Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Пермский край
Всего заражений
47900 +165
Выздоровели
40476 +307
Умерли
2971 +9
Properm.ru
«Остановите поезд». Как Пермь проигрывает от сотрудничества с «РЖД» Каждый год в конце декабря руководство Пермского края продлевает соглашение о сотрудничестве с ОАО «РЖД». Пермские власти часто называют отношения с корпорацией «важными» и даже, особыми. Возможно это так, но если оценивать верхний слой, выглядит все как трасса с односторонним движением. Выигрывает всегда «РЖД», а регион, по большей части, получает обещания, потери времени, денег и имиджа. Последние примеры увы, это подтверждают.

«Остановите поезд». Как Пермь проигрывает от сотрудничества с «РЖД»

17 февраля 2021, 07:00

«Остановите поезд». Как Пермь проигрывает от сотрудничества с «РЖД»
Фото: Максим Кимерлинг для Properm.ru
Каждый год в конце декабря руководство Пермского края продлевает соглашение о сотрудничестве с ОАО «РЖД». Пермские власти часто называют отношения с корпорацией «важными» и даже, особыми. Возможно это так, но если оценивать верхний слой, выглядит все как трасса с односторонним движением. Выигрывает всегда «РЖД», а регион, по большей части, получает обещания, потери времени, денег и имиджа. Последние примеры увы, это подтверждают.

О стратегическом партнерстве Прикамья и ОАО «РЖД» договорились губернатор Виктор Басаргин и тогдашний президент корпорации Владимир Якунин в 2012 году. Стороны говорили, что подписание документа такого уровня ускорит реализацию всех основных проектов, связанных с развитием железнодорожного транспорта и инфраструктуры в Пермском крае. Тогда же снова запланировали проектирование и строительство нового вокзала Пермь II со сдачей в 2016 году.

А вот отрывок из официальной публикации ОАО «РЖД» от 21 декабря 2016 года о подписании очередного соглашения с Пермским краем: «В числе перспективных направлений — реализация ряда инвестиционных проектов… В частности, развитие Березниковско-Соликамского узла, создание транспортно-пересадочного узла на железнодорожной станции Пермь-2 с благоустройством прилегающей территории и развитие пригородной пассажирской инфраструктуры».

Декабрь 2018 год. Выступление тогдашнего начальника Свердловской железной дороги Алексея Миронова: «У нас много планов, в том числе строительство вокзала на Перми II, ТПУ «Мотовилиха» и детской железной дороги, по которой планируем начать проектирование уже в следующем году».

Наступил декабрь 2020 года и в официальном релизе о подписании нового соглашения снова пригородные маршруты, ТПУ «Пермь II», детская железная дорога, развитие пригородной пассажирской инфраструктуры. «РЖД всегда соблюдает договоренности» — заявил на подписании Иван Колесников, начальник Свердловской железной дороги.
Мы, конечно, верим. Но в какие сроки и какой ценой?

Важный узел


Мы смогли припомнить два больших случая реального участия «РЖД».

Развитие и реорганизация Березниковско-Соликамского железнодорожного узла. «Обеспечение опережающего развития железнодорожной инфраструктуры Верхнекамья связано, прежде всего, со строительством новых горно-обогатительных комбинатов на севере Пермского края. По прогнозам, к 2025 году погрузка предприятий БСУ вырастет на 43,7% (к уровню 2017 года) и составит 37,8 млн тонн» — обосновывает эти вложения корпорация. Понятно, это важно с точки зрения бизнеса железнодорожников, но не менее, а даже более, важно для стратегического развития экономики Прикамья. Поэтому 14–15 млрд рублей, которые вкладывает корпорация в работы на севере Пермского края — вложения и в нас. Подчеркнем, это инфраструктура «РЖД», но мы заинтересованы в ней настолько же сильно.

Реставрация и реконструкция вокзала Пермь I. Его и правда отреставрировали хорошо. Восстановили интерьеры, использовали правильные материалы. Жаль, что часть великолепия немедленно закрыли стендами выставки «Россия — моя история». Точную сумму затрат на реконструкцию вычислить сложно, но цифра упоминаемая в официальных публикациях — 400 млн рублей. Вокзал собственность ОАО «РЖД», сохранять памятники — обязанность собственника. Реконструировали его 16 лет.

