Posted 26 июля 2021,, 02:30

Published 26 июля 2021,, 02:30

Modified 2 марта 2023,, 14:31

Updated 2 марта 2023,, 14:31

Из-за администрации Перми мать ребенка-инвалида потеряла 20 тысяч рублей, но так и не получила землю

26 июля 2021, 02:30
Татьяна Зырянова
Семье пермячки с ребенком-инвалидом отказывают в предоставлении земельного участка. Не дают ни под строительство дома, ни под дачу. Журналист Properm.ru разбирался, почему так получилось, и что положено инвалидам и семьям с детьми-инвалидами.

У Луизы Новожиловой двое детей, один из которых инвалид. В 2019 году женщина узнала, что имеет первоочередное право на получение земельного участка. В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и принятыми в муниципалитетах и районах «Порядками предоставления земельных участков…» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Свободные земельные участки размещают на электронных площадках. Из подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляются в аренду без проведения торгов. Для этого заявитель обращается в администрацию с просьбой предоставить участок. Ему предлагают найти участок, заплатить за его межевание, принести все документы, если согласуют, можно хоть дом строить, хоть морковку сажать.

Луиза Новожилова обратилась в администрацию Перми с просьбой предоставить участок для индивидуального жилищного строительства. В департаменте земельных отношений ей объяснили, что сначала надо самостоятельно найти участок, самостоятельно провести его межевание (за свои деньги), потом принести им документы, написать заявление и ждать.

Луиза Новожилова: — Это было в декабре 2019 года. Месяц я искала участок. Нашла! Заплатила кадастровому инженеру, изготовили схему. Подала документы в департамент земельных отношений. Мне сначала пришел ответ, что границы надо подправить, по точкам выровнять и снова заявиться. Всё сделала. А через месяц мне пришел отказ! Участок, за межевание которого я заплатила, якобы отдают под нужды совета территориального общественного самоуправления (ТОС), под детскую площадку!

По словам женщины, она не ожидала такого поворота событий, тем более, что заранее приходила консультироваться в департамент, и действовала в соответствии с инструкциями, которые ей там давали.

В отказе значилась такая формулировка: «Местоположение границ образуемого участка не учитывает местоположение границ участка, в отношении которого распоряжением заместителя главы администрации Перми — начальника департамента земельных отношений утверждена Схема, срок действия которой не истёк». Схема от администрации утверждена ровно за неделю до обращения Луизы Новожиловой с новой, «подправленной» схемой участка.

На личном приёме женщине объяснили, что участок предназначен для нужд совета территориального совета самоуправления (ТОС) «Средняя Курья». Якобы ТОС её опередил, а землю согласовали для строительства на ней детской площадки.

«В открытую отжали этот участок у меня, — удивляется Луиза. — Я нашла, заплатила деньги, всё оформила. Да, участок в Курье, но вы же его сами упустили, получается. А они взяли и забрали. Я прихожу на прием, спрашиваю, что делать, так же годами можно ходить, искать и платить за это. Они предложили, что сами найдут: «Раз вы уж заплатили, нам неудобно. Давайте мы вам в Закамске участок дадим…» И предложили очень далеко, где даже транспортной доступности нет. Куда я без транспорта с ребенком-инвалидом

В итоге администрация всё же подобрала семье Новожиловой участок, предварительно одобрив его, заверив, что больше не отдаст другим людям. Женщина снова заплатила кадастровому инженеру за схему участка, подала заявление на заключение договора аренды… И получила отказ!

Отказ в предоставлении участка (который уже был предварительно согласован) администрация объяснила тем, что Луиза Новожилова не нуждается в земле. Потому что у неё есть квартира, 1/8 которой принадлежит ребенку-инвалиду.

Луиза Новожилова обратилась к юристам, потому что в федеральном законе «нет привязки к нуждаемости инвалида в жилье». «Это форменное издевательство, я считаю, — говорит пермячка. — Землю же дают не в собственность, в аренду, землю получает ребенок, не я. Ребенок еще и бомжом должен быть, чтобы в аренду дали участок

По словам адвоката Станислава Шестакова, в федеральном законе нет нормы о том, что только нуждающиеся в жилье инвалиды получают право на первоочередное получение участка в аренду. Но суд Луиза Новожилова проиграла, потому что «так сложилась судебная практика». «Не считаю, что это правильно, ведь нет нигде закрепленной нормы права о том, что инвалид или семья с ребенком-инвалидом должны нуждаться в жилье. Откуда взялось это убеждение суда в том, что это «дополнительные гарантии реализации жилищных прав инвалидов», не ясно. Но практика сложилась именно такая», — пояснил Станислав Шестаков.

