Posted 2 августа 2021,, 02:23

Published 2 августа 2021,, 02:23

Modified 2 марта 2023,, 14:31

Updated 2 марта 2023,, 14:31

«Школа — это большой невроз для всех». Советы психолога, как подготовить к учебному году себя и ребенка

«Школа — это большой невроз для всех». Советы психолога, как подготовить к учебному году себя и ребенка

2 августа 2021, 02:23
Татьяна Зырянова
Фото: Кирилл Козлов для Properm.ru
Новый учебный год может стать таким же непредсказуемым, как 2020, ведь коронавирус не отступает. В этих условиях как никогда важна психологическая готовность детей к школе, хотя она необходима всегда и больше, чем знание всех букв алфавита.

О дистанционном образовании, навыках, знаниях и умениях детей, требованиях школы и ответах на требования, о подготовке детей, а главное — подготовке родителей — к новому учебному году — журналист Properm.ru Татьяна Зырянова поговорила с психологом Елизаветой Фалиной.

«Все немного одичали»

— Ковидный учебный 2020 год прошел большей частью онлайн. Многим детям понравилось дистанционное обучение (а многим родителям нет). Как детям объяснять, почему нельзя всегда учиться на дистанте? Что говорить?

— Дистант понравился детям в связи с легкостью аттестаций. Все смогли улучшить свои оценки. С другой стороны, школы разные. У некоторых школ отлично получилось на дистанте учить и получать хорошую обратную связь от детей и родителей. Не смотря на позитивный или негативный опыт дистанта, образование должно быть очным. Ребенку нужно объяснять, что школа, кроме обучения несет важную функцию социализации — это навыки работы в команде, пребывания в коллективе, когда учишься у других и учишь других, навыки самопрезентации. Без этих умений человек не сможет дальше взаимодействовать с обществом, работать в будущем не сможет.
Как показала практика, не только дети, но и взрослые немного «одичали» за время пандемии, не вылазили из пижам. У детей вообще все сложно с потребностью умываться, причесываться. Они готовы сидеть в кровати в пижаме и тащить туда еду, уроки и всё остальное.

Кроме того, среди важных функций школы есть такая как личное «живое» общение.

— Оно сейчас тоже в большей части виртуальное — личное общение.

— В ситуации, когда внеурочное общение практически все перешло в онлайн, школа остаётся единственным местом, где есть возможность видеть живых людей, с ними разговаривать. Детям приходится взаимодействовать с одноклассниками, учителями в рамках школы, выходить к доске и что-то рассказывать на публику.

Для детей, склонных к аутизации, интровертов дистант очень опасен тем, что они вообще не вылезут из своей «ракушки» , там и останутся, будут еще более замкнутые в себе и стеснительные.

— Многие дети «отстали» за учебный онлайн-год, как отмечают родители и учителя, «расслабились». И что делать с этой «расслабленностью»? Как их «напрячь» обратно? И надо ли?

— Сейчас лето, они в принципе все расслабятся. Конечно, надо начинать вспоминать о школе. В конце августа многие центры организуют смены с учебным уклоном, чтобы дети вспомнили учебные навыки, материал. Чтобы выход в школу прошёл гладко. Это касается начальной школы. Среднее и старшее звено уже более осознанно учатся, целенаправленно. Многие занимаются летом с репетиторами. Для начальной школы важно с середины августа вспоминать школьный материал.

Будь готов! Психологически

— Недавно видела спор в интернете: должны ли дети уметь читать, писать, знать цифры, когда приходят в школу?

— Это требования большинства школ. Это наша действительность. С точки зрения развития ребенка, он не должен этого уметь. С точки зрения требований школ, приходится. При нормальном развитии ребенок может это уметь. Или в норме обучиться в течение первого года. Что здесь важно понимать — читать, писать, считать, знать цвета и названия морских гадов — это знания и навыки. То, насколько быстро ребенок будет приобретать эти знания и навыки, зависит от его психологической готовности к школе. Если ребенок готов обучаться, если ему интересно, навыки он приобретет очень быстро.

Что такое психологическая готовность ребенка к школе?

— Это готовность ребенка учиться, получать и осваивать новые знания, навыки, умения, в группе сверстников. Психологическая готовность к школе включается себя ряд компонентов : развитость эмоционально-волевой сферы — умение контролировать эмоции, поведение. Это общий кругозор, самостоятельность мышления, внятная речь. Это наличие мотивационных факторов: «я хочу учиться», «мне интересно учиться», «хочу знать что-то новое». Умение общаться со сверстниками, умение общаться со взрослыми, чувствовать разницу, соблюдать субординацию между ровесниками и взрослыми. Движущая сила не только «я хочу» в ребенке, а еще и «надо»: я не очень хочу, но надо. Умение удержать себя в этом состоянии, умение удержать внимание в течение урока, — всё вместе это и является психологической готовностью к школе.

— Как понять, что ребенок готов?