Пожалуй это все. Ремонт, строительство станций — это обязанность собственника по содержанию инфраструктуры. Поэтому когда в соглашении с краем появляется фраза «рассматривают возможность строительства пассажирских платформ высокого типа на условиях софинансирования», это странно, если не помнить, что такая позиция откровенно характерна для корпорации. Хотите комфорта для своих жителей? Заплатите за это сами, а мы не будем.

Электрички до Екатеринбурга? Покройте наши затраты. Ласточки до Краснокамска? Так же. Согласно соответствующему постановлению правительства Пермского края N 116-п, бюджет региона выделяет субсидии железнодорожникам, покрывая разницу между собранными ими деньгами за проезд и экономически обоснованными затратами на перевозки. Затраты считает сама компания по своим расценкам. Ежегодные субсидии только в социальные электрички исчисляются сотнями миллионов рублей. И, кстати, не забудьте купить или арендовать «Ласточки» в дружественной ГК «Синара — Транспортные машины».

Еще один известный пример такого сотрудничества — тоннель под Трансибом на ул. Героев Хасана. Много лет корпорация отказывалась даже рассматривать вопрос реконструкции участка, которая была необходима для расширения магистрали на выезде из Перми. После 10 лет переговоров и пауз Перми разрешили сделать это за собственный счет. Город построил рядом с путями новую эстакаду и передал ее в собственность РЖД, «расплатившись» таким образом за разрешение и снос участка путей и насыпи над старым тоннелем.

За что платит Пермь?

А вот конкретные примеры конкретных затрат города и края.

Завод им.Шпагина («Ремпутьмаш»). Стоимость участка площадью 8,5 га и 30 тыс. кв.м помещений составила 445 млн рублей. Этот участок, должен был стать для властей краеугольным камнем для крупномасштабных инфраструктурных и культурных проектов. Сейчас только строительство здания ПГХГ находится в стадии поиска подрядчика. Остальные проекты встали.

Отметим, в мае 2018 года «РЖД» провела конкурс по продаже контрольного пакета акций группы «Ремпутьмаш», приобретателем 75% акций был выбран холдинг «Синара–Транспортные Машины». Холдинг производит современную железнодорожную технику, в том числе — «Ласточки». Таким образом, продавцом земельного участка и зданий бывшего завода им. Шпагина и получателем денег из бюджета Прикамья стала, в том числе группа «Синара». Первый состав «Ласточка» появился в Пермском крае в ноябре 2018 года, одновременно с переходом активов «Ремпутьмаша» в собственность «Синары»

Путепровод на Монастырской. Участок дороги над железнодорожными путями (собственность «РЖД») капитально ремонтировали еще в эпоху социалистической индустриализации 20 века, а потом проводили только косметические работы. Еще в 1999 году путепровод признали аварийным. В 2019 году Уральская транспортная прокуратура подала иск к «РЖД» в Мещанский суд Москвы с целью обязать железнодорожников сделать ремонт. В августе 2019 года путепровод перешел в собственность Перми вместе с обязанностью сделать капремонт и проектной документацией на этот ремонт на сумму в 815 млн рублей. Судя по бюджетным документам, часть затрат капремонта путепровода возьмет на себя краевая казна. В проекте бюджета города на эти цели резервируют 267 млн рублей в 2021 году.

Зоопарк. Properm.ru неоднократно описывала эту грандиозную эпопею. Уточним только, что в недра генподрядчика «РЖДстрой» и субподрядчиков ушло примерно 1,8 млрд бюджетных рублей. Уголовное дело длится второй год, только прямой ущерб от хищений и махинаций предположительно оценили в 167 млн рублей. На этом фоне в конце декабря двух подозреваемых в хищении выпустили из СИЗО. Это экс-руководитель УКС Пермского края Дмитрий Левинский и куратор стройки от АО «РЖДстрой» Илья Козырев. В розыске остается финансовый директор ООО «Фирма «СТУЗ» Артем Юрьев. Эта компания — субподрядчик строительства 3 февраля 2021 года признана банкротом. Власти Прикамья стали говорить о возможном заключении мирового соглашения с «РЖДстрой», заявляя о вине проектировщика зоопарка. Параметры мирового соглашения к настоящему моменту не известны.

