Posted 20 апреля 2021, 05:35
Published 20 апреля 2021, 05:35
Modified 2 марта 2023, 14:35
Updated 2 марта 2023, 14:35
Конституционный суд Российской Федерации 19 апреля 2021 года встал на сторону представителей пермского ТСЖ «Мирный». Они оспорили как неконституционное решение Верховного Суда, узаконившее запрет властей Перми на размещение киосков на придомовых территориях. Такая норма появилась после введения в Перми в 2018 году новых правил благоустройства. Сейчас КС РФ постановил, что вынесенные ранее решения по делам, связанным с нормами размещения НТО, подлежат пересмотру с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации. Постановление окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу со дня официального опубликования.
В администрации Перми журналисту Properm.ru сообщили, что в ближайше время сообщат официальную позицию мэрии о Постановлении КС РФ.
С иском в Конституционный суд вышли пермяки Наиля Мухаметзянова, Алексей Хадеев, Ирик Касимов и ТСЖ «Мирный». Они указали, что ряд положений Федерального законодательства неконституционны, поскольку позволяют органам местного самоуправления «вводить не основанный на законе абсолютный (недифференцированный) запрет на размещение нестационарных торговых объектов на придомовой территории. Как следствие, собственники помещений в многоквартирном доме необоснованно ограничиваются в праве, используя придомовую территорию, извлекать из нее доход, а хозяйствующие субъекты — в праве вести на ней торговую деятельность, что препятствует конкуренции и развитию предпринимательства».
Как указывается в Постановлении Конституционного суда, оспариваемые нормы федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской
Федерации» не противоречат Конституции. А вот устанавливаемые муниципалитетами нормы не должны самостоятельно вводить несоразмерные ограничения нестационарной торговли на придомовой территории, тем самым лишать собственников жилья возможности принимать решения о размещении на придомовых территориях киосков. Безусловно, в том случае, если земля и устновка на ней НТО оформлены по закону. Кроме того, властями не могут устанавливаться такие требования, которые могут привести к ограничению конкуренции.
В 2019 году Конституционный суд РФ уже выносил определение по жалобе Касимова, Хадеева и ТСЖ «Мирный» по делу о запрете размещения нестационарных торговых объектов (НТО) на придомовых территориях. Там также говорилось, что федеральные нормы не наделяют органы местного самоуправления полномочиями по установлению в правилах благоустройства запрета на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома. В мэрии тогда заявляли, что определение КС РФ не подвергает сомнению сами правила благоустройства.
Тяжбы пермяков с городскими и региональными властями начались в 2018 году, когда в Пермском крае начали менять нормы благоустройства. Пермская городская дума внесла изменения в правила благоустройства, запрещающие размещать НТО на придомовых и частных территориях. Изначально власти Перми узаконили схему размещения нестационарных торговых объектов (НТО), утвержденная постановлением Пермской городской думы №591. Документ предусматривает размещение киосков на муниципальной земле, причем диктует и специализацию: здесь торгуют только молоком, здесь только хлебом.
Пермский краевой суд утвержденное в 2018 году гордумой постановление отменил. Суд признал, что новые правила благоустройства противоречат положениям градостроительного кодекса и земельного законодательства, а так же нарушают закон о торговле. Также суд подтвердил, что введенный запрет на размещение НТО на территории ближе 15 метров от фасадов жилых зданий не входит в компетенцию думы.
С 2018 года суды изучали не только сами введенные запреты, но и размеры штрафов за их нарушение. Инициативная группа представителей пермских ТСЖ и предпринимателей оспорила решение краевых властей, которые внесли в краевой закон «Об административных правонарушениях в Пермском крае» положения об увеличении штрафов за размещение НТО на частной земле. С 1 мая 2019 года для должностных лиц наказание составило от 15 до 20 тыс. рублей, для юридических — до 250–300 тыс. рублей. В случае повторного нарушения сумма может вырасти до 350 тыс. рублей. Ответчиками по делу выступали губернатор Пермского края и Законодательное собрание Пермского края. Пермский краевой суд признал эти нормы не действующими.
В июле 2019 года губернатор Пермского края Максим Решетников подал апелляционную жалобу в судебную коллегию по административным делам Верховного суда РФ. 30 октября Верховный суд Российской Федерации оставил в силе решение Пермского краевого суда об отмене штрафов для предпринимателей и ТСЖ за размещение НТО на частной территории.
С момента изменения правил размещения НТО на территории Перми их число сократилось более чем на треть, а именно на 36%. Если в 2018 году в краевом центре действовало 2599 НТО, то к весне 2021 года их осталось 1663. В марте 2021 года заксобрание Пермского края приняло проект закона, который снова меняет правила размещения на придомовой территории нестационарных торговых объектов. Законопроект предусматривает разработку паспорта благоустройства придомовой территории и типовой дизайн-проект НТО. Также документ прописывает меры административной ответственности за нарушение размещения НТО, которые установлены правилами благоустройства муниципалитетов.
UPD
Как сообщили в администрации Перми, городские власти в 2021 году привели местные нормы регулирования в соответствие с принятым законом Пермского края от 26.03.2021 № 632-ПК «О внесении изменений в закон Пермского края «О градостроительной деятельности в Пермском крае», который регулирует вопрос размещения нестационарных торговых объектов, в полной мере соответствует Постановлению Конституционного суда РФ. Закон разрешает размещение НТО на придомовых территориях, если в паспорте благоустройства отражены все необходимые элементы благоустройства, и они имеются по факту.