Posted 17 февраля 2021,, 02:00

Published 17 февраля 2021,, 02:00

Modified 2 марта 2023,, 14:38

Updated 2 марта 2023,, 14:38

«Остановите поезд». Как Пермь проигрывает от сотрудничества с «РЖД»

«Остановите поезд». Как Пермь проигрывает от сотрудничества с «РЖД»

17 февраля 2021, 02:00
Олег Русских
Фото: Максим Кимерлинг для Properm.ru
Каждый год в конце декабря руководство Пермского края продлевает соглашение о сотрудничестве с ОАО «РЖД». Пермские власти часто называют отношения с корпорацией «важными» и даже, особыми. Возможно это так, но если оценивать верхний слой, выглядит все как трасса с односторонним движением. Выигрывает всегда «РЖД», а регион, по большей части, получает обещания, потери времени, денег и имиджа. Последние примеры увы, это подтверждают.
Сюжет
Ржд

О стратегическом партнерстве Прикамья и ОАО «РЖД» договорились губернатор Виктор Басаргин и тогдашний президент корпорации Владимир Якунин в 2012 году. Стороны говорили, что подписание документа такого уровня ускорит реализацию всех основных проектов, связанных с развитием железнодорожного транспорта и инфраструктуры в Пермском крае. Тогда же снова запланировали проектирование и строительство нового вокзала Пермь II со сдачей в 2016 году.

А вот отрывок из официальной публикации ОАО «РЖД» от 21 декабря 2016 года о подписании очередного соглашения с Пермским краем: «В числе перспективных направлений — реализация ряда инвестиционных проектов… В частности, развитие Березниковско-Соликамского узла, создание транспортно-пересадочного узла на железнодорожной станции Пермь-2 с благоустройством прилегающей территории и развитие пригородной пассажирской инфраструктуры».

Декабрь 2018 год. Выступление тогдашнего начальника Свердловской железной дороги Алексея Миронова: «У нас много планов, в том числе строительство вокзала на Перми II, ТПУ «Мотовилиха» и детской железной дороги, по которой планируем начать проектирование уже в следующем году».

Наступил декабрь 2020 года и в официальном релизе о подписании нового соглашения снова пригородные маршруты, ТПУ «Пермь II», детская железная дорога, развитие пригородной пассажирской инфраструктуры. «РЖД всегда соблюдает договоренности» — заявил на подписании Иван Колесников, начальник Свердловской железной дороги.
Мы, конечно, верим. Но в какие сроки и какой ценой?

Читайте также:

За что платит Пермь?

А вот конкретные примеры конкретных затрат города и края.

Завод им.Шпагина («Ремпутьмаш»). Стоимость участка площадью 8,5 га и 30 тыс. кв.м помещений составила 445 млн рублей. Этот участок, должен был стать для властей краеугольным камнем для крупномасштабных инфраструктурных и культурных проектов. Сейчас только строительство здания ПГХГ находится в стадии поиска подрядчика. Остальные проекты встали.

Отметим, в мае 2018 года «РЖД» провела конкурс по продаже контрольного пакета акций группы «Ремпутьмаш», приобретателем 75% акций был выбран холдинг «Синара–Транспортные Машины». Холдинг производит современную железнодорожную технику, в том числе — «Ласточки». Таким образом, продавцом земельного участка и зданий бывшего завода им. Шпагина и получателем денег из бюджета Прикамья стала, в том числе группа «Синара». Первый состав «Ласточка» появился в Пермском крае в ноябре 2018 года, одновременно с переходом активов «Ремпутьмаша» в собственность «Синары»

Путепровод на Монастырской. Участок дороги над железнодорожными путями (собственность «РЖД») капитально ремонтировали еще в эпоху социалистической индустриализации 20 века, а потом проводили только косметические работы. Еще в 1999 году путепровод признали аварийным. В 2019 году Уральская транспортная прокуратура подала иск к «РЖД» в Мещанский суд Москвы с целью обязать железнодорожников сделать ремонт. В августе 2019 года путепровод перешел в собственность Перми вместе с обязанностью сделать капремонт и проектной документацией на этот ремонт на сумму в 815 млн рублей. Судя по бюджетным документам, часть затрат капремонта путепровода возьмет на себя краевая казна. В проекте бюджета города на эти цели резервируют 267 млн рублей в 2021 году.

