Posted 25 января 2021, 10:10
Published 25 января 2021, 10:10
Modified 2 марта 2023, 14:40
Updated 2 марта 2023, 14:40
На телефон единой дежурной диспетчерской службы 112 ежедневно поступает не менее 4 тыс. звонков. Число экстренных вызовов в 2020 году выросло на 12,6%, тогда как число ложных сообщений сокращается, рассказали Properm.ru в министерстве общественной безопасности Пермского края. Всего в 2020 году диспетчерские службы, по информации редакции, получили 48 ложных анонимных сообщений о предполагаемых актах терроризма на объектах с массовым пребыванием людей.
По официальной статистике чаще всего «минировали» жилые здания, 20 случаев ложных сообщений, пять — о лжеминировании транспортных объектов, три — образовательных учреждений, два — правоохранительных органов и один раз звонившие «минировали» торговый центр. Все они оказались ложными.
В 2020 году полиция возбудила 12 уголовных дел по фактами ложных сообщений об актах терроризма на общественных объектах. Пять жителей Прикамья были признаны судами виновными. Некоторые из них получают приговоры за «шутки» не в первый раз. Например, неоднократно судимый за кражи житель Березников Роман Калинин в состоянии опьянения любит «закладывать взрывные устройства» в местные торговые центры, в 2017, 2018 и 2020 годах ему выносились приговоры за ложные звонки на телефон полиции. Еще двенадцать жителей региона, часто — родители малолетних шутников — привлечены к административной ответственности за факты сообщений о ложных террористических актах.
Первый приговор лжетеррористу в 2020 года вступил в силу 10 января. Он был вынесен Александру Глухову за анонимный звонок о готовящемся теракте ему на год ограничили свободу. Мужчине до середины января 2021 года было нельзя в ночное время выходить из дома, запрещено уезжать из Перми и два раза в месяц нужно отмечаться в полиции. Из материалов дела известно, что Глухов был пьян и позвонил на телефон диспетчера очистных ПЦБК в Голованово. Он сказал дежурившей женщине фразу: «Я взорву комбинат, девушка, ищите работу». После чего на очистные выехал наряд полиции и кинолог с собакой, никаких взрывных устройств ни на территории предприятия, ни в квартире Глухова при обыске обнаружено не было.
8 декабря 2020 года вступил в силу приговор в отношении пермяка Олега Удавихина. За ложное сообщение о теракте суд отправил его на 1,5 года в колонию-поселение. Как указывается в судебном решении, минувшим летом мужчина отдыхал на территории Добрянского района и, позвонив по номеру 112, сообщил, что «заложил бомбу на территории автостанции «Южная» в Перми». Свою вину он признал полностью, рассказав на заседании суда, что «звонил в состоянии сильного алкогольного опьянения. Длительное время употреблял спиртное, так как сожительница покончила жизнь самоубийством. В момент совершения звонка не подумал, что совершает преступление. Последствия совершенного осознал позднее».
Удавихин должен вернуть в бюджет правоохранительных органов нанесенный от его действий ущерб. Свердловский отдел полиции получит компенсацию в 1 тыс. 554 рубля, главк МВД по Пермскому краю — 624 рубля, региональное управление МЧС — 2 тыс. 547 рублей, краевая станция скорой помощи 2 тыс. 30 рублей.
Реальный ущерб от действий Удавихина оценить сложно, из судебного решения известно, что для отработки ложного сообщения были привлечены кинологи с собаками, два наряда патрульно-постовой службы, сотрудники антитеррористического отдела главка МВД, две бригады скорых. После сообщения о теракте с автостанции были эвакуированы тридцать человек, в течение двух часов автовокзал был оцеплен и люди не смогли вовремя уехать на рейсовых автобусах.
Удавихин в 2016 году уже был отправлен за лжеминирование «Театра-Театра» на год в колонию-поселение. Тогда он также возмещал несколько тысяч ущерба в бюджет экстренных служб. В первый раз мужчина попытался обжаловать приговор в Пермском краевом суде, но безуспешно.
Кроме Удавихина подобные приговоры по ч.1 ст. 207 УК РФ «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма», согласно картотеки судебных решений, были также вынесены жителям Прикамья Тетенову А.М. и Позднякову А.Ю. По официальной статистике, из 48 случаев ложных сообщений в 2020 году — 27 — звонки людей в состоянии алкогольного опьянения.
«Обострение» фейковых сообщений о предполагаемых терактах в Прикамье, как и в целом по России, было в марте и в августе-сентябре 2020 года. Первое упоминание о ложном минировании, относящееся к Перми, произошло 3 марта 2020 года. Тогда авиакомпании S7 после тревожного сообщения на электронный адрес развернула над Ижевском самолет рейса «Новосибирск-Москва» и он приземлился в Большом Савино.