— Общаться с ним. Знает ли он, как себя вести в разных случаях, умеет ли он сдерживать свои импульсы, любознателен ли он, интересуется ли чем-то, доводит ли свою деятельность до конца. Легко или нет вступает в контакт со сверстниками. Более точно и детально сказать о нюансах готовности каждого ребенка, может психолог, специалист.

— Может ли быть, что родителям кажется, что ребенок готов к школе, а на самом деле нет?

— Конечно, потому что для родителей каждый ребенок прекрасен, уникален, волшебен и самый умный. Это абсолютно правильно. Так и должно быть. Поэтому здесь необходимо мнение воспитателей, педагогов, с которыми ребенок занимается. Они смогут определить, насколько ребенок заинтересован в учебной деятельности? Насколько адекватна его самооценка? Умеет ли он принимать критику, делать из неё выводы?

В школе ребенок может встретиться с не самыми прекрасными оценками своей деятельности со стороны сверстников, со стороны учителей. Ребенок должен уметь это правильно переживать.

— В принципе, мне кажется, школа заточена на то, чтобы указывать на ошибки, а не на то, чтобы указывать на какие-то достоинства.

— Школа сейчас — высококонкурентная среда. Как правило, она больше направлена на выполнение требований. Школа — это большой невроз для всех.

— Да, поэтому, наверное, не только для первоклассников важна психологическая готовность, но и для остальных учеников.
— Для тех, кто учится в выпускных классах важнее всего не психологическая готовность к школе, потому что она у них сформировалась. Важнее психологическая готовность к экзаменам, стрессоустойчивость, навыки самопрезентации, уверенность в своих силах. Это важно, начиная со среднего звена, ближе к старшему — 7–8 класс и далее. Наибольшей стресс у подростков вызывают экзамены, аттестации.

Если мы говорим про первоклассников, в первую очередь, психологическая готовность к школе исходит из готовности родителей. Начальная школа — это процесс привития любви к знаниям. Ребенок должен не столько какие-то конкретные знания получить, сколько полюбить учиться, научиться учиться.

В начальной школе огромное место занимает сам процесс, поэтому в первых классах практически не ставят оценки, потому что основная задача — обучение процессу обучения. Тем не менее важно — воспитывать в детях амбициозность и честолюбие, важно хвалить детей за их результаты, важно анализировать результаты ребенка, оценки, что получилось, в чем ты был молодец, какие твои знания, навыки, умения тебе помогли достичь успеха или наоборот, какая помощь тебе нужна, сего тебе не хватало и можно преодолеть неудачу. Надо научить ребенка анализировать свои результаты. И помнить, что негативный опыт порой полезнее позитивного, так как именно он заставляет нас развиваться

В среднем и старшем звене обучение уже целенаправленное, а мотивация к нему заложена (должна быть заложена) в начальной школе. От начальной школы в принципе зависят дальнейшие успехи в обучении. Плюс — насколько в семье благоприятна атмосфера, связанная с учебой.

Но всегда надо помнить и понимать, что учеба — это не все в жизни ребенка, это часть жизни, и относиться надо к ней, как к части жизни, не ставить на неё слишком много.

Любить ребенка надо потому, что вы его любите, а не потому, что он носит вам хорошие оценки.

Любить и разговаривать

— Как помочь ребенку сформировать психологическую готовность к школе?

— Этим занимаются психологи, специалисты, которые владеют знаниями, техниками и методиками, необходимыми для формирования нужных навыков. Для каждого ребенка приемы и механизмы будут свои. Специалисты помогут научиться справляться со стрессом, легче и быстрее адаптироваться к школе. Надо доверить дело профессионалам. Это школьные психологи, психологи в садике, психологи в центрах.

— Мне кажется, это об идеальном обществе или об идеальной школе, потому что школьные психологи максимум что могут — протестировать детей на наличие наркотиков и буллинга в классе.
— Их учили адаптировать детей. Если родитель обращается к ним за помощью, они должны ее оказать. Не у всех есть возможность сходить к частным психологам. Вопрос в том, что кому-то везет, и в их школе хороший психолог, а у кого-то их нет вообще в школе. Но это к вопросу о системе школьных психологов, большая тема, серьезная проблема.

— Как понять по своему ребенку, что стоит обратиться к школьному психологу за помощью?
— Если мы говорим про начальную школу, это любые проявления невроза у ребенка. Плохой сон, плохой аппетит, чесотка, повышенная тревожность, отказ идти в школу, — это все поводы обращаться к психологам, не затягивая. Если мы говорим о подростках, тут причин и поводов гораздо больше. Основное — отказ идти в школу. Тотальная неуспешность ребенка, плохие оценки — тоже повод обращения к психологу. Именно в школе диагностируется большое количество таких расстройств, как дислексия, дисграфия, дискалькулия, которые мешают процессу обучения.

— Это распространенные явления?

