Posted 18 февраля 2021,, 05:29

Published 18 февраля 2021,, 05:29

Modified 2 марта 2023,, 14:38

Updated 2 марта 2023,, 14:38

Пермяков превращают в «зайцев». Почему новая система оплаты проезда стимулирует стать безбилетником

Пермяков превращают в «зайцев». Почему новая система оплаты проезда стимулирует стать безбилетником

18 февраля 2021, 05:29
Олег Русских
Фото: Properm.ru
В эксперименте по бескондукторной системе оплаты проезда в трамваях и автобусах Перми есть хорошее зерно. То, что это только эксперимент. Во всем остальном, новая система пока выглядит неудачной. Она просто провоцирует не платить за проезд, а бригады контролеров вряд ли с этим справятся. Журналист Properm.ru убедился в этом на личном опыте.

Девушка, вы куда? — уже не «тетенька-кондуктор», а «тетенька-консультант» автобуса №4 обращается к замерзшей студентке, у которой в перчатке бренчит мелочь.
Заплатить, — девушку аж потряхивает от холода, отогреться в салоне она еще не успела.
А не работает у него машинка, — показывает на водительскую кабину тетенька, — не принимает наличные. Сломалась.
— А как же…?
Да сиди спокойно, — неожиданно ласково говорит экс-кондуктор, — доедешь нормально. Никто никого не выгонит.

От удивления у меня чуть не выпадает телефон из рук. Девять утра, минус 23, автобус №4 — пустой (!) и с вежливой тетенькой-кондуктором (!). Что за чудеса? «Чудеса» быстро получили объяснения. И объяснения не порадуют.

Охота за «красным транспортом»

Эксперимент по бескондукторной оплате начался в Перми 1 февраля на автобусах №4, №80 и трамвае №6. Предполагается, что те, кому ехать без пересадок, будут «чпонькать» карты о стационарные валидаторы. Пассажиры с наличкой или с пересадкой пойдут к водителю, а всех остальных строго, но справедливо проверят контролеры.
Первую неделю кондукторы продолжали работу, но уже больше в качестве консультантов и помощников. Затем, странным образом, консультанты в «четверках» остались на вторую неделю и возможно дальше. Корреспондент Properm.ru встретил экс-кондуктора 16 февраля.

Как сказано выше, сначала журналисту достался пустой автобус. Оказалось, что пустота — следствие явных проблем с графиком движения. В 9 утра буднего дня четыре автобуса 4-го маршрута ехали колонной. И, конечно, ни одного автобуса во встречном направлении. То ли мороз причиной, то ли пробки, но если это норма, то что тогда считать отклонением?

Вы можете смеяться, но ровно такая же картина встретила журналиста на остановке трамвая. Три вагона 6-го маршрута в одном направлении и никаких шансов поймать «красного львенка» в обратном. Счесть это случайностью? Вряд ли. Вот картина того же дня с сайта Гортранса только в 12:12.

Имеем, явные проблемы с графиком и диспетчеризацией маршрутов.

Плюсы для «зайца»

Что касается собственно системы «без кондуктора, но с водителем», то ее трудности совершенно точно не лежат в плоскости обслуживания. В первые 10 дней эксперимента у водителей были проблемы, это правда. Судя по сообщениям СМИ, дело дошло до попыток отказа части водителей автобусов работать с пассажирами. Понятно, что это издержки начального периода.
У водителей пока нет практики, им приходится работать сразу с двумя валидаторами (для карт и для наличных в Перми почему-то разные устройства). Нужно быстро рассчитывать и выдавать сдачу. Понятно, это неудобно, непривычно.

Столь же понятно, что пермские водители не глупее своих европейских коллег и быстро научатся. Уже научились. Девушка за рулем автобуса провернула платеж настолько быстро и лихо, что можно было только восхититься. Точно так же работали и вожатые трамвая. Но вот дальше начинаются проблемы.

