Posted 24 февраля 2021,, 04:21

Published 24 февраля 2021,, 04:21

Modified 2 марта 2023,, 14:38

Updated 2 марта 2023,, 14:38

Особый путь реформы. В Перми будут биться с «зайцами» и резать расходы на транспорт

Особый путь реформы. В Перми будут биться с «зайцами» и резать расходы на транспорт

24 февраля 2021, 04:21
Олег Русских
Фото: 1MediaInvest
В Перми рядом с остановками поставили щиты с расписанием. Конструкции на металлических уголках поместили не внутри остановок и не под крышей, а сбоку, чтобы дождь и снег с гарантией смыли рисунок через полгода. Схемы транспорта развернуты ОТ пассажиров, зато они могут любоваться объявлениями стиля, «Деньги за час». Ровно в таком же стиле исполнены и последние предложения мэрии по администрированию оплаты в транспорте.

Финансовые итоги 2020 года по транспортной реформе города Перми чудесным образом уместились между двумя прогнозами. Пессимистично-оптимистичный сценарий департамента транспорта предполагал 1,8 млрд рублей убытка, Пессимистично-пессимистичный депутата Сергея Богуславского — 2,3 млрд рублей убытка. Итоговая цифра — 2,039 млрд рублей. Впрочем, как бы не пробовали играть с цифрами и показателями пассажиропотока, итог года можно охарактеризовать разве что старинным русским словом «фиаско». Напомним, начальник департамента транспорта Анатолий Путин еще в 2018 году подчеркивал, что цель реформы — повысить качество перевозок при сохранении бюджетного финансирования на том же уровне. В реальности, при планируемых убытках в 800 млн рублей (примерно такая цифра субсидирования была и до начала реформы), отрасль привезла бюджету дополнительную дыру в 1,2 млрд рублей. Залатают ее кредитом краевого бюджета. Чему, как вы понимаете, в этот год «рады» все финансисты.

Финансовые итоги с грустной иронией резюмировал на комиссии по транспорту городской думы Денис Ушаков: «Мы превратили пассажирские перевозки в супербизнес, где без разницы, сколько людей ездят в автобусе и покупают ли они билеты: бюджет перевозчику заплатит все равно. Мы раздули расходы и теперь как-то будем с этим жить, приходя к убытку 2,5 млрд, 3 млрд рублей…»

Надо отметить, что именно борьбой за бюджетные деньги наполнены будни дептранса. Ключевая задача: как-то понизить расходы и как-то повысить собираемость платы за билеты.

Еще в сентябре 2020 года департамент предложил закрыть или укоротить сразу полтора десятка городских маршрутов автобусов. Под закрытие должны были попасть маршруты №№ 38, 68. Под сокращение: №№3, 6, 10, 12, 19, 26, 30, 42, 51, 54, 62. Выглядело это настолько сюрреалистично, что заход за «красную линию» предпочли замять. Но не совсем: не сумев продавить сокращение разом, мэрия все равно пытается «есть слона по кускам», надеясь, что в таком случае, возмущение пермяков будет не так выражено. В частности, 19 января 2021 года появилось постановление за подписью и.о. главы города Алексея Дёмкина. Согласно документу: часть автобусов №3 будет ездить по укороченному маршруту — от Перми I до Дворца творчества юных. А часть автобусов №19 будет ходить только до Центрального рынка. Продолжение обязательно последует.

В разделе «повышение расходов» мишенью стали бесплатные пересадки. Надо сказать, что само по себе внедрение вот этого странного принципа «бесплатных пересадок» — проявление «особости» пермского пути. Следите за руками: при начале транспортной реформы для экономии денег вводят снижение объемов транспортной работы. Для достижения снижения объемов на 15% — изменение принципа организации маршрутной сети на систему с пересадками. А с целью снизить возможное возмущение жителей Перми, принимается решение о бесплатных пересадках.

В идее нет ничего плохого — вопрос в реализации. В мире путем длительной эволюции пришли к двум понятным формам организации систем оплаты за проезд: по времени, либо по поездкам. По времени: это значит, что билет действует 60, 90, 120 минут, сутки, месяц… Чем «длиннее» билет, тем меньше тебе стоит каждый временной отрезок. Второй способ — по поездкам. Чем больше поездок сразу оплачиваешь, тем меньше платишь. Вплоть до безлимита.
Но у нас же свой путь. Мировой опыт отвергли. Попытались скрестить и временную систему и поездки. Пересадки у нас по времени, а все остальное — по поездкам. Получается тяни-толкай, который очень сложно администрировать и считать.

