Posted 29 сентября 2020, 04:04
Published 29 сентября 2020, 04:04
Modified 2 марта 2023, 15:28
Updated 2 марта 2023, 15:28
Недавно в центре Перми появились несколько остановок, которые вызвали гомерический хохот пермяков. Их немедленно не толерантно прозвали «остановками для карликов». Высота остановки в 2,1 м определена по техническому заданию, но получилось еще ниже. Поставлены навесы кое-как, а судя по подобным контрактам такой псевдопавильон мог обойтись городу примерно до 280 тыс. рублей
Уже после общегородского смеха в департаменте транспорта администрации Перми, пояснили, что в ГОСТе нет зафиксированных нормативов высоты для остановочных конструкций. В техническом задании указывается требование высоты павильона не ниже 2,1 м. Недочет павильона на улице Борчанинова уже устранен подрядчиком за собственный счет.
Но речь не только об этом недочете. Даже если поднять высоту, такие навесы все равно остаются фактически скворечниками с минимальными боковыми стенками и почти полным отсутствием задней, глубиной всего 1,5 м. При этом, цены на остановочные павильоны сейчас в Перми доходят до 700 тыс. рублей, а начинаются со 156 тыс. рублей. Город двигался к подобным тратам долго и планомерно. В 2017 году остановку город закупал от 70 до 100 тыс. рублей.
В советские и постсоветские времена в Перми были два типа остановок. Первый представлял из себя бетонный дот без передней стенки. Капитальная остановка была настолько хороша, что в ней не только ждали, но ели, пили и спали. Второй тип формой походил на первый, но сделан был из листового железа. Вот типичный пример капитальной остановки, облагороженный позднейшей росписью.
На рубеже и в начале 2000-х в деле остановочного сервиса наметились подвижки. Киоски и раньше ставили рядом, но в этот период наиболее разумные предприниматели стали совмещать торговые павильоны с остановочными. Тогда администрация города этому не препятствовала, скорее наоборот — содействовала. Владелец киоска получал долговременную аренду на хорошем месте, а взамен поддерживал чистоту и порядок на всей остановке. Понятно, что дизайн и эргономика делались «кто в лес, кто по дрова» и со всем размахом нашего тогдашнего понимания красоты. Но все эти небольшие трудности, решались разумным контролем со стороны районных администраций. В некоторых точках Перми, например, на Садовом и Парковом, такая практика привела к созданию стационарных и долговременных торгово-остановочных комплексов. И не было в этом ничего дурного.
Но примерно в 2010 году отношение к киоскам, вообще, и к таким совместным торгово-остановочным вариантам, стало меняться. Договоры аренды не продлевались и постепенно бизнесмены уходили с остановок. Тогда же в рамках «культурного проекта» Олега Чиркунова и Марата Гельмана, новый дизайн павильонов заказали Артемию Лебедеву. Визуально красивые, сделанные с привлечением известных иллюстраторов, «остановки Лебедева» оказались непосильной ношей для мэрии. Город просто не смог поддерживать их в нормальном состоянии, их даже к электричеству подключить не сумели (остановки оснащались лампами). Вторая проблема этих павильонов — дороговизна. По тем временам обычная остановка обходилась примерно в 70 тыс. рублей. Остановка Лебедева стоила в пять раз дороже. По словам самого дизайнера, дизайн-проект остановки обошелся в 500 тыс. рублей, а цена одного павильона составляет 350 тыс. рублей. Печать на стеклах стоила около 500 рублей за кв. м.
В 2016 году Артемий Лебедев подвел итог эпохе своих остановок в Перми в довольно резких выражениях, ссылаясь на агентство «Текст»: «Английский язык больше не нужен в Перми. Ни один иностранец больше не летает в Пермь на выходные, как это было еще недавно. Исконная пермская культура взяла верх, москальских варягов прогнали ссаными тряпками. Теперь суровая сермяга ласкает взор горожан»
Тогда остановочный пункт в сквере Уральских добровольцев закрасили серой и черной краской. Информацию на русском и английском о направлении, предыдущей и следующей остановке трамвая, закрасили черным цветом. Стенки остановки, на которых раньше были цветные рисунки, замазали серой краской.
