Posted 20 октября 2020,, 03:02

Published 20 октября 2020,, 03:02

Modified 2 марта 2023,, 14:45

Updated 2 марта 2023,, 14:45

Снова пора скорбеть. Пермь в аутсайдерах по освоению средств дорожного фонда

20 октября 2020, 03:02
Татьяна Зырянова
В центре города, готовящегося к 300-летию, дороги разбиты так, что впору вновь по ним скорбеть. При этом краевая столица осваивает деньги дорожного фонда хуже практически всех территорий края.

В 2017 году Пермь освоила 83% средств краевого бюджета, запланированных на проектирование, реконструкцию и ремонт дорог, в 2018 году — 90,2%, в 2019 году — 72,5%. Почему краевая столица осваивает деньги дорожного фонда примерно как Кизел, где и с подрядчиками туговато, и с ценой за кв. м? Почему в центре Перми убитые дороги? В администрации Перми по этому поводу не дают комментария. В ответе на запрос пресс-служба мэрии сослалась на документы муниципальной программы «Организация дорожной деятельности в Перми». Properm.ru изучил эти документы.

Тише едешь — никуда не уедешь

Как следует из документов программы, к основным проблемам и рискам в сфере обеспечения комфортной городской среды относятся: низкая доля автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, отсутствие ливневой канализации и освещения.

Общая площадь проезжей части автомобильных дорог общего пользования местного значения составляет более 6,8 млн кв. м. В 2016 году меньше половины из них (47,5%) отвечали нормативным и допустимым требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям.

В 2017 году большая часть дорог все также оставалась в ненормативном состоянии (56,2%). И в 2018, и в 2019 годах картина не изменилась — обоснования для выделения средств на ремонт дорог всё те же — половина дорог в Перми «не отвечают нормативным и допустимым требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям».

Еще одна проблема — ливневая канализация: она либо отсутствует, либо находится в неудовлетворительном состоянии, которое требует, по данным муниципальной программы, «незамедлительного принятия мер по восстановлению эксплуатационных характеристик». Каждый год одного и того же — «незамедлительного принятия мер».

Доля автомобильных дорог, оборудованных исправными сетями ливневой канализации, на конец 2016 года составляла 4,6% от общей протяженности автомобильных дорог. В конце 2017 года эта цифра подросла — до 4,7%, а к концу 2018 года до 5,5%. Планы администрации Перми в отношении ливневок вообще не амбициозные — в среднем по 0,5% в год. Несложно посчитать, что такими темпами Перми понадобится 200 лет, чтобы привести в нормальное состояние ливневую канализацию.

Низким остается уровень освещения улиц, проездов, набережных — 75,3% в 2016 году, 76% в 2017 году, 78,6% на конец 2018 года. Наиболее нуждающимися в освещении остаются территории частной жилой застройки. Но о доведении освещения до 100% к концу 2023 года хотя бы в планах речи не идет. Администрация Перми будет расходовать средства так, чтобы к концу 2023 года уровень освещения вырос хотя бы до 84,9%.

Да и вообще нет в программе таких целей как доведение до 100% нормативного состояния дорог или ремонт всей ливневки, максимум доведение до нормы 85% дорог общего пользования. Так что в следующей муниципальной программе проблемы освещенности, ливневной канализации и нормативного состояния дорог вновь «всплывут».

Но и эти слабые планы власти Перми реализовать на 100% не могут. Освоение средств, выделенных на дороги и дорожную инфраструктуру, крайне низкое.

Ямы, деньги, отписки

По данным годовых докладов о реализации муниципальных программ, в 2016 году освоено 97,4% от плана (выделенных из всех источников). Причиной неосвоения стал, как говорится в докладе, «перенос средств на 2017 год в связи с выполнением работ подрядчиками в неполном объеме».

В 2017 году ситуация изменилась в худшую сторону — освоено 96,5% от всех запланированных средств, а причины все те же — «перенос средств на 2018 год в связи с выполнением работ подрядчиками в неполном объеме».

