Posted 6 июля 2021,, 02:29

Published 6 июля 2021,, 02:29

Modified 2 марта 2023,, 14:34

Updated 2 марта 2023,, 14:34

Дети, которые играют в игры со смертью. Почему не хотят жить хорошие и спокойные подростки

6 июля 2021, 02:29
Ольга Седурина
В этом тексте журналист Properm.ru не исследует теории заговора, не ищет причинно-следственные связи между ростом числа суицидально настроенных детей, агрессией подростков и кризисными явлениями в политике и экономике — это работа психиатров и силовиков. Этот текст — про то, что чувствуют люди в кризисе, как на подростковые проблемы влияют семейные ценности или их отсутствие и почему дети встают перед добровольным выбором: жить или не жить.

За 2020 год в регионе было зарегистрировано 13 случаев суицида у подростков, в 2019 — 17. На 11 мая 2021 года в Пермском крае семь подростков свели счеты с жизнью. Такие данные были озвучены на межведомственной совещании руководителей правоохранительных органов региона, которое прошло 12 мая в прокуратуре Пермского края.

13 мая случай колумбайна произошел в школе в Казани, 21 мая — подросток напал на учительницу в Березниках. На 25 мая было официально зарегистрировано 13 самоубийств подростков.

Единой причины резкого роста числа детских самоубийств и новых случаев колумбайна неочевидны. В качестве версий при расследовании каждой из трагедий называются три приоритетных — конфликты в семье, буллинг в школе и влияние социальных сетей. По мнению психотерапевтов, подростковый возраст сам по себе огромный стресс для обеих сторон: подростка и его родителей. «Нарастание конфликтности, попытки самоопределения, поиски смысла жизни, нащупывание собственной линии поведения и реакций на воздействие среды и окружения. Протест как ключевой фактор поведения, начинает проявляться во всем: выбор стиля одежды, примыкание к неформальным социальным группам по принципу общности интересов, заострение внимания на своих взглядах и позиции по многим вопросам, даже если они и не верны», — считает психотерпевт, психиатр-нарколог Павел Поляков.

Мой дом — не моя крепость

Конфликтные отношения с родителями считаются почти нормой поведения подростков. Гормоны, молодость и желание свободы — движущие силы поведения человека от 12 до 20 и более лет. Нормой считается и желание родителей, чтобы ребенок хорошо учился, занимался спортом, учил дополнительный иностранный язык и читал книги, а также обязательно помогал дома, минимум — мыл за собой посуду. Хорошо, когда эти две нормы сочетаются между собой. Если же нет, как говорят специалисты в пубертатной психиатрии — подросток накануне самоубийства может вести себя спокойно, его поступки могут никак не говорить о намерении прекратить жить. Причины депрессивных состояний могут быть разными.

24-летняя экономист Оксана говорит, что если бы однажды случайно она не рассказала о своих проблемах любимой учительнице, то наверняка бы не могла давать никаких интервью спустя десять лет.

«Мне все время казалось, что мои родители меня ненавидят, хотя мне так до сих пор иногда кажется. У нас была обычная семья, никто никого не бил, не пил больше, чем другие. Просто мои интересы были не нужны никому. С папой я в принципе лет с 12 не разговаривала. А мама была загружена внуком — я второй ребенок, сестру родили в 17 лет. И сами стали в 36 бабушкой и дедушкой. Все были заняты собой, малышом и зарабатыванием денег. А я тогда боялась, что залетела от парня и первый раз решила себя отравить. Скорая промыла желудок, а меня наказали, никто не стал выяснять, что у меня на душе», — поделилась Оксана.

Женщина отмечает, что и потом, до разговора с учительницей, пыталась покончить с собой еще пару раз, но родителей это не трогало: «Говорили — вырастешь-поумнеешь. В чем-то они были правы, немного поумнела».

Как рассказывают собеседники в следственных органах, при расследовании случаев самоубийств выясняются разные обстоятельства семейных конфликтов.

«Универсального способа распознать зарождающуюся проблему в сознании подростка нет. Скажите себе, только честно, много ли вы времени посвящали своему ребенку в этом возрасте? Глубоко ли вы были погружены в интересы его среды? Разговаривали ли вы доверительно тогда, когда ему или ей это было так необходимо? Часто нет времени, усталость, «поговорим потом». Потом может не получиться. Со стороны учителей, особенно среднего и выше возраста, понимания добиться еще сложнее. Вот и возникают конфликты по учебе, невозможность диалога и агрессия. И, как это бы ни звучало, ощущение нереальности смерти самим подростком. Смерть не воспринимается как конечная точка, финал«. Подросток ощущает себя в таких ситуациях как бы со стороны, отождествляя себя со сторонним наблюдателем, который потом появится и скажет: «Вот, а теперь вы поняли, что я был прав? » — полагает психотерапевт Поляков.

