Posted 10 декабря 2020,, 06:30

Published 10 декабря 2020,, 06:30

Modified 2 марта 2023,, 14:42

Updated 2 марта 2023,, 14:42

В Пермском крае стало меньше детских лагерей. Как они пережили непростое ковидное лето?

10 декабря 2020, 06:30
Татьяна Зырянова
Председатель Ассоциации детских оздоровительных лагерей Пермского края Валерий Долгих рассказал Properm.ru, как лагеря пережили непростое ковидное лето, во сколько обошлось им соблюдение требований новых СанПиНов, и к чему они готовятся в следующем году.

Сколько лагерей закрылись?

— Валерий Николаевич, сколько детских лагерей открылось в этом году?

— Закрытие нескольких лагерей в 2020 году изначально не было связано с пандемией коронавирусной инфекции. Еще в конце 2019 года по решению собственников два лагеря «Лукойл-Пермнефтеоргсинтеза»: санаторий — профилакторий «Гармония» и загородный оздоровительный детский лагерь «Орленок» в селе Платошино, а также лагерь корпорации Ростех — «Орленок» в деревне Гамы были выставлены на продажу. Лагерь «Гудок», подведомственный ОАО РЖД, был закрыт на реконструкцию.

(По информации «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез», фактически у завода нет лагерей. Хозяйственной деятельностью занимается «Жилкомсервис», учредителем которого является профсоюз предприятия — Properm.ru).

Всего в этом году планировали работу 42 детских загородных оздоровительных лагеря, но пять из них не стали принимать детей. Они не организовывали детские смены, а работали как базы отдыха, принимали взрослые коллективы. Конечно, работа в этом статусе стала возможна только с соблюдением всех противоэпидемиологических требований и профилактических мероприятий.
Не открылись в этом году, конечно же, палаточные лагеря. Это связано с ограничениями, введенными Роспотребнадзором на федеральном уровне.

— Сколько детей отдохнуло в пермских лагерях в 2020 году? В 2019 году?

— За 2 летних месяца (июль, август) 2020 года в детских загородных оздоровительных лагерях Пермского края отдохнуло 17 тыс. детей. Меньше, чем в прошлом году (в 2019 году - 22 тыс. детей - Properm.ru), но это отличные показатели. Здесь сыграло большую роль то, что регион не отказался от выдачи сертификатов и компенсаций родителям за детский отдых, их продолжили выдавать, организовали онлайн выдачу сертификатов. Родители смогли приобрести путевки детям с использованием государственной поддержки. Первая смена в июне не состоялась, дети с первой смены были перераспределены на вторую и третью, поэтому лагеря до конца летнего сезона были заполнены, не пустовали. Некоторые лагеря смогли организовать и провести 3 смены, завершив последнюю смену в начале сентября, но при этом не пришлось возвращать деньги за неоказанные услуги, все родители, купившие путевки, смогли оздоровить детей.

Как работали оставшиеся?

— Как была организована работа лагерей в этом году? Сколько человек в отряде, какие правила приема детей, нахождения их в лагере?

— Сначала, в мае 2020 года Роспотребнадзором были даны рекомендации, потом были приняты санитарные правила для лагерей, ставшие нормативом — СанПиН, а 8 декабря 2020 года действие этих санитарных правил продлили до 1 января 2022 года. По новым правилам были запрещены общелагерные массовые мероприятия, проводились только отрядные. Питание, также, было организовано по отрядам. Каждый отряд размещался отдельно. Все сотрудники проходили тестирование на коронавирусную инфекцию. У детей перед заездом в лагерь — обязательная трехдневная обсервация под наблюдением врача. Считаю, что районные поликлиники, несмотря на нереальную нагрузку, справились и с этими задачами. Три раза в день детям и взрослым в лагере измеряли температуру. За территорию лагеря выходить было запрещено. Родительские дни были отменены.


— Как лагеря справились и не справились с «ковидной» экономикой? Какие лагеря не смогли получить кредиты, какие смогли? Под какой процент, какие суммы?