Территория Товарного двора. В 2018 году за участок площадью 14 га и несколько разрушенных зданий из бюджета региона РЖД заплатили 798 млн рублей. Эти деньги госкорпорация якобы должна была направить на создание транспортно-пересадочного узла вместо старого вокзала «Пермь-II». В прошлом году прокуратура оспорила сделку, заявляя, что бюджет переплатил за участок минимум полмиллиарда. Силовики требуют признать сделку ничтожной и взыскать в пользу бюджета Прикамья 798 млн 771 тыс. рублей с ОАО «РЖД». Сейчас идет суд.

Отметим, что из всех сделок, только путепровод на Монастырской однозначно понятная история, пусть и затратная для Перми. Остальные — как минимум неоднозначные, а, по большей части, и просто «мутные». Все сделки — периода «предыдущего царствования», когда губернатором Прикамья работал Максим Решетников. Отметим, через полтора месяца после назначения министром экономики РФ, господин Решетников вошел в состав совета директоров ОАО «РЖД» вместе с несколькими членами федерального правительства. После его ухода из Пермского края, зависла самая крупная сделка между краем и «РЖД». Предполагалось, что регион купит участок железной дороги от Перми I до Перми II. 8 км путей, насыпь, сопутствующая инфраструктура и объекты оценивались в 3,2 млрд рублей.

Гостиница в лесу: потому что могут

У ОАО «РЖД» в собственности есть участок в Черняевском лесу, но не в жестко охраняемой зоне, а рядом. Компания захотела построить там гостиницу и учебный центр. Причем обязательно там и обязательно в десять этажей (а строить можно было только четыре). И.о. председателя Пермской городской думы Дмитрий Малютин заявлял, что пермские власти предлагали РЖД выкупить участок, либо предоставить альтернативный в другом месте. Компания «наотрез отказалась» от вариантов.

11 ноября, во время выездного заседания Пермской гордумы, где обсуждался этот проект заместитель начальника СвЖД Алексей Гребёнкин заявил: «Если мы будем и дальше вокруг проекта гостиницы нагнетать обстановку и не находить компромиссные решения в строительстве этого объекта, то это является снижением инвестиционной привлекательности по отдельным проектам». Грубо говоря, если разрешения не будет, денег региону не дадут. Нажим удался, власти и депутаты дали разрешение строить.

22 декабря, стало известно, что РЖД сократило на 50% объем всех инвестиционных программ в Пермском крае. Причиной такого решения стала якобы сложная экономическая ситуация в стране из-за пандемии коронавируса. Уже 23 декабря, подписывая, то самое соглашение на следующий год, Иван Колесников, начальник Свердловской железной дороги пытался несколько сгладить информацию о сокращении и сказал ту самую фразу: «РЖД всегда соблюдает договоренности». И добавил: «… поэтому речи о сокращении финансирования строительства транспортно-пересадочного узла «Пермь-II» не идет». Про размеры инвестиций в другие проекты господин Колесников не сказал.

Что мы имеем в итоге сейчас, не в заявлениях политиков, а в реальной жизни? В плюсах: Березниковско-Соликамский железнодорожный узел и здание Перми-I. В минусах: затраты и потери примерно в 3 млрд рублей, не реализованные проекты ТПУ и зоопарка. И от них, и от истории с гостиницей в Черняевском лесу, власти города и края имеют гигантские имиджевые и репутационные потери. А в случае с гостиницей получают еще возможные социальные и политические проблемы в выборный год.

Фактически, получается, что корпорация сегодня в состоянии продавить в регионе решение любых вопросов, причем в однозначно выгодном для себя варианте. Все финансовые, репутационные потери ложатся на власти региона. Это действительно оправданная цена «особых отношений»?


Оцените материал