Posted 17 мая 2021,, 02:37

Published 17 мая 2021,, 02:37

Modified 2 марта 2023,, 14:34

Updated 2 марта 2023,, 14:34

Противоречивый бюджет. Странные финансовые итоги 2020 года в Пермском крае

Противоречивый бюджет. Странные финансовые итоги 2020 года в Пермском крае

17 мая 2021, 02:37
Олег Русских
Фото: 1MediaInvest
Финансовые итоги тяжелого 2020 года для Пермского края выглядят противоречиво. Не собрали 25 млрд рублей налогов, но получили 54 млрд рублей федеральных средств. Не отправили в санатории больных для реабилитации, зато отправили туда служащих. Выделили миллиарды на борьбу с пандемией, но не смогли ничего сделать с дефицитом кадров в краевой медицине. Зато стабильным остался коллапс в сфере регионального строительства.

На этой неделе краевое правительство отчитается об исполнении бюджета Прикамья в 2020 году. И без документов понятно, что главным финансовым фактором прошлого года стал ковид. Но если изучить отчеты, то видно, что речь идет не только об уменьшении доходов краевой казны. Некоторые расходные программы сократились или были полностью свернуты, как сказано в документах, «из-за введенных ограничений». Иногда это выглядит обоснованно, но порой странно.

Итоговые цифры краевого бюджета: доходы — 155 млрд рублей, расходы — 175,1 млрд рублей. Дефицит бюджета — 20,1 млрд. При этом объемы промышленного производства в регионе снизились на 3%, объем инвестиций в основной капитал упал в среднем на 8,3%. Формально выросла заработная плата — на 1%. Но главный показатель благосостояния — реально располагаемые денежные доходы населения — резко упал: на 6,4% к 2019 году (напомним, что и до этого доходы падали 5 лет подряд и падают сейчас).

Главный (и прогнозируемый) провал — падение поступлений от налога на прибыль организаций сразу на 24,5 млрд рублей или на 40,7% от объема поступлений 2019 года. Отметим, что согласно анализу Контрольно-счетной палаты это произошло не только из-за снижения налоговой базы, но из-за возврата переплаты компаниям. Многие крупные организации налог на прибыль в бюджет региона платили как бы «вперед» за следующий период. Когда стало ясно, что никакие прогнозы не сработали, деньги пришлось вернуть.

Зато выросло поступление налогов на доходы физических лиц — плюс 1,5 млрд рублей к предыдущему году. Отметим, что доля НДФЛ в краевом бюджете доросла до 26,2%. Всего же всякого рода налоговых платежей в бюджет насобиралось на 97,7 млрд рублей (122,8 — в 2019 году)

Практически 35% доходов Пермского края в 2020 году составили так называемые «безвозмездные поступления». Это перечисления из федеральной казны в различных видах и формах на сумму 54,1 млрд рублей. По сравнению с 2019 годом в 2020 фактический объем безвозмездных поступлений увеличился на 26,5 млрд рублей (в два раза), вдвое выросла и доля в общем объеме поступлений.

И это, пожалуй, один из главных итогов бюджетной ситуации. Постепенное уменьшение финансовой самостоятельности региона из-за политики федерального центра происходит на протяжении последних лет. Но сейчас Прикамье — бывший регион-донор — окончательно закрепляет за собой статус финансово-зависимого субъекта, ибо 35% поступлений извне — критическая цифра. Мы конечно, еще не слабые центральные губернии или республики Кавказа, но ведь и кризис пока не закончился.

Потрать меня если сможешь

По логике, дефицит краевого бюджета мог быть не 20, а 40 млрд рублей. Расходы краевой казны предполагались в объеме 195,5 млрд рублей. А по факту составили 175 млрд рублей. Главной причиной неосвоения средств чиновники называют ковид.

Это логично, если речь идет, например о госпрограмме «Пермский край — территория культуры» (исполнение 79%) или «Спортивное Прикамье» (79,3%). Ограничения свели к минимуму возможность проведения всякого рода культурно-массовых или спортивных мероприятий. Но вот почему ковид повлиял на программы «Градостроительная и жилищная политика» (82,7%) или уж тем более «Качественное здравоохранение» — не всегда понятно (89,3%).