На 13 оконченных случаев подросткового суицида в 2020 году пришлось 154 зафиксированных незавершенных попыток. В 2019 году на 17 суицидов — 169 попыток. Доводят дело до конца чаще юноши (57%), хотя склонны к самоубийству и делают попытки преимущественно девушки (84%). В 2020 году официально за доведение детей до самоубийства были осуждены в одном случае — отец семейства, в другом — мать.

Школа, которая всем должна

Буллинг в школе стоит далеко не на последнем месте, с оговоркой, что особенно болезненен для подростков он в случае, когда родители не замечают проблемы. Либо переходят в общении с ребенком, как говорят психологи, на его уровень. Вместо того, чтобы понять в чем причина конфликта в школе, объясняют детям, про «эти тупые учителя над тобой издеваются».

«Я не любил школу, потому что меня не любили ни учителя, ни одноклассники. Мы жили в частном доме, родители зарабатывали немного. С нами же в доме жили собаки — отец на жизнь зарабатывал рыбалкой и охотой. Я вонял псиной и меня дразнили», — рассказал Евгений, сейчас ему за сорок, мужчина занимается мелкой торговлей и неохотно вспоминает детство.

«Однажды учительница отправила меня переодеваться, потому что форма была грязная, а весь класс орал — вонючка, вонючка. Домой я идти не хотел, чтобы не расстраивать маму. Отношения у нас были теплые в семье, но бедности все стеснялись. Спас меня тогда сосед», — сухо говорит Евгений. Вспоминает, что доучился с трудом, а тут перестройка и после восьмого класса начал подрабатывать, так школу и не закончил.

Сейчас пермские следователи изучают случай гибели подростка под колесами поезда. Дело было возбуждено по статье «нарушение правил безопасности на транспорте». Но одна из изучаемых силовиками версий — буллинг в школе (статья: «Доведение до самоубийства»).

Казанский, а потом и березниковский случай вызвали бурную реакцию в пермском сегменте социальных сетей. Писали педагоги и родители, писали сами подростки. Публичная реакция на нападение на пожилую учительницу физики из Березников заставляет задуматься: все активнее появляются публикации о том, что «учителя слишком давят на школьников, перегибают палку». Все чаще звучит мысль о том, что «школа должна воспитать, спасти подростков из неблагополучных семей». Однако, статистика говорит о том, что 63% погибших подростков и 42,3% попробовавших это сделать, относятся к группе «норма» — дети из обычных семей, без серьезных отклонений от норм поведения.

Павел Поляков отмечает, что буллинг, конфликты с преподавателями, острое и полярное переживание побед и неудач влияют на еще не сформированную психику подростка: «Предугадать, защитить его заранее от неосмысленных и непоправимых шагов, действий задача выполнимая. Но больше из области фантастики: ваше мнение взрослого, как и совет, будут игнорироваться почти полностью. В этом возрасте авторитеты иные: они во дворе, в героях фильмов, в лидерах мнений на каналах youtube и группах в соцсетях».

«Вижу, как от несправедливости нервничают дети. Порой до слёз и истерик. И это на фоне жутчайшей перегруженности в школе. И да, можете забросать меня камнями, я ищу оправдания пацану. Он ребенок, и у него обостренное чувство справедливости», — написал пермяк Вадим Бывальцев в день задержания березниковского школьника. Позднее, под своим постом в соцсетях он рассказал, как в 2020 году искал вместе с поисковиками одноклассника сына. Подросток оставил в соцсети фото, с указанием места, где планировал совершить суицид. Через сутки парень подтвердил свои слова действием. «Доверить кому? Полиции, которая сказала, что парню 16 лет, нагуляется и придет. Именно дети подняли тревогу, когда их друг не пришел домой в день пропажи в восемь вечера. Потому что знали его, и понимали что произошла беда», — рассказал мужчина.

