Posted 3 февраля 2021,, 05:00

Published 3 февраля 2021,, 05:00

Modified 2 марта 2023,, 14:39

Updated 2 марта 2023,, 14:39

4 килограмма кокаина, 12 «синтетики» и полкило героина. Три главных «наркотических» дела Перми 2020 года

3 февраля 2021, 05:00
Ольга Седурина
За 2020 год силовики изъяли в Пермском крае более 17 килограммов разных видов тяжелых наркотиков: кокаина, героина, синтетики. Кто и зачем занимается поставками запрещенных веществ в регион, разбирался журналист Properm.ru.

В конце января 2021 года суд в двух инстанциях продлил до 30 марта срок содержания под стражей двух пермяков, подозреваемых в поставке в Пермь крупной партии наркотиков — Евгения П. и Дениса Ч., рассказали журналисту Properm.ru в Дзержинском райсуде. 14 января уголовное дело по фактам покушения на продажу запрещенных веществ было передано для рассмотрения в Ленинский райсуд — по месту совершения преступления. В январе 2020 года П. и Ч. были задержаны при попытке сбыта порядка 3 кг кокаина в центре Перми, на автопарковке рядом с детским игровым клубом на ул. Петропавловской.

По версии следствия, мужчины договорились и купили на территории Калужской области 4,2 кг кокаина, который перевезли для продажи в Пермь. Дома у молодых людей нашли еще более килограмма кокаина.

По словам адвоката подозреваемых Дмитрия Волегова, его подзащитные сейчас пытаются оспорить ряд действий силовиков, в том числе — инкриминируемые объемы запрещенных веществ и законность применения силы при задержании в январе 2020 года. Интересная деталь, в 2016 году Евгений П. был исключен из списка кандидатов в депутаты от пермского отделения «Партии Роста» из-за погашенной в 2003 году судимости, тогда он был уличен в краже. Кроме того, мужчина является совладельцем и директором по безопасности нескольких охранных агентств и компании, предоставляющей юридические услуги.

Почти пуд соли за биткоины

В 2020 году при оперативных мероприятиях в наркосиндикатах было изъято 12,3 кг так называемых «солей» — синтетических наркотиков. Смеси ввозились на территорию Пермского края в виде отдельных химических веществ, в Прикамье препараты «доводились до товарного вида», расфасовывались и продавались конкретным покупателям.

В августе 2020 года к десяти годам лишения свободы в колонии строгого режима за организацию наркосиндиката был приговорен пермяк Захар Григорьев. Следствие и суд доказали, что осенью 2019 года молодой человек получил от собеседника «ВКонтакте» предложение по организации продаж курительных смесей. За создание сети для изготовления и продажи наркотиков, Григорьеву пообещали зарплату в 130 тыс. рублей, плюс премиальные 5 тыс. рублей за изготовление каждого килограмма смеси. Среди требований «работодателя» были отсутствие судимости и наличие личного автомобиля. Оборудование, расходные материалы для смешивания и варки товара «работодатель» присылал руководителю «интернет-магазина» обычными экспресс-доставками типа «Деловых линий» или «СДЭК». Предполагалось, что оплата за изготавливаемый наркотик будет вестись в биткоинах.

Пермское «представительство» федерального наркокартеля строилось по образу обычного предприятия, со своей службой безопасности и юридической поддержки, производством, цехом фасовки и сетью продавцов и курьеров. Для организации процесса Григорьеву было поручено снять дом, который он нашел в деревне Большакино Пермского района.

Выявить наркосиндикат удалось после задержании нескольких курьеров-раскладчиков. Для передачи товара молодые люди под его руководством организовывали тайники в лесных массивах на территории Перми, в том числе в Балатовском парке, в сосновом бору около кампуса технического университета. Большинство из них признали вину, и получили от восьми до 10 лет лишения свободы, а уголовное дело в отношении Григорьева было выделено в отдельное производство.

Многие закладчики позднее показывали в суде, что они устраивались в интернет-магазин и якобы не знали, какой товар будут продавать. По словам защищавшего Григорьева адвоката Дмитрия Волегова, зачастую это бывает правдой, поскольку молодые люди в поисках хорошего заработка на фоне растущей безработицы принимаются за любую работу. Адвокат также пояснил, что суд при вынесении обвинения Григорьеву не учел для смягчения наказания его ходатайства о превышении силовиками полномочий при удержании подзащитного в течение двух суток под арестом.

