Posted 4 июня 2021,, 06:04

Published 4 июня 2021,, 06:04

Modified 2 марта 2023,, 14:33

Updated 2 марта 2023,, 14:33

Реформа заехала в кольцо. Мэрия возвращает маршруты и отказывается от тотального обновления автобусов

Реформа заехала в кольцо. Мэрия возвращает маршруты и отказывается от тотального обновления автобусов

4 июня 2021, 06:04
Олег Русских
Фото: Properm.ru
Очередное заседание комиссии гордумы по транспортной реформе неожиданно обернулось сразу тремя локальными сенсациями. Мэрия удлиняет и возвращает ряд маршрутов, на новых конкурсах разрешено заявлять автобусы возрастом в 5 лет, бескондукторная оплата откладывается до конца года. Первые два пункта свидетельствуют о пересмотре части принципов пермской транспортной реформы. Третий - о разумности. А главная новость печальна: исходя из данных статистики и экономики часть движений реформы оказалась бессмысленна.

Кольцо первое. Маршрутно-экономическое

Мэрия Перми решила нарастить количество рейсов на некоторых маршрутах, несколько маршрутов удлинить, и даже открыть два новых (точнее новых/старых). Это по словам начальника департамента транспорта Анатолия Путина сделано на основании анализа пассажиропотока (два года говорили о необходимости срочно внедрить АСУП).

  • Дополнительные автобусы с сентября 2021 года пустят на №№ 14, 32, 53, 54, 57, 60. А на №41 уже запустили с марта, после возвращения к учебе студентов и преподавателей политеха.
  • Под удлинение попадут маршруты №№ 47,30,24,19,20,51,93. Первые два удлиняют прямо сейчас, остальные в течение нескольких месяцев.
  • С января 2022 Гортранс открывает два маршрута: №8 «Крохалева — Садовый», №13 «Песьянка — Комсомольская площадь».

Почему это важно? Восстановление 8-го и 13-го, удлинение 63-го, 20-го, 30-го во многом констатируют возврат к прежней системе маршрутной сети с длинными автобусами через весь город.

Вот как это выглядит в цифрах и анализе от Сергея Богуславского. До начала реформы весь транспорт Перми в год проезжал 66,5 (автобусы — 61,5 млн) млн км. На старте реформы в 2019 году — 56,9 млн км в год (то есть 15% сокращения), сейчас — 55 млн км (автобусы 50 млн км).

Сергей Богуславский: «Из всего сокращения 6 млн км пришлись на пять автобусных маршрутов, которые тогда отменили: №№ 8, 13, 43, 60, 71. 3 млн. км — существенное сокращение №№ 63, 19, 59» Сегодня вы предлагаете №№ 8, 13 вернуть, 63 и 19 удлинить. И мы, как я и предполагал, возвращаемся к маршрутной сети, которая была до транспортной реформы». Далее последовало несколько развёрнутых вопросов депутата к Анатолию Путину, которые без дипломатии можно свести к одному: «Зачем вы все это наворотили?»

Анатолий Путин в определенном смысле сумел удивить. Предсказуемо сообщив, что маршрутную сеть надо было менять, он признал «перегибы на местах», например с тем же №13-м. Но дальше не углубился. За чиновника снова ответил депутат: «Мы за год прошли по кругу, вернулись в точку «ноль». Но у нас на миллиард (а то и на два) изменилась экономика отрасли при увеличении тарифов. У меня если честно не сходятся концы с концами».

Если честно, концы с концами здесь не сходятся ни у кого. Давайте еще раз: до реформы бюджет отдавал субсидиями на транспорт примерно 1 млрд рублей в год при тарифе в 20 рублей за поездку и объеме перевозок в 66,5 млн км. Новая маршрутная сеть должна была без потери качества сократить количество транспортной работы и соответственно затраты бюджета. Объем сократила, затраты нет, пассажиров не устроила — сработала плохо. Ситуацию откручивают назад, снова увеличивая объемы транспортной работы. Но при этом тариф на проезд стал 24 рубля, а бюджет теперь вместо 1 млрд рублей покрывает убытки на 2 млрд. А будет больше.

