Posted 16 марта 2021,, 04:36

Published 16 марта 2021,, 04:36

Modified 2 марта 2023,, 14:37

Updated 2 марта 2023,, 14:37

Тот же сайт - только сбоку. Новый туристический портал Прикамья такой же как старый, но в 10 раз дороже

16 марта 2021, 04:36
Олег Русских
На новый главный туристический сайт Пермского края бюджет края потратит 16,5 млн рублей. Это примерно в 10 раз больше, чем бюджет заплатил за предыдущий, в конце 2014 года. Функционал нового портала практически не изменился. Заявленных сервисов покупки и бронирования нет. По конкурсу контракт достался московской фирме, где числится 1 работник.
Сюжет
Туризм

В середине 2020 года в разгар пандемии, одним из следствий которой стало почти 100-процентное закрытие границ, правительство России предложило регионам срочно развить у себя внутренний туризм, и предоставило несколько поддерживающих мер. В Прикамье туризм развивают много лет, последовательно и с результатом близким к нулю. Агентство по туризму (теперь Министерство) под руководством Юлии Ветошкиной сочло, что для рывка региону немедленно и срочно нужен новый туристический портал. Потому что сегодняшний вариант морально и технически устарел. Согласно документам, функционал старого сайта не удовлетворяет новым задачам: «…существующий инструмент …не предусматривает возможность развития в области информационно-коммуникационных технологий, интеграций с внешними информационными системами для реализации функций, включающих возможность планирования туристического маршрута города, бронирование гостиниц, экскурсий, обеспечение системы QR- навигации на объектах культурного наследия, включая аудиогидов и механизмы дополненной реальности…»

Нынешнюю версию сайта visitperm.ru сделали в 2014–2015 годах. Разрабатывала и сопровождала сайт пермская компания «Реактив». По данным госзакупок, основные работы обошлись бюджету региона в 1,53 млн рублей. И еще столько же (1,513 млн рублей) компания получила в следующие 4 года: за доработки, мобильное приложение, продвижение, техническое сопровождение. Но основная часть работ сделана за полтора миллиона рублей. Портал информационный. Есть данные о музеях, гостиницах, базах отдыха и плохо работающий информационный сервис транспорта. Можно получить информацию и аудиогиды. Купить, забронировать ничего нельзя.

Закупку по поиску подрядчика для разработки нового портала объявили 3 июля 2020 года. Заказчиком значится Министерство информационного развития Прикамья. Отраслевым заказчиком — Агентство по туризму (сейчас — министерство). Начальную максимальную цену контракта установили сразу в 20 млн рублей. На конкурс (это был именно конкурс, а не аукцион) заявились четыре участника: предыдущий разработчик «Реактив», две компании из Москвы и одна из Тюмени. Наибольшее количество баллов набрала заявка московской компании «Моссервис 24», учредитель и генеральный директор Цветан Иванов Ботев. Итоговая цена контракта — 16,5 млн рублей. То есть, новый портал заказывают по цене в 10 раз дороже, чем старый. По логике это должен быть абсолютно новый функционал и сервис.

И вроде бы, качественный рывок заявлен. В сопроводительных документах к конкурсу сформулированы цели. Кроме информации о достопримечательностях, музеях, гостиницах и новостей о мероприятиях это: «создание системы интеллектуального подбора туристических услуг для пользователей на основе их интересов и предпочтений; предоставление возможности пакетной организации тура: от покупки билетов до посещения мероприятий в сфере туризма и туристских ресурсов».

Нам удалось посмотреть бета-версию нового туристического портала. Он почти готов, нужно только добить содержательную часть необходимым объемом информации и доделать мобильное приложение. Вот как сейчас выглядит главная страница новой версии. Обратите внимание на разделы: о бронировании билетов, гостиниц, дополненной реальности и QR-гидов нет ни слова.

Функционал совпадает с новым вариантом почти на 100% Изменены только названия разделов: «Объекты» вместо «Что посмотреть», «Туры и экскурсии» вместо «Чем заняться».

На вопрос: «Где новшества?» дает ответ техзадание подрядчику, приложенное к контракту (имеется в распоряжении редакции). В списке разделов будущего сайта нет ничего из заявленного: бронирования отелей, покупки билетов, пакетных туров…

Фактически, это такой же справочник с номерами телефонов и адресами сайтов , как нынешняя версия турпортала. В лучшем случае, на сайте появятся формы заявок, которые по электронной почте будут отправляться на сайты гостиниц и музеев. Более ничего.

Надо отметить, что на то есть некоторые объективные причины. Власти региона, минтуризма или иные структуры не могут исполнять функции условного «букинга»: принимать платежи, делать возвраты и многое другое. Такая деятельность законом для властей не предусмотрена. Зачем же ее тогда заявлять? Могут быть два варианта. Первый — региональное правительство будет создавать некий хозяйствующий субъект, который возьмет на себя функции регионального оператора, станет нашим «букингом» или «островком». Второй — договор с кем-то из больших федеральных игроков. Ни один из этих форматов сейчас не реализован. Ни о каких планах регионального правительства по созданию оператора или подписанию соглашений с федеральной компанией Properm.ru на данный момент неизвестно.

Таким образом, Министерство по туризму и Министерство информационного развития предлагают жителям Прикамья тот же самый туристический портал, что и 6 лет назад, только в 10 раз дороже.

Журналист Properm.ru опросил нескольких пермских экспертов в сфере IT-технологий, предоставив им официальное ТЗ на разработку портала. По их мнению подобные работы должны были стоить от 2 до 5 млн рублей, если разработчик имеет все допуски по защите информации и персональных данных.

На отправленный запрос министерство туризма и молодежной политики Пермского края на момент публикации не ответило. Министр информационного развития Игорь Никитин, который в период организации закупки возглавлял ведомство, покинул должность и Пермский край. Напомним, при губернаторе Максиме Решетникове и Игоря Никитине, МИРС превратился в пермское суперведомство, которое получило не только собственные бюджеты в несколько миллиардов рублей, но и полномочия закупать технику и услуги разработчиков для других подразделений краевой власти. Мы получили широко известные порталы типа «Управляем вместе» и совсем неизвестные, например, «Прикамское такси».

Победитель конкурса на разработку турпортала, компания «Моссервис 24» — микропредприятие, с численностью в один человек. Заявленная в «СПАРК-Интерфакс» основная деятельность — «оптовая торговля». При этом, основные контракты компании в последние 2 года — работы в сфере информационных технологий, обработке данных, производству видеофильмов, телевизионных программ. Согласно сервису «СПАРК», в ЕГРЮЛ нет информации о наличии у компании лицензий и разрешений.

В 2019 году компания 22 раза участвовала в закупках, выиграла шесть контрактов на 1,6 млн рублей. В 2020 году: 38 участий — три победы. Выручка за 2020 год — 20 млн рублей, пермский контракт на 16 млн рублей — самый крупный в портфеле фирмы. Второй по значимости — от Томской области, где «Моссервис 24» делает сайт администрации за 3,2 млн рублей. Отметим, содержательно и технологически официальный портал Томской области выглядит много сложнее пермского турпортала.

UPD. Через два часа после публикации статьи, на странице новой версии туристического портала появилась "заглушка" с надписью "Аккаунт отключен администратором сервера".

"