Posted 9 апреля 2021,, 09:15

Published 9 апреля 2021,, 09:15

Modified 2 марта 2023,, 14:36

Updated 2 марта 2023,, 14:36

«Для пермяков повторяем…» События последней недели, которые уже были в Перми

9 апреля 2021, 09:15
Олег Русских
Совместный гений Гегеля и Маркса давно выдал классический афоризм: «История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса». Пермь и здесь отличилась. Для нас история просто повторяется, без всяких «в виде». Последняя неделя тому яркая иллюстрация: «Амкар» версии 2.0, желтые такси, точечная застройка, приватизация улиц. А тут еще и «Кармен». Пермь - столица самоповторов и движения по кругу.
Сюжет
Колонка

Региональные власти пригласили возглавить новый «Амкар» Валерия Чупракова и этим повторяют 90-е годы. Как будто на дворе 94-й, а не 2021-й. Только «Амкар» теперь государственный, а Чупракову — 67.

Решение самого Валерия Михайловича понятно. Десять лет назад комплекс политических, личных и бизнес-проблем вынудил его покинуть Пермь и перебраться в Краснодарский край. Вернуться, почувствовать себя востребованным, доказать правоту — понятный вызов для мужчины. Для Чупракова — тем более.

Но вот почему в качестве футбольной «точки роста» выбирают «Амкар»? Ведь на прошлом клуба висит слишком много конфликтов, ошибок. А достижения команды, давайте честно, были не слишком велики. Вариант «можем повторить» уже попробовали с футбольной «Звездой». Три года прошло, но звезда так и не взошла. Чем «Амкар» 2.0 лучше «Звезды» 2.0? Ничем.

За четверть века изменилось все: спорт, экономика, страна. Никто не сомневается, что что Валерий Чупраков сможет поднять старые стяги. И главное сейчас не в брендах, а в подходах, чему пример «Парма» и «Кама». В общем, есть опасение, как бы задорное «Михалыч такой молодой и юный «Амкар» впереди…» не осталось далеко в прошлом. Песню, конечно, споют постаревшие фаны «Амкара». Но и только.

А вот другой повтор, отправляющий нас еще дальше в прошлое — в 80-е годы 20 века. Минтранс Пермского края с упорством, достойным двух транспортных реформ настаивает, что такси в Прикамье должны быть полностью желтыми и точка. Как в СССР.

Необходимость яркого цвета для такси была важна, когда машины ловили на улице взмахом руки. Сей увлекательный процесс остался далеко в прошлом. Сейчас используют приложения, в крайнем случае телефонные звонки. Опознавательные знаки такси нужны только, чтобы камеры не штрафовали за движение по полосе общественного транспорта. Для этого отлично подходит фонарь с шашечками на крыше.

Никакой практической надобности в желтом цвете нет. Однако ж чиновники год за годом возвращаются к животрепещущему вопросу. Смена руководства ведомства не меняет подходы. Что это: ностальгия? Общая склонность к возврату в прошлое? Возможно. Не менее реальна вневременная склонность бюрократии зарегулировать все и вся. А тут, конечно советское чиновничество и советская эпоха для нас пример.

Конец 90-х и начало нулевых как бы желают повторить для пермяков застройщики и мэрия Перми. Ведь что такое история с застройкой стадиона «Молота» с точки зрения права и много другого? Очень похоже на точечную застройку. Причем даже не с точки зрения властей, которым с большими основаниями нужен бассейн. А с точки зрения застройщика. Господин Стародубцев купил стадион. И знал о том, что купил стадион, о чем сам сказал. За четыре года он не сделал ничего, чтобы восстановить стадион. То есть, Олег Стародубцев покупал стадион, чтобы застроить. Если бы мог, просто поставил там 20 обувных коробок. Но в качестве уступки построит 11 коробок и бассейн, с которого тоже будет получать доход. Все построит в окружении кварталов с аварийным жильем без школ и детских садов. Если это не точечная застройка в ее классическом проявлении, то что?

А вот застройщики МФЦ на Попова можно сказать приватизируют улицу. Ну, потому что проход по Советской и на мост через ул. Попова будет прямо внутри торгового комплекса. Это очень напоминает времена, когда совсем другой застройщик получил в личную собственность личный кусок ул. Пермской и квартал на ул. Ленина. Путем длительных уговоров улицу его все-таки убедили открыть. Но вот с правами там так и осталась мутная история. Что же касается парковки, то она так и осталась символом тех времен, маяча прямо напротив здания Заксобрания.

Все изложенное интересно тем, что в пермском массовом сознании помнят только «Амкар» и Чупракова (и да, пожалуй, только ради этого нужно было их снова соединить). Все остальное как бы вымыло. И воспринимается сейчас с искренним удивлением: «А что, так можно было? » Ну, конечно, и уже делали, и все уже возмущались, обсуждали, решали, отменяли… А теперь заходим на второй круг. Ведь как известно и у склероза есть плюсы, главное, забывать нужное.

«А какое отношение к повторам имеет новая/прорывная/подрывающая устои/кошмарная (подчеркни нужное) постановка «Кармен»? — спросят взбудораженные пермские ценители искусства. Так было уже. Там еще мочеиспускание имитировали. Не помните? «Вольности…на сцене, так возмутили критическое сообщество, что по уровню скандальности пермская опера почти сравнилась с «Детьми Розенталя» в Большом театре». Это сказано в «Новом компаньоне» про постановку «Кармен» в режиссуре Георгия Исаакяна 2005 года. Забыли? Ну что же, это очень удобно: впечатления не блекнут, эмоции свежи. Теперь осталось только влюбиться, весна все-таки.

Юморист Андрей Кнышов классическое выражение про историю усовершенствовал. «История, — сказал он, — повторяется трижды. Первый раз как трагедия и пару раз — для тупых».
Склонен подозревать, что в нашем случае, Кнышов что-то знал.

"