— Те, кто работал, справились. Им давали, как и всем предприятиям, пострадавшим от ковида, кредиты для выплаты зарплаты под 2%, отсрочки по обязательным платежам. Не знаю тех, кому не дали кредиты. Самое сложное требование — мы надеемся, что его смягчат — это организация вахтового метода работы сотрудников, то есть их постоянное нахождение, проживание в лагере. И это касалось не только вожатых, воспитателей, но и всего хозяйственного персонала. А значит, лагерям необходимо было всем обеспечить условия проживания, чтобы люди могли работать и отдыхать, питаться, мыться, причем отдельно от детей.

Экономика «ковида»

— Каковы будут убытки лагерей по итогам года?

— Главное, что лагеря не закрылись, сумели сохранить коллективы работников, клиентов, территории, помещения, сумели провести смены. Убытки будут, наверняка. Но мы сейчас пытаемся добиться от региональных властей финансовой помощи — лагеря очень много средств потратили на организацию противоэпидемиологических мер. По нашим подсчетам, 8 млн рублей — такова общая сумма, которая понадобилась лагерям на соблюдение новых санитарных требований, связанных с пандемией коронавирусной инфекции. Эти средства стали совершенно незапланированными расходами, серьезными расходами, и лагерям хотелось бы, чтобы их компенсировали. Предварительные договоренности с региональной властью есть, губернатор Дмитрий Махонин дал распоряжение о разработке мер помощи детским лагерям края. Пока ждем, очень ждем.

— Численность сотрудников детских лагерей в том году, в этом году. Сколько не получили работу? Сколько сокращены?

— Нет такого, никто не сокращен. Лагерь не сможет открыться, если не наймет нужное количество сотрудников. Если нужно 10 поваров, то их не будет пять, они просто не справятся с таким объемом работы. Если необходимо два вожатых на отряд, значит, будет два. Более того, медицинских и педагогических работников нанимали дополнительно, и они охотно соглашались, работали.

— Простаивающие территории закрытых детских лагерей — выставляются на продажу? Как-то реализовываются? Или просто стоят под охраной, закрытые?

— Да, охраняются, выставлены на продажу. Большой популярностью такие активы не пользуются, у них ограничения по использованию территории. Она предназначена не для застройки, а для отдыха, развлечений, оздоровления.

— Сколько лагерей могут работать в осенне-зимний период? Сколько работают?

— 12 лагерей могут работать в круглогодичном режиме. Они в этом году принимают осенне-зимние смены, организуя отдых детей и их обучение или работают только во время осенних и зимних каникул. Лагеря, которые принимают в этом году детей в осенне-зимний период: «Кувинский» (Кудымкарский район), «Звездный», «Салют», «Лесная сказка» (Соликамск), «Колос» (Бардымский район), «Теремок» (Чусовой), «Нечайка», «Новое поколение», «Огонек-ПМ», «Сказка» (Березники), «Чайка» (Соликамск), «Сосновый бор» (6 последних из перечисленных сейчас ведут набор детей на смену в зимние каникулы).

Прогнозы на 2021 год

— Как организован процесс совмещения учебы и отдыха?

— Главное — чтобы был хороший доступ в интернет. Ребенок получает индивидуальную программу обучения в школе, и всё — спокойно учится и отдыхает, принимает участие в разнообразной жизни лагеря, социализируется, заводит новые знакомства, получает новые навыки. В лагерях есть педагоги, которые помогают осваивать школьную программу. И родители говорят, что ничуть не пострадало качество образования детей, отдохнувших в лагерях осенью. Так что это начинание мы будем продолжать. Также есть практика, когда в лагерь приезжает целый класс начальной школы вместе со своим учителем. В этом случае в первой половине дня с ребятами работает их учитель, организуя полноценный образовательный процесс, а после уроков подключаются вожатые лагеря, организуя отдых и оздоровление.

— В следующем году детских лагерей станет еще меньше?

— 2020 год нельзя было прожить без трудностей, но получилось всё очень достойно. Жаль, конечно, пяти потерянных лагерей, которые не открылись для детей, но главное, они остались, приобрели новых клиентов, это взрослые люди, это семьи.
Не скажу, что станет меньше, 42 лагеря все равно останутся, пять из них, думаю, вернутся. И еще один «Горизонт», который передан в концессию Пермским краем, тоже может быть открыт в следующем году.

фотографии из группы лагеря «Восток-5»

"