Кольцо второе. Техническо-конкурсное


Сейчас в Перми 20 маршрутов еще работают по так называемым «краткосрочным контрактам». Их пока обслуживают пермские перевозчики (всего четыре компании). Сроки контрактов истекают и буквально через неделю мэрия планирует объявить конкурсы на заключение 5-летних контрактов. Главное новшество: к участию допустят автобусы возрастом в 5 лет, с двигателями под Евро-4. Почему это сенсация? Потому что до того чиновники декларировали и выполняли тезис: «5-летний контракт — новые автобусы».

Схема выглядит так: к конкурсу допускают машины-«пятилетки», но к 2023 году парк перевозчика должен быть не старше 3-х лет, а к 2025-му — снова не старше пяти. Меняется и цена контракта по годам. Цена километра пробега растет по мере обновления автобусного парка. Низкопольность остается, должно быть 50% техники на газовом топливе. Поскольку это конкурс, то значение при определении победителя будет иметь не только цена, но так же опыт, безаварийная езда и количество новых автобусов.

Перевозчик Александр Стерлягов призвал мэрию не повторять ошибок и сейчас не делать контракты на 5 лет. По его словам сейчас самое время, чтобы проанализировать все итоги предыдущего года реформ, учесть ошибки, предусмотреть возможный форс-мажор. Отметим, что и он, и представители других компаний выступили против объявления конкурсов «с колес», заявив, что документация не готова.

Обсуждение этих предложений продолжится на следующей неделе. Но главное все-таки прозвучало: мэрия Перми под давлением дефицита финансов отрасли вынуждена скидывать цену контракта, а значит отказываться от концепции тотального обновления автобусного парка.

Кольцо третье. Кондукторное


Департамент транспорта принял решение сейчас не вводить бескондукторную оплату на всех маршрутах Перми. По словам чиновника, решение принято после анализа итогов эксперимента, который прошел в марте 2021 года.

Во-первых, необходимо автоматизировать процедуру бесплатной пересадки. Ситуация когда, за билетиком на второй маршрут пассажир должен идти к водителю автобуса неудобна никому. Кроме того она провоцирует конфликты. Во-вторых, программное обеспечение системы безналичной оплаты проезда, так и не избавилось от «родовых болезней». Разработчики так и не смогли решить проблемы с задержками при передаче данных об оплате и неаргументированными постановками банковских карт в стоп-лист. Сейчас чиновники рассчитывают на внедрение столичной «Тройки», но на это нужно время. Ну и третье, по итогам эксперимента определилось стабильное число «зайцев» — 17%. Чтобы снизить их поголовье нужны новые полномочия контролеров.

Итог: кондукторы будут работать в общественном транспорте Перми до конца этого года. И здесь снова есть нюанс стоимостью в сотни миллионов рублей. По части действующих контрактов перевозчики перестают нести расходы на содержание штата кондукторов с 15 июля 2021 года. И кто будет дальше платить им зарплату?

«Мы предполагаем, что затраты в размере 330 млн рублей возьмет на себя муниципалитет, — произнес господин Путин, — Будем выходить на заседание городской думы с этим предложением». Тяжесть молчания участников рабочей группы давила даже по видеосвязи. 330 млн — это не только по 330 рублей с каждого жителя Перми, и не только дополнительный убыток отрасли. Это еще и сокращение проектов города в разгар выборных кампаний.

Но стоит признать, что это единственно верное решение. Вводить сейчас технически юридически неготовую «бескондукторку» — получать массовый взрыв недовольства по городу. К чему он может привести? Самое малое — к новому оттоку пассажиров. Так что и правда, лучше выделить эти деньги.

Если честно, то именно такой подход требовался транспортной реформе Перми с самого начала. Накопление данных, эксперимент, анализ результатов, внесение корректив, а уже затем массовое внедрение. А мы сейчас имеем классическое пермское кольцо: через два года непрерывных реформ, скандалов, обрушения бизнесов, массового недовольства возвращаемся почти к стартовой точке только с возросшими на пару миллиардов затратами. Если это не знаменитая пермская спираль, то что?

"