Юристы, с которыми консультировался журналист Properm.ru пояснили, что существует «Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер». В этом обзоре говорится, что «положения Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не содержат положений, предусматривающих зависимость предоставления земельных участков в аренду от нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий».

Луиза Новожилова не опустила руки. В федеральном законе четко сказано, что участок можно предоставлять как для целей строительства, так и для ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. «Хорошо, давайте дачу! Я согласна арендовать участок под дачу, — говорит пермячка. — Дайте нам участок под грядки, помидоры и укроп».

Женщина объясняла чиновникам, что участок нужен для того, чтобы занять ребенка летом, для того, чтобы приобщить его к труду, социализировать, научить делать многое своими руками. «Обычных детей в лагерь отправили родители, а мы куда своих детей денем? У нас вариант на лето — грядки, бассейн, баня», — объясняет она.

Луиза Новожилова: — Мы обсуждали с такими же мамами, как я, эту ситуацию. Наши дети скоро станут совершеннолетними, не все смогут трудоустроиться в связи с диагнозами, не у всех сохранный интеллект. В итоге какие-то ребята устроятся, а наши куда денутся? В квартире будут сидеть? Их надо приучать к труду, это они могут, сажать картошку, красить что-то, даже колотить. Они будут летом заняты. Они уже все большие. У меня у подруги ребенку 15 лет. Вот месяц дома, каникулы, так дома шкафы летают. Почему не дать землю в аренду под дачу? Закон это предусматривает.

Но и под дачу семье с ребенком-инвалидом землю администрация Перми не дает. Потому что — нет в Перми такой земли. Департамент земельных отношений администрации Перми ответил, что Правилами землепользования и застройки не предусмотрено использование земли для ведения подсобного хозяйства. И что все имеющиеся земли зоны Р-3 (зона садовых и дачных участков) уже заняты. А дальнейшее развитие зоны Р-3 «не предусмотрено», и развитие территорий для размещения СНТ «не предусмотрено».

Луиза Новожилова не верит чиновникам, основания у неё есть, из-за них она потеряла 20 тыс. рублей и год жизни, обивая пороги, заказывая схемы участков, которые после межевания у неё отбирали.

«У нас столько земли. В Лядах столько земли, там дачи кругом. В конце концов, власти легко могут поменять зону ИЖС на зону СНТ. Я разговаривала с кадастровым инженером, это вообще не проблема, они просто не хотят исполнять закон», — уверена Луиза Новожилова.

Зато законным правом инвалидов на первоочередную аренду активно пользуются нечистые на руку чиновники и предприниматели. Чаще всего захватывают берега рек, якобы выделяя участки инвалидам.

Прокурор Перми не нашел оснований для вмешательства в эту историю. Ну нет земли под дачи, и нет — заставить администрацию Перми менять зонирование прокуратура не может. Получается, что федеральный закон в Перми не может быть исполнен в части предоставления инвалидам участков под дачи.

По словам Станислава Шестакова, муниципальные органы власти обязаны найти возможность исполнения требований федерального законодательства. Правда, самостоятельно они не спешат это делать. Как правило, ждут решения суда (как в случае с предоставлением мест в детских садах, школах, расселением ветхого и аварийного жилья). Луиза Новожилова, хоть и очень устала в хождении по мукам, не исключает, что иск будет подан. «У меня есть ребенок-инвалид, который очень нуждается в социализации, дача будет для него прекрасным вариантом. А чиновники должны исполнить закон», — говорит пермячка.

В Пермском районе за 3 года правом первоочередного получения участка воспользовались всего 116 инвалидов и семей с детьми-инвалидами. Сколько семей в Перми имеют право на получение участков и сколько уже получили администрация города пока не ответила.

Журналист Properm.ru связался с председателем ТОС «Средняя Курья» Натальей Кокаровцевой. По ее словам, никакого участка под детскую площадку между улицами Лабинская и Борцов Революции администрация Перми им не предоставляла. «У нас есть две площадки, нам нужна помощь в приведении в порядок второй площадки, но никакой земли нам не давали, конечно же. Что они там вытворяют? Совсем уже», — возмутилась Наталья Кокаровцева.

"