Система здравоохранения, которую все уровни власти называют «недофинансированной» в год пандемии должна была выдоить возможные средства до копейки, включая федеральную помощь.

Например, на выплаты врачам и медперсоналу работающим с COVID-19 выделили аж 5,7 млрд рублей (из них 4,7 млрд — федеральный бюджет). Персоналу выплатили только 4,2 млрд рублей. Как сказано в документах: «Выплаты произведены в полном объеме за фактически отработанное время и дни фактически использованного отпуска».

Помните дефицит средств защиты для врачей прошлой весной? Выпуск СИЗ на местных предприятиях и их закупку региональный оперативный штаб тогда контролировал чуть ли не в ежедневном режиме. Считали каждую тысячу. Затем дефицит сняли. Но вот цифры. «По мероприятию «Приобретение средств индивидуальной защиты для медицинских и иных работников…» при плане 575 731,4 тыс. рублей исполнение составило 327 468,1 тыс. рублей, или 56,9%». Основная причина по документам — поставщики сорвали сроки поставок на сумму 247,5 млн рублей. Понятно, что контракт, в конечном итоге исполнили, но конечно, хотелось бы, чтобы в нынешней ситуации именно медицинские поставки шли без задержек. Отметим, что подавляющее большинство других программ и мероприятий связанных с ковидом финансировались и исполнялись вовремя и практически в полном объеме.

А вот небольшая по сумме, но показательно противоречивая история. В бюджете есть маленькая, всего в 8 млн рублей, статья на фенотипирование и пересадку почек. И как вы понимаете, каждый год этих денег не хватает. Но в 2020 потратили только 2,9 млн рублей. Потому что, «в связи с пандемией новой коронавирусной инфекцией COVID-19 было приостановлено плановое оказание услуг». В этом, безусловно, нет никакой вины регионального правительства. Сложно (и даже невозможно) проводить плановые операции, когда все закрыто под ковид. Но столь же сложно это объяснить тем, кто не попал на плановые операции.

Только на 17% профинансировали статью «Реабилитация больных после стационарного лечения». Из 27 млн рублей потратили 4,7 млн рублей с формулировкой «было приостановлено оказание услуг в санатории». При этом «По мероприятию «Обеспечение работников учреждений бюджетной сферы Пермского края путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление» исполнение расходов составляет 28 616,4 тыс. рублей (95,4% от плана)». На отдых сумели отправить врачей.

В числе неисполненных — практически все программы по ликвидации кадрового дефицита в пермской медицине. Например, речь идет о программах «Земский доктор» и «Земский фельдшер». В ноябре 2020 года министр здравоохранения Анастасия Крутень заявляла, что в 2020 году к участию в программах предлагалось привлечь 89 врачей и 59 фельдшеров, потому что им увеличили «подъемные» и весьма существенно. Увы, нет. Итог года — 71 врач и 39 фельдшеров.

Традиционная дыра, о которой неоднократно писал Properm.ru — строительство объектов общественной инфраструктуры регионального значения (далее — ОИРЗ): больницы, поликлиники, стадионы. Фактическое финансирование расходов за 2020 год составило 1 732 493,7 тыс. рублей или 39,2% от плана в 4,4 млрд рублей. В 2019 году исполнение было еще ниже в процентном отношении — 28,9% от плана. Зато план был намного больше — 5,8 млрд рублей. То есть в 2020 году строили еще хуже, чем в считающемся критическим для этой отрасли 2019 году.

Если перевести это из абстрактных миллиардов в конкретные социальные объекты, то выглядит так. Из 66 объектов ОИРЗ в 2020 году не финансировались 19. Из 32 объектов, предусмотренных к сдаче в 2020 году, не введены в эксплуатацию 28 объектов (или 87,5% от всех планируемых к вводу объектов). По 18 объектам объемы в 2020 году не выполнялись или отсутствуют вообще.

Ковид к этой проблеме не имеет никакого отношения. Это хроническая болезнь края, вылечить которую не удается уже много лет. Количество «зоопарков» в Прикамье не уменьшается.

"