Позднее, в личной переписке с журналистом Properm.ru Бывальцев рассказал, что волонтеры поискового отряда из числа одноклассников сына рассказывали, что их погибший друг состоял в так называемых «группах смерти». Но был мальчиком из хорошей семьи: «Лучший ученик класса, гордость школы и любимчик учителей. Родители были, на мой взгляд, слишком близко. Видимо настолько, что в поиске уединения попал в лапы админов группы смерти».

Как считает мужчина, если бы все — родители, полиция и поисковики отнеслись серьезнее к сообщению парня, трагедии могло не быть. «Никто даже подумать не мог о суициде. Думали просто ушел от родительского контроля, и боялись что свяжется с плохой компанией. Поэтому и искали на эспланаде, у макдональдса и KFC. Будь сразу понимание, что ребенок пропал, значит это может быть попытка суицида, то и места поиска, пусть даже силами родителей, были бы другие», — полагает Бывальцев. Одна из проблем кроется в том, что часто суицидальные сообщения в социальных сетях никто не воспринимает всерьез. Как, впрочем, и сообщение подростка о намерении убить в Березниках.

Киты уплыли, остались игрушки

Как рассказывают эксперты, вычислять, были ли связаны погибшие подростки с так называемыми «группами смерти в социальных сетях» архисложно. Если подростки совершают свой поступок под влиянием группы, то как правило, они проинструктированы о необходимости удалить всю информацию о связях в интернете, рассказывают эксперты в IT-безопасности. Так или иначе, но официально подтвержденных случаев суицида, связанных с «группами смерти» в Пермском крае не регистрировали, сообщали на встрече в прокуратуре в начале мая.

Одновременно с тем, за 2019 год на территории региона было выявлено 37 колумбайнеров. «Да, эти идеи живы, очень трудно от них избавиться. В первую очередь, нужно призывать родителей, педагогов: всегда обращать внимание на то, что делает ребенок в социальных сетях, в компьютерных играх. Даже если это кажется неважным, кажется игрой, но если ребенок все больше погружается в сеть, все замкнутее становится, это может быть и колумбайн, это могут быть и группы смерти по типу «Синих китов», — считает эксперт в IT-безопасности Юрий Котов. Эксперт полагает, что проблему могли бы решить специальные программы, делающие скриншоты с компьютера ребенка и складывающие их в облачные хранилища — где родители могли бы посмотреть, есть ли у их чад опасные переписки или нет.

Руководитель пермской КИБЕРдружины Ирина Чернова говорит о том, что в 2019 году из 118 исследованных случаев попыток суицида у 19 подростков из Прикамья была отмечена суицидальная активность в социальных сетях. 21 подросток был подписан на «группы смерти», а двое детей были администраторами таких сообществ.

Эксперты отмечают, что группы с суицидальной тематикой — это не обязательно группы смерти, которые чаще всего выявляются силовиками и блокируются Роскомнадзором. Близкими к ним могут считать сообщества фанатов музыкальных групп, аниме или, например, группы веганов или группы любителей компьютерных игр. Как отмечают эксперты в IT-безопасности, именно здесь админы групп могут выявлять детей, склонных к депрессиям и немотивированной агрессии.

«Используется сублимированная агрессия подростков, не нашедшая выход в чем-то неопасном. Она получает развитие в желании отомстить якобы притесняющим учителям, якобы занимающимся буллингом сверстникам или просто однокашникам. Забежать и выстрелить — это один склад ума, профиль личности, а сидеть и скрупулезно высчитывать, готовиться к самоубийству — другой профиль личности. Просчитывать стратегии — третий профиль личности», — рассказывает Юрий Котов. Эксперт говорит, что если в соцсетях вычислить вербовщиков относительно просто, то в онлайн-играх и их чатах — относительное новое явление, где уровни защиты профилей более высоки.

По данным КИБЕРдружины, одной из психологических причин перехода подростков из реальной жизни в виртуальную чаще всего бывает отсутствие нормальных отношений в семье и с друзьями. Из-за чего ребенок максимум времени проводит в интернете, где получает избыточные объемы разной информации, а с ними — ложное ощущение того, что «все знают и все испытали в этом мире». Оно и приводит к разочарованию и суицидальному поведению.

«Могу дать лишь одну рекомендацию — не игнорировать собственных детей, внимательно, но без давления смотреть за их взрослением, искренне интересоваться тем, чем они живут, быть другом а не «карателем» за неверные по вашему мнению поступки и суждения. Тогда вы имеете большую вероятность встретить подростковый возраст ребенка и пройти его совместно с ним с минимальными последствиями», — резюмирует психотерапевт Поляков.

"