Проблема первая. Ни водитель, ни еще имеющиеся кондукторы-консультанты никак не заинтересованы в том, чтобы пассажиры платили за проезд. Отсюда и неожиданная доброта к студентке. Вполне возможно отсюда же и беспрерывно «ломающиеся» машинки для приема наличных. За пять поездок за два дня на автобусе, журналисту встретились три таких случая. Либо техника никакая, либо…

Проблема вторая. Пассажир категорически не готов лезть через головы, шубы и ноги платить водителю (да и в принципе платить). Личный опыт выглядит так. Дождавшись уже полной «четверки», проехал пять остановок. В центре города пассажиры входили-выходили на каждой. К водителю обратились только двое. И я их понимаю. В очередной раз сменив автобус, вошел в среднюю дверь. Оценил обстановку и понял: «Нет, товарищи, пробираться туда я не буду».

Проблема третья, главная. Мы совершенно точно столкнемся с массовым ростом поголовья «зайцев». Существующее программное обеспечение, система «кэш и пересадочные через водителя», отсутствие кондуктора — просто провоцируют людей не платить за проезд. Контролеры не смогут этому помешать.

Контролеры особого назначения

Фактически, отряд людей, которые будут проверять и искать зайцев, — сейчас главная ставка департамента транспорта в вопросе увеличения собираемости платежей за проезд.

В письме в Законодательное собрание руководство министерства транспорта Пермского края высказывает совершенно разумный тезис: «Как показывает опыт других регионов, отказ от кондукторов влечет за собой резкое снижение доходов от оплаты проезда». За этим следует странный вывод. Депутатам предлагают решить вопрос путем увеличении штрафа за безбилетный проезд «до 1 тыс. рублей, за повторное правонарушение тем же лицом — до 2 тыс. рублей».

Выступая перед депутатами городской думы, глава дептранса Перми Анатолий Путин заявил, что на трех маршрутах сейчас в день проводится до 90 проверок: «На трех маршрутах работают бригады контролеров. Ежедневно проводится 80 — 90 проверок».

Почему они не помогут? Первое. 30 проверок в день на один маршрут — очень мало. Второе. Платят пермяки в подавляющем большинстве банковскими картами — это 60% платежей. Чека/билета от стационарного валидатора нет. По мысли организаторов, контролеры будут просить приложить вашу карту к какому-то своему устройству и проверять платеж. Оставим в стороне историю, что платежи в пермской системе кривые, проходят через 15 минут, а могут и через несколько часов. Главное: вы дадите свою банковскую карту непонятно кому, приложить непонятно к чему? Я — ни за что.

Существующий масштаб интернет-мошенничеств не дает оснований для доверия. Проверить действительную принадлежность контролеров к дептрансу невозможно. Их бумажные удостоверения, при современном уровне полиграфии, подделываются легко. Программное обеспечение сканеров — не проверить тем более. Сейчас при платежах безакцептно и без подтверждения, можно списать до 1 тыс. рублей. В итоге для меня контролеры — странные люди с бумагами, не внушающими доверие и приборами, еще менее надежными, чем бумаги.
Более того, можно быть уверенным, что скоро в транспорте появятся фальшивые контролеры. Так что, не знаю как другие пассажиры, но мою банковскую карту контролеры не получат.

Третье. Да и не надо. Вот увидите, при появлении контролеров в трамвае/автобусе, пассажиры совершенно неожиданно и массово потянутся карточками к валидаторам. 24 рубля, чтобы избежать проблем — не плата. Ну да, сегодня не повезло, повезет в следующем транспорте. А закрыть все целиком — смотри пункт первый.

Это значит, чтобы избежать массового превращения пермяков в «зайцев», дептрансу придется посадить по контролеру на вагон? Но тогда зачем увольнять кондукторов? Кстати, в Санкт-Петербурге именно такой опыт и был. От кондукторов сначала отказались, а потом вернули. Именно потому, что пассажиры перестали платить.

Получается, что делая ставку только на контроль, мэрия Перми не решит проблему, а лишь отсрочит и углубит проблемы. Как показывает опыт других городов, лучшая мотивация — выгода пассажиров при использовании транспортных карт. В том же Питере цена на проезд за наличные/разово и по транспортной карте различается почти вдвое. И платят все, и расходы на кондуктора никому не мешают.

"