  • Минобр передает итоговый акт результатов тестирования в Министерство здравоохранения Пермского края для планирования дополнительных мер по профилактике незаконного потребления обучающимися наркотических средств и психотропных веществ.
  • Минобр информирует антинаркотическую комиссию Пермского края о результатах тестирования.
  • Регоператор направляет выписку из итогового акта результатов тестирования в органы управления образованием муниципалитетов, образовательных учреждений для организации профилактических, коррекционных и иных психолого-педагогических мероприятий.
  • Органы управления образованием и учебные учреждения разрабатывают и реализуют систему профилактических, коррекционных и иных психолого-педагогических мероприятий с обучающимися и их родителями.

Раньше в приказе министерства образования (от 2018 года, например) было предусмотрено, что результаты тестирования передают в прокуратуру региона, в МВД РФ по Пермскому краю, в комиссию по делам несовершеннолетних. Сейчас в приказе этого нет. Сказать наверняка, передают или нет данные тестирования детей в эти инстанции, никто не смог.

По словам психолога школы Duplex Полины Орловой, цель психологического тестирования — «выявить в подростке факторы склонности к зависимому поведению, что может в конечном счете привести к употреблению психоактивных веществ (табака, алкоголя, наркотиков)».

«Наши дети не защищены от встречи с теми, кто захочет оказать на них давление и вовлечь в неприятные истории. Важно понимать, сможет ли ваш ребенок вовремя сказать „нет“, — обращается к родителям Полина Орлова.

Что оценивает диагностика:

  • потребность в одобрении,
  • подверженность влиянию группы,
  • принятие установок на зависимое поведение социума,
  • склонность к риску,
  • импульсивность,
  • тревожность,
  • принятие родителями,
  • принятие одноклассниками,
  • социальная активность,
  • самоконтроль поведения.

Результаты тестирования, по данным минобра, не являются основанием для каких-либо санкций, ребенок не ставится на учет, ребенку не ставится диагноз. Но при этом по результатам тестирования родители могут обратиться к психологу за помощью. Тест психологический, анонимный и добровольный. До 15 лет он проводится с согласия родителей, после 15 лет — с согласия самого подростка.

Каждый родитель имеет право на получение информации о результатах СПТ своего ребенка, не достигшего 15 лет. Дети с 15 лет могут обратиться за результатами теста самостоятельно. Результаты тестирования анонимны и конфиденциальны — информация о результатах может быть доступна только родителям ребенка и психологу школы. Информация не подлежит разглашению. Всем участникам выдается логин в виде кода.

 

Полина Орлова, психолог школы Duplex: — Методика изучает не личность ребенка, а условия, в которых он оказался. Тестирование помогает понять, какие факторы затрудняют развитие личности подростка, а также оказать индивидуальную профилактическую помощь и развить механизмы психологической защиты. Создать безопасную среду для вашего ребенка — мы можем только вместе.

 

И «Траектория», и социально-психологическое тестирование были запущены в сентябре 2019 года. Почему только сейчас учителя и родители забеспокоились и заговорили про это? Объяснения, на самом деле, обыденны и связаны с пандемией коронавирусной инфекции. В сентябре образовательные учреждения знакомились с системой, вносили в свои планы тестирования, обсуждали, как учителя будут заполнять данные, полученные в результате тестирования. Всё это с перерывами на каникулы, новогодние праздники. А в апреле все ушли на самоизоляцию. И перед коронавирусом все остальные проблемы померкли. Летом 2020 года многие наслушались про «чипирование», и есть даже те, кто отнесся к этому без доли иронии. А осенью в школах стали раздавать странные формы согласий, не подразумевающие отказов, да еще и без объяснений.

"