Аэропорт был оцеплен, пассажиры опрошены силовиками, самолет обследован на наличие взрывных устройств. Одновременно с тем были перекрыты автомобильные подъезды. Пермяки помнят об этом факте как о наиболее заметном для горожан — тогда из-за необходимости объезда Шоссе Космонавтов в городе скопились пробки и были задержаны несколько рейсов. Попавший под удар интернет-террористов рейс «Новосибирск-Москва» провел в общей сложности в Перми не менее пяти часов. В марте 2020 года в СМИ было как минимум еще два фейковых сообщения о предполагаемых терактах на борту самолетов, летящих в Пермь.
Также знакомые с ситуацией учителя пермских школ рассказывали о том, что на электронные адреса учреждений во время весенних каникул поступали ложные сообщения о готовящихся терактах. Силовиками были отработаны все сигналы, а в некоторых школах фейковые письма не заметили.
«Как раз началась самоизоляция, еще и каникулы, в школе никого не было. Письмо мы прочитали спустя неделю, когда пришли на педсовет, до этого в школу никто не приходил и секретарь не включала компьютер», — рассказала журналисту Properm.ru попросившая об анонимности педагог. Однако, при ложных сообщениях о минировании 21 сентября Пермского государственного аграрно-технологического университета без эвакуации студентов и сотрудников вуза обойтись не удалось.
13 августа правоохранительные органы отрабатывали сообщения о возможном минировании сразу около десятка объектов. Изначально стало известно, что письмо с информацией об угрозе теракта пришло в адрес судебного департамента — были эвакуированы Ленинский, Дзержинский, Индустриальный, Мотовилихинский, Свердловский райсуды и Пермский краевой суд. По информации Properm.ru, сообщения о возможном минировании поступили в отношении всех зданий судов, однако, часть продолжили работу в обычном режиме и не стали реагировать на сообщения, как, например, в Кировском районе.
В августе силовики проверяли сообщения о возможном минировании самих зданий терминалов аэропорта Большое Савино а также перронов и подъездных путей. 11 августа, в дежурные службы Пермского края поступила информация о возможной угрозе пассажирам и сотрудникам аэропорта и железнодорожного вокзала. Движение поездов, а также посадка-высадка пассажиров во время работы силовиков на объектах не останавливались.
Материалы по многим из перечисленных массовых случаях ложных оповещений еще находятся в стадии следствии, в том числе — могут быть связаны с анонимными рассылками с блокируемых силовиками почтовых серверов.
24 августа в Перми эвакуировали сотрудников ТЭЦ из-за анонимных сообщений о заложенных взрывных устройствах на энергообъектах. Сообщение поступило в приемную Пермского филиала «Т Плюс». «Оповещены оперативные службы МЧС и МВД. Все станции работают в штатном режиме. На время выяснения обстоятельств персонал был эвакуирован, кроме оперативного. Информация проверяется», — рассказали Properm.ru в пресс-службе «Т Плюс».
Промышленники не комментируют, какой ущерб приносят производству подобные события. По данным экспертов Properm.ru, оценочный часовой простой подобного ТЭЦ или завода уровня «Сибура», ПНППК или «Лысьвенского металлургического завода» с непрерывным производством оценивается от 4 до 10 млн рублей в час.
Госдума РФ в 2017 году ужесточила наказание по ст. 207 УК РФ (заведомо ложное сообщение об акте терроризма), увеличив максимальное наказание по ней с пяти до десяти лет лишения свободы. Телефонным террористам, сообщившим о ложном минировании больниц, школ, банков, стадионов, торговых центров и других объектов социальной инфраструктуры, по этой статье грозит от трех до пяти лет тюремного заключения. А в 2018 году вступили в силу поправки к федеральному закону «О связи», обязующие операторов блокировать номера телефонных террористов. Впрочем, отключать услуги связи по этому закону они могут лишь по представлению правоохранительных органов, то есть только тем абонентам, которые уже совершили звонки о якобы заложенных бомбах.
В январе 2020 года ЦОС ФСБ России сообщил о блокировке зарегистрированного в Нидерландах ресурса Startmail.com, с которого с конца ноября 2019 года поступали тысячи ложных сообщений о «минировании» зданий судов, школ, больниц, торговых центров и других объектов. В течение 2020 года также были заблокированы сервисы Protonmail, Vistomail и Tempr.email. В январе 2021 года стало известно о том, что Роскомнадзор по требованию Генпрокуратуры РФ внес в реестр запрещенных сайтов домен сервиса Dropmail, который позволяет анонимно создать временную электронную почту.