Химики-любители

В июне 2020 года был вынесен приговор организатору нарколаборатории в Краснокамске. Пермский краевой суд приговорил Максима Капошко к 16 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Производство было организовано в поселке между Пермью и Краснокамском. При задержании Капошко оперативниками ФСБ было изъято более 2 кг сильнодействующего наркотического вещества, ингредиенты и оборудование для его изготовления.

В приговоре указывается, что Капошко не только производил наркотики, но и сам их употреблял. «…у него имеется пагубное употребление психостимуляторов. Однако имеющиеся у Капошко изменения психики выражены не столь значительно, не сопровождаются грубыми нарушениями памяти, интеллекта, мышления, критических способностей и не лишают его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими», — записано в решении суда.

Уже зная о следственных действиях, перед задержанием 31 июня 2019 года, Капошко выбросил шесть пакетов со следами производных наркотика. На пустых упаковках было более двух граммов «синтетического кокаина».

В опубликованном в картотеке дел решении суда описан процесс, как Капошко начал заниматься наркобизнесом, он до деталей похож на историю Захара Григорьева. Рассказывается, что хозяйка дома, арендованного под лабораторию, только дважды навещала своего арендатора и не интересовалась, что происходит в ее жилище. «Приехав в дом в середине августа 2019 года, она обнаружила, что дом закрыт, замки поменяны. Проникнув в дом через окно, посторонних предметов не увидела. Впоследствии узнала, что Капошко задержан сотрудниками УФСБ», — указано в приговоре суда.

Богатый улов

2020 год был богат на изъятия крупных партий наркотиков в Пермском крае. При этом, еще в начале года в ГУВД по Пермскому краю заявляли, что в сравнении с 2019 годом количество наркопреступлений выросло примерно на 10%. В 2019 году, согласно официального мониторинга минтербеза региона, было зарегистрировано 3833 правонарушения. 70% преступлений происходило в интернете — значительная часть сделок по продаже наркотиков, случаев вовлечения людей в наркобизнес происходит в сети интернет. Чаще всего незаконные онлайн-магазины уходят в даркнет, а для связи с закладчиками и поставщиками наркодилеры используют мессенджеры Whatsapp и Telegram.

Только по фактам создания в регионе наркокартелей в 2020 году было возбуждено 17 уголовных дел, силовики изъяли во время оперативных мероприятий в Пермском крае более четырех килограммов кокаина, 12 килограммов синтетических наркотиков и 600 граммов героина. Пресечена работа трех крупных нарколабораторий по изготовлению наркотиков. Таможня выявила четыре факта контрабанды ЛСД и мемфетамина в особо крупных размерах из Германии, Чехии и Нидерландов. Как сообщает пресс-служба таможенного управления, через границу в 2020 году пытались переправить 920,7 гр наркотических средств и сильнодействующих веществ. Сейчас по фактами контрабанды возбуждены уголовные дела.

Как отмечает эксперт, бывшая замминистра минтербеза региона Лариса Юркова, в экспорт запрещенных веществ вовлекаются и иностранные студенты. «Они интересны наркобизнесу потому, что как правило состоятельны и в законах некоторых стран некоторые из предлагаемых им для покупки наркотиков не считаются запрещенными. Ну и наркобизнес вовлекает иностранцев с прицелом на перевозку незаконных грузов из-за границы, такие случаи были», — поясняет нарколог.

Юркова отмечает, что в 2020 году в Прикамье, действительно фиксировались рост как объемов потребления наркотиков, так и числа смертей от передозировки. Эксперт полагает, что проблема в том числе, кроется в запрете на работу досуговых учреждений из-за введенных карантинных мер. «То, что студенты были переведены на дистанционный режим, не значит, что они стали меньше общаться и встречаться. Но тусовки перешли из клубов, где молодежь все-таки на виду и минимально подконтрольна, в дома и квартиры, а там уже сложнее выявить факты потребления наркотиков. Плюс возникшие эффекты неопределенности и страха, которые подстегивают молодежь к потреблению психоактивных веществ», — полагает Юркова.

По мнению эксперта, заинтересованному в снижении роста наркомании государству необходимо не только заниматься активным выявлением потребителей, тестированием среди школьников. «Необходимо мониторить молодежную среду, активно выявлять наркопотребителей. Кроме того, нужно научиться говорить с группой риска на ее языке, идти в соцсети, особенно актуален Tik-Tok. Но не «кондовыми» методами и навязыванием ЗОЖ, а заинтересовывать и вовлекать в нормальную жизнь, использовать методы и подходы наркобизнеса для вывода молодежи из под удара, главное — давать достойную альтернативу. И максимально изымать наркотики из незаконного оборота, то, что делают силовики», — считает Юркова.

"