После эпохи Лебедева в остановочном пространстве наступил хаос. В 2016 году в городе считали 1086 остановок, из них 626 — с павильонами. Официально ГОСТам соответствовали, якобы, 800 из них. Стандартов не было. За последующие три года ситуация в городе кардинально ухудшилась. К весне 2019 из общего числа остановок осталось 670 (состояние большинства аварийное). Мы насчитали минимум пять вариантов дизайна и эргономики только на центральных улицах Перми, при этом понимаем, что на самом деле их много больше.
Состояние остановок напоминает о постапокалипсисе. Дыры в крыше, проемы, заделанные оргстеклом, проломы. Такое ощущение, что в городе до сих пор не разобрались с последствиями урагана типа «Катрина».
Глядя на эргономику создаётся ощущение, что кудесники квадратной трубы и поликарбоната, что проектировали павильоны, никогда сами в Перми транспорт не ждали, да и вообще живут на райских островах, где с неба падает только манна и разноцветные бабочки.
Весной 2019 года руководители транспортной отрасли Перми в рамках транспортной реформы объявили начало крестового похода на остановки. По официальному сообщению: «В связи с реформой транспортной системы до 2023 года в городе должны построить 30 остановок и установить 70 остановочных павильонов. На эти цели из бюджета выделено 68,7 млн рублей. Новые остановки будут с лавочками и урнами, в них одновременно смогут находиться от 40 до 135 человек. Сделают их из прочных материалов для полноразмерных и узких посадочных площадок в едином архитектурном стиле». Затем цифра новых остановок выросла до 203.
Откуда такая точность? В октябре 2019 года выступая перед депутатами городской думы об этом заявила Людмила Гаджиева. По нормативам мэрия не обязана ставить павильоны на остановках, где проходит меньше 100 человек в сутки. Как узнали про проходимость остановок, если нет данных по пассажиропотоку — не спрашивайте, но вместо почти 1,1 тыс. павильонов, в Перми мгновенно осталось 873. Из них 670 уже стоят (неважно какие они и в каком состоянии), значит осталось поставить 203. В ноябре 2019 года начальник Департамента дорог и транспорта Анатолий Путин в интервью Properm.ru пояснил: «Новая остановка стоит от 400 до 900 тыс. рублей в зависимости от её размера, площади».
Крестовый поход, как и в истории, несколько задержался. Небольшую часть конкурсов провели в прошлом году, но большая аукционов прошла этим летом. На портале госзакупок мы насчитали около двух десятков прошедших тендеров примерно на 56,4 млн рублей. Вполне возможно, что могли посчитать не все. В администрации Перми сообщили, что на остановочных пунктах города в 2020 году установлено 12 новых конструкций: три павильона и девять навесов. До конца 2020 года должны быть установлены еще 116 павильонов и навесов.
Какие остановки появятся в Перми? Первый самый дешевый тип — «железный ящик из прошлого» размером 5×2 м. Его цена в массовом производстве по одному из разыгранных контрактов — 156 тыс. рублей за единицу. Крашенный серым алюминиевый полимер и поликарбонат — вот и весь дизайн.
По мере роста количества стекла и «дизайнерских» элементов растет и цена остановки. Вот такие (тоже 5×2 м) обойдутся по одному из конкурсов примерно в 213 тыс. рублей. Обратите внимание на одной странице техзадания дизайнерский эскиз и его реальное воплощение. По ним и должны действовать подрядчики
Десятиметровые остановки, в зависимости от дизайна могут обойтись городу в обозначенные Анатолием Путиным 400–500 тыс рублей. 15-метровые дошли в конкурсах до 678 тыс. рублей.
Что же касается «скворечников», то создание таковых навесов в Перми обходится по подобным тендерам в 279 тыс. рублей. Их в городе будет много. Часть контрактов должна быть исполнена к 30 ноября 2020 года, остальные — летом следующего года.