Posted 29 мая 2021,, 04:00

Published 29 мая 2021,, 04:00

Modified 2 марта 2023,, 14:34

Updated 2 марта 2023,, 14:34

Коррупция как национальная идея. Уничтожить нельзя продолжить

Коррупция как национальная идея. Уничтожить нельзя продолжить

29 мая 2021, 04:00
Ольга Седурина
Фото: 1MediaInvest
Человек привыкает ко всему, особенно — русский человек, а тем более пермяк. Например, к коррупции. Сначала он негодует и говорит, что нужно с ней бороться, потом — чувствует собственное бессилие и невероятную, всеобъемлющую силу коррупционеров, а следом — привыкает и даже начинает получать удовольствие. И это свойственно каждому из нас, каждый пермяк — в душе отъявленный коррупционер. Не верите?
Сюжет
Колонка

Журналистов, которые пишут о коррупции, не любит никто — ни чиновники, ни бизнесмены, ни простые граждане. Чиновники прямо говорят: «Вам самим не хочется уехать из Перми? Вас почитаешь, у нас в Прикамье только ужас и кошмар, и ничего хорошего». Бизнесмены продолжают мысль: «Вам заплатили наши конкуренты, у них самих рыльце в пушку, сейчас никто такое бесплатно не публикует». Простые люди вздыхают: «Снова пишут про тех, кто проворовался, вечно им жареных фактов и хайпа надо. Все равно ничего не изменится».

Сразу отвечу. Нет, уехать не хочется. Хотя 70 тыс. человек в 2020 году предпочли жизни в Перми другие регионы России. А лично мне хочется остаться и без хайпа писать про то, какие уникальные звери появились в новом пермском зоопарке. Про то, как в новое здание галереи привезли уникальную коллекцию, например из Центра визуальной культуры «Киасма» или шедевры Лувра. Хочу интервью с музыковедами, про то, как в Гранд-Опера, ну или в Сиднейском оперном завидуют качеству звука в новом здании нашего театра в Разгуляе. Но почему-то уже много лет все эти высокодуховные темы про искусство становятся заметками о коррупции.

Хотите более приземленных примеров? Их есть у нас. Объявило государство третьего дня, что будет изымать не только не подтвержденную доходами недвижимость и предметы роскоши, но и непонятно откуда взявшиеся на банковских счетах деньги. Этому сообщению предшествовал пресс-релиз Генпрокуратуры РФ, что у бывшего главы «Управления федеральных автомобильных дорог «Прикамье» Сергея Царькова забрали в доход государства коттедж в элитном поселке под Санкт-Петербургом.

В судебных спорах Царькова с Генпрокуратурой была интересная деталь, описанная во вступившем в силу решении. Царьков и его супруга завязли в доказательствах того, что недвижимость в 500 кв.м бедной женщине, которая с пермским чиновником развелась в 2014 году, досталась в подарок от родственника. А с Царьковым она уже давно не имееть никаких отношений. Но тут истец — Генпрокуратура РФ — предоставила данные, что в 2017 году у Царьковых родился ребенок. На этом основании суд признал, что имущество у супругов общее и за три года до приобретения особнячка в 10 км от северной столицы они в общем заработали 3,8 млн рублей. В общем остался рожденный от святого духа младенец без коттеджа в модном «Райт Парке». Еще интересная деталь, официально при приобретении Анна Царькова указала стоимость недвижимости в 17,5 млн рублей. Официальные сайты продажи загородных домов под Санкт-Петербургом показывают ценник на порядок выше, но тут будем считать, что женщине просто повезло.

Как большинство из нас воспринимает эту новость? Что чиновник получил каким-то неизвестным образом нетрудовые доходы, то есть коррупционировал вовсю, его в этом уличили и отобрали дом? Первая мысль: кто-то на бедного экс-чиновника настучал, иск заказной и показательный, потому что дворцы у нас просто так ни у кого не отбирают. Вторая мысль: с кем надо не поделился. Третья мысль: теперь другие будут умнее и при покупке коттеджей покажут в декларации еще более низкие цифры.

Еще один непонятный никому пример — недавно виновным в коррупционном преступлении признали экс-министра территориального развития Пермского края Романа Кокшарова. В приговоре не было сказано ни об одной копейке, которую за свои грехи получил бывший вице-премьер. Суд и следствие доказали, что Роман Александрович не прошел «медные трубы»: его обвинили в излишнем служебном рвении перед начальством. И большинство замерло в непонимании, неужели теперь будет вне закона телефонное право и достигнутые чиновными людьми договоренности? Неужели нельзя выбрать исполнителя госконтракта заранее, даже из побуждений качества исполнения?

Или вот свежий пример из публикаций Properm.ru. Следственные органы расследуют 12 фактов взяток функционерам прикамских больниц за помощь в получении госконтрактов на закупку детских молочных смесей. Под следствием находятся трое заместителей главных врачей. И если вы думаете, что мой пытливый читатель говорит: «наконец-то разберутся с коррупцией в здравоохранении», то снова мимо. Он (во множественном числе) пишет мне в личных сообщениях и в соцсетях, что опять кого-то подставили и силовики пришли по заказу поставщиков-конкурентов. И в принципе, врачи — святые люди с маленькими зарплатами, грех наказывать их за лишнюю копеечку. Про то, что фигурирующая в уголовном деле сумма полученных взяток в 3,5 млн рублей — это запас молочных смесей на одного ребенка минимум на десять лет, так это тоже мелочи.

Или еще пример. Две новости про начальников отделений «Почты России» в Добрянском районе. Один сдавал подвал главпочтамта предпринимателю, как будо помещения в своем доме — договор не заключал, деньги (около 300 тыс. рублей) официально на счет никто не платил. Второй продавал газеты-журналы и галантерею для своей пользы и положил в карман примерно 70 тыс. рублей. И тут читатель ленты новостей совсем возмущен: говорит про 37-ой год и что сажать начали «за каждый колосок». Потому что копни глубже, до Пермского периода, так окажется, что и там рабочие жуки и решетчатокрылые тащили с работы в дом все, что плохо лежит.

И такие новости про мелкие и не очень факты коррупции появляются ежедневно. В году примерно 250 рабочих дней, а фактов коррупции, выявленных прокуратурой за прошлый, 2020 год, в Пермском крае — 1,9 тысяч. То есть каждый день выявляется примерно 7,6 факта мздоимства, служебных подлогов и превышений полномочий. Кому-то — ерунда, а мне кажется — многовато для одного региона.

Но никого уже такие истории не смущают, чего греха таить — мало найдется людей, которые не хотели б устроить своего ребенка «на тепленькое место». Еще меньше — тех, кто верит, что на госслужбу нужно идти, чтобы жить на одну зарплату. Быть чиновником и получать взятки — стало практически национальной идеей русского человека, даже того, кто потирает руки от новостей про посадки очередного высокопоставленного лица.

И, честно, как это изменить — непонятно. Некоторые коллеги считают, что поможет только «китайский путь» — высшая мера и конфискация имущества у всей родни. Возможно, и так, но уже кажется, что среднестатистический русский человек, готовящийся в чиновники, скорее отречется от родственников и станет круглым сиротой. На сегодня лично я вижу один путь для журналиста — честно писать о том, что происходит. И честно называть коррупционера — коррупционером, вне зависимости, украл на миллиард или договорился о госпитализации родственника вне очереди. Прямо по Аркадию Арканову: «Добро нужно сеять, а зло сажать». А если молчать о коррупции — то по сути, это согласиться с ее естественностью и ценностью для современного мира.

"