В 2018 и в 2019 году ничего не изменилось в политике расходования денег на ремонт дорог в Перми, освоено только 92,9% и 80,6% соответственно. Причем средства, поступаемые из федерального бюджета тратят все, а вот к краевым и городским деньгам отношение иное.

В администрации Перми по поводу низкого освоения средств, выделенных на ремонт дорог, не дают комментария. Как сообщила Properm.ru пресс-служба администрации Перми, ремонт улиц и внутриквартальных проездов ведется МКУ «Благоустройство района» «в соответствии с перечнем дорог, находящихся в ненормативном состоянии, а также на основании обращений жителей в рамках муниципальных контрактов по текущему содержанию». Не знаем, сколько лет надо обращаться в департамент дорог и транспорта, чтобы дорогу или внутриквартальный проезд отремонтировали. Пермяки пишут жалобу за жалобой, чаще всего получают отписки. Например, участок между домами Плеханова 55 и Плеханова 57 — отсутствует асфальтированное дорожное покрытие. В октябре 2019 года ямы и выбоины между домами засыпали гравием. Сейчас гравийное покрытие в ужасном состоянии, снова скапливаются лужи, снова ямы, камни разбросаны около домов.

Участок дороги на Аркадия Гайдара, 13а очень давно, по словам автомобилистов, находится в «ужасном состоянии», пермяки жалуются, что невозможно проехать.

Несмотря на то, что потратить все запланированные на дороги деньги, администрация Перми из года в год не может, пермякам отвечают, что денег на срочные ремонты нет. Например, тротуар на улице Монастырской, разбит, освещения толком нет, он ведет к детскому саду. Во время дождя родителям с детьми здесь приходится особенно сложно. Такая же ситуация с дорогой, ведущей к детскому саду №268. Обратившимся с жалобой родителям директор директор МКУ «Благоустройство Дзержинского района» города Перми Дмитрий Галиханов ответил: «Работы по ремонту указанного тротуара могут быть выполнены при наличии дополнительного финансирования в 2021 году».

Самое большое количество обращений на сайт «Управляем вместе», например, поступает именно по поводу центра города (уже полтысячи сообщений о ямах и выбоинах).

На ямы на дорогах, разбитые внутриквартальные проезды, колдобины и рытвины на тротуарах жалуются не только жители центра города, но и жители спальных районов. В Орджоникидзевском районе очень много жалоб связаны с дорогой, ведущей на кладбище. Как пишут заявители, «дороги как таковой и нет, сплошные ямы и рытвины, в сырую погоду еще и грязь. Люди не в самые лучшие моменты своей жизни вынуждены проезжать это участок пути и трястись по выбоинам, да и сами умершие желали бы лучшие условия «последнего пути». Неужели нельзя сделать нормальную дорогу за столько лет?»

В 2019 году затянули с утверждением документации по планировке территории, в результате не получили положительного заключения государственной экспертизы проекта на строительство и реконструкцию дороги по улице Журналиста Дементьева. Также не успели разработать проектную документацию на строительство дороги на улице Маршала Жукова. А от дороги на Маршала Жукова зависит проектирование и строительство реабилитационного центра.

В 2020 году все срывы сроков, неосвоение бюджетных средств, выделенных на дороги, отсутствие проектов, отсутствие работ на той же Маршала Жукова объяснят пандемией коронавирусной инфекции. Ну хоть какое-то разнообразие.

Пандемия коронавирусной инфекции уже идет в ход как главный аргумент:
Ковидом единым... Коронавирус как инструмент для объяснения всего

Что касается крупных объектов капитального строительства, в 2020 году продолжается строительство улицы Героев Хасана (от Хлебозаводской до Василия Васильева). Завершить реконструкцию планируется в августе 2021 года. Ведется реконструкция участка улицы Революции — планируют завершить до конца 2020 года. Улица Строителей представляет собой постапокалиптические картинки: брошеная техника, брошеные раскопки. Власти обещают, что автомобильную дорогу «Переход улицы Строителей от улицы Куфонина до улицы Стахановская» построят до 2027 года. Продление сроков реализации проекта связано с большим объемом выкупа земельных участков и оформлением земель в собственность Пермского края.

"