Зоопарк. Properm.ru неоднократно описывала эту грандиозную эпопею. Уточним только, что в недра генподрядчика «РЖДстрой» и субподрядчиков ушло примерно 1,8 млрд бюджетных рублей. Уголовное дело длится второй год, только прямой ущерб от хищений и махинаций предположительно оценили в 167 млн рублей. На этом фоне в конце декабря двух подозреваемых в хищении выпустили из СИЗО. Это экс-руководитель УКС Пермского края Дмитрий Левинский и куратор стройки от АО «РЖДстрой» Илья Козырев. В розыске остается финансовый директор ООО «Фирма «СТУЗ» Артем Юрьев. Эта компания — субподрядчик строительства 3 февраля 2021 года признана банкротом. Власти Прикамья стали говорить о возможном заключении мирового соглашения с «РЖДстрой», заявляя о вине проектировщика зоопарка. Параметры мирового соглашения к настоящему моменту не известны.

Территория Товарного двора. В 2018 году за участок площадью 14 га и несколько разрушенных зданий из бюджета региона РЖД заплатили 798 млн рублей. Эти деньги госкорпорация якобы должна была направить на создание транспортно-пересадочного узла вместо старого вокзала «Пермь-II». В прошлом году прокуратура оспорила сделку, заявляя, что бюджет переплатил за участок минимум полмиллиарда. Силовики требуют признать сделку ничтожной и взыскать в пользу бюджета Прикамья 798 млн 771 тыс. рублей с ОАО «РЖД». Сейчас идет суд.

Отметим, что из всех сделок, только путепровод на Монастырской однозначно понятная история, пусть и затратная для Перми. Остальные — как минимум неоднозначные, а, по большей части, и просто «мутные». Все сделки — периода «предыдущего царствования», когда губернатором Прикамья работал Максим Решетников. Отметим, через полтора месяца после назначения министром экономики РФ, господин Решетников вошел в состав совета директоров ОАО «РЖД» вместе с несколькими членами федерального правительства. После его ухода из Пермского края, зависла самая крупная сделка между краем и «РЖД». Предполагалось, что регион купит участок железной дороги от Перми I до Перми II. 8 км путей, насыпь, сопутствующая инфраструктура и объекты оценивались в 3,2 млрд рублей.

Гостиница в лесу: потому что могут

У ОАО «РЖД» в собственности есть участок в Черняевском лесу, но не в жестко охраняемой зоне, а рядом. Компания захотела построить там гостиницу и учебный центр. Причем обязательно там и обязательно в десять этажей (а строить можно было только четыре). И.о. председателя Пермской городской думы Дмитрий Малютин заявлял, что пермские власти предлагали РЖД выкупить участок, либо предоставить альтернативный в другом месте. Компания «наотрез отказалась» от вариантов.

11 ноября, во время выездного заседания Пермской гордумы, где обсуждался этот проект заместитель начальника СвЖД Алексей Гребёнкин заявил: «Если мы будем и дальше вокруг проекта гостиницы нагнетать обстановку и не находить компромиссные решения в строительстве этого объекта, то это является снижением инвестиционной привлекательности по отдельным проектам». Грубо говоря, если разрешения не будет, денег региону не дадут. Нажим удался, власти и депутаты дали разрешение строить.

22 декабря, стало известно, что РЖД сократило на 50% объем всех инвестиционных программ в Пермском крае. Причиной такого решения стала якобы сложная экономическая ситуация в стране из-за пандемии коронавируса. Уже 23 декабря, подписывая, то самое соглашение на следующий год, Иван Колесников, начальник Свердловской железной дороги пытался несколько сгладить информацию о сокращении и сказал ту самую фразу: «РЖД всегда соблюдает договоренности». И добавил: «… поэтому речи о сокращении финансирования строительства транспортно-пересадочного узла «Пермь-II» не идет». Про размеры инвестиций в другие проекты господин Колесников не сказал.

Что мы имеем в итоге сейчас, не в заявлениях политиков, а в реальной жизни? В плюсах: Березниковско-Соликамский железнодорожный узел и здание Перми-I. В минусах: затраты и потери примерно в 3 млрд рублей, не реализованные проекты ТПУ и зоопарка. И от них, и от истории с гостиницей в Черняевском лесу, власти города и края имеют гигантские имиджевые и репутационные потери. А в случае с гостиницей получают еще возможные социальные и политические проблемы в выборный год.

Фактически, получается, что корпорация сегодня в состоянии продавить в регионе решение любых вопросов, причем в однозначно выгодном для себя варианте. Все финансовые, репутационные потери ложатся на власти региона. Это действительно оправданная цена «особых отношений»?

"