До реформы считать было легко и приятно: один человек — одна поездка. Когда внедрили систему пересадок, все стало по-другому: ибо человек-то один, но поездок в один конец становится больше. Прогнозируемые доходы мэрия считает по старинке в человеках, занося эти самые бесплатные пересадки в недополученные доходы. Формально и искусственно раздувается «пассажиропоток», а денег не может стать больше. Тупик.
По логике надо бы вернуться к какой-нибудь мировой практике: хоть к первой хоть ко второй. Но пермская мэрия продолжает идти своим путем. В конце ноября, устами Анатолия Путина и перевозчика Игоря Сасунова было объявлено, что пассажиры в Перми злоупотребляют правом пересадок. Цитата: «Некоторые граждане стали злоупотреблять правом пересадок, и совершать в рамках одного маршрута две поездки — прямо и в обратном направлении. Тем самым, они нанесли ущерб бюджету».

Игорь Сасунов, директор пермского филиала ООО «Автомиг» оказался красноречивей и откровенней: «Нигде в мире нет такой проблемы, когда пассажир заходит в транспорт с одной задачей только обмануть кондуктора и перевозчика. Это только мы на это способны».

И вот в недрах мэрии рождается документ по борьбе со «злоупотреблением правом». Никаких обсуждений и согласований он конечно не проходит. И даже депутаты гордумы из комиссии по транспорту увидели постановление за подписью Алексея Дёмкина только в готовом виде. А там написано примерно следующее: билет, купленный за наличку, для пересадок теперь не подходит. А кондуктор/контролер вправе попросить у вас банковскую/транспортную карту, чтобы сверить, вы ли платили за проезд раньше и не мухлюете ли с пересадками?

Что мы получаем на практике? Пенсионеры в каком-то количестве не смогут этой пересадкой воспользоваться, просто потому что карт у них нет. Муж не может со своей карты оплатить проезд жене, чтобы она ехала дальше. Родитель — детям. Да и просто друг другу нельзя.

Кстати, Анатолий Путин сообщил депутатам, что департамент не консультировался с УФАС по вопросу возможного нарушения прав пассажиров, но изучил опыт других регионов, где такая практика вроде как имеет место. Конкретные регионы начальник департамента не назвал. Мы нашли подобный вариант только в Челябинске, но и там продают просто билеты «по времени». По 60 и 90 минут в добавление к обычной системе «по поездкам».

Поскольку депутатов гордумы в очередной раз «поставили перед фактом», некоторые из них логично восприняли это как унижение. Некоторые депутаты даже потребовали немедленно прекратить реформу, а Анатолию Путину предложили пересесть на общественный транспорт, чтобы послушать мнение пассажиров о транспортной реформе. Господин Путин позже ответил через СМИ, что служебного автомобиля у него нет. Про мнение пассажиров чиновник в ответе ничего не сказал.

Понятно, что транспортную реформу сейчас не прекратят. Проблема в том, что она постепенно превращается в типичный пермский недострой. Прогнозы на 2021 год выглядят достаточно противоречиво с финансовой точки зрения и плохо с точки зрения маршрутов и удобства сети.

В 2020 году 155,5 млн человек в общем купили билетов на 2,3 млрд рублей. Нормальным пассажиропотоком в дептрансе по каким-то причинам считают примерно 193 млн в год (как было в 2019 году). Эти 193 миллиона по логике могут принести бюджету примерно 2,9 млрд рублей. Фактические расходы на сеть — 4,3 млрд рублей. Подчеркнем, это оптимистичный сценарий.

Какие-то средства власти выжмут из контроля за «зайцами». Что-то может быть сэкономят на ликвидации системы кондукторов и сокращении маршрутов. Заявленные ранее ТПУ выглядят с каждым годом все более призрачными. Но у этих процессов есть и обратная сторона. Сокращение, ликвидация маршрутов неминуемо приводит к падению того самого пассажиропотока, пересадке людей на личные машины и такси, а значит к уменьшению доходов бюджета. Прибавляем к этому постоянно растущее недовольство жителей самой транспортной сетью, то есть социальный фактор.

В общем перспективы процесса пока выглядят не очень радужными. И еще один важный вопрос: мэрия Перми, которая начинала реформу словами о комфорте и качестве перевозок, сейчас мыслит исключительно финансовыми критериями. Удобства пассажиров ушли на второй план.

"