— Да. Сейчас дети должны перерабатывать очень большие объемы информации, возникают проблемы, связанные с этим. Еще один бич — это задержка речи в детстве. Как правило, это влечёт за собой сложности с чтением, письмом. Нельзя относиться к этому так: «заговорил, и славненько». Письменная речь — это верхушка формирования речи, речь закончила свое формирование, когда ребенок начал хорошо и грамотно писать.

Если есть подобные проблемы, нужно бежать к специалистам, чтобы клеймо тотального неуспеха не закрепилось за ребенком.

— Например, он не справляется с математикой, не дано ему, — всё, клеймо получено. А у ребенка, на самом деле, проблемы более серьезные, чем просто не справляется?

— Да. Это может быть гораздо более глубокими проблемами, связанными с развитием мозга, ребенок вообще в этом не виноват, хоть что вы делайте.

— А как понять, что это проблема именно такого характера?
— Родитель может заметить, что на протяжении длительного периода у ребенка возникают ошибки одного и того же характера. Однотипность ошибок — что бы вы ни делали, как бы вы с ребенком ни занимались, ни объясняли ему, ошибки так или иначе повторяются — это повод идти к специалисту.

— Вообще родители сами могут попробовать психологические приемы применять к детям, помогать им подготовиться к школе, экзаменам в психологическом плане, или велик риск навредить?
— Родители могут только разговаривать со своим ребенком. Основная опция родителя — это любить, создавать безопасную среду для изучения и познания мира, и разговаривать, разговаривать, разговаривать…

Основа любой учебной деятельности, развитие мышления — развитая речь, умение делать выводы, искать ответы на свои многочисленные «почему», которые возникают в детстве, экспериментировать, смотреть, что получилось, анализировать. Это то, что родители могут и должны делать. Играть с ребенком. Игры — репетиция взрослой жизни. Игры по правилам — один из больших инструментов формирования навыков саморегуляции: ты ходишь, теперь я хожу. Родители могут и должны читать детям вслух.

— А это как поможет?
— Во-первых, это прививает любовь к чтению. Во-вторых, прочитав вместе, вы вместе это обсуждаете, у ребенка появляется начитанность, расширяется кругозор. Он это время проводит с вами, с семьей. На спокойном эмоциональном фоне формируется правильное отношение к получению новых знаний, информации.

— Чем может обернуться, если игнорировать психологическую неготовность, а также другие психологические проблемы и трудности?

— Неуспешностью ребенка в школе. И не только в плане оценок. Если ребенок психологически, в плане поведения и отношения не готов к школе, отвлекает учителя, учитель так или иначе начинает транслировать, что с этим ребенком что-то не так, это поддерживают дети.

Ребенок получает вербально и невербально информацию от других, что с ним что-то не так, у него начинаются проблемы, он считает, что он плохой. Его нервная система не справляется, он начинает напрягаться еще сильнее, в связи с этим начинает еще больше дурить, чудить, не соответствовать. Он кажется неудобным для школы, и он это чувствует, так можно сформировать позицию изгоя, хулигана, «белой вороны» и так далее.

— Разные реакции, выходки — это реакция нервной системы на то, что она не справляется?
— Как правило, так проявляется импульсивность ребенка. По тем или иным причинам он был не обучен, не организован, не дозрел, не научился контролировать себя. Может, в связи с тотальной избалованностью в семье, вседозволенностью, может в связи с незрелостью нервной системы. В итоге он не может промолчать на уроке, не может сосредоточиться, в связи с этим получает кучу замечаний, опять начинает думать, что он плохой, падает самооценка, которую очень сложно — порой невозможно — вернуть. Особенно, если процесс затягивается годами.

— Есть ли какие-то лайфхаки, простые действия, которые могут помочь в адаптации и снижении психологической нагрузки?

— Во-первых, меньше личной — родительской — тревожности, больше личного спокойствия, больше поддержки ребенка во всем, что с ним происходит. Это все новое для него, интересное, разное. Нужно поддерживать ребенка в его хороших эмоциях, в его негативных эмоциях. Помогать ему с ними справляться, помогать проживать.

— Я видела, на занятиях вы используете разные шарики, непонятные рюкзаки, дети то катаются по ковру, то какую-то цепочку плетут…
— Двигательная кора мозга играет огромную роль в психологическом развитии человека. Любое движение помогает перезагрузиться, снять напряжение. Вы можете пойти погулять с ребенком, поплавать с ним в бассейне, покататься на велосипеде, на лыжах, позаниматься любым видом деятельности: порисовать, полепить. У ребенка должно быть хобби. Когда ему плохо, можно предложить позаниматься любимым делом. Это в принципе помогает всем, и взрослым тоже.

— Такой вопрос. Если дети не хотят разговаривать? Подростки чаще всего разговаривать не хотят.
— Если в семье принято разговаривать, то они будут разговаривать. Если родители делятся тем, как прошел у них день, какие у них были чувства и эмоции, хорошие и плохие, то и дети научатся готовить о себе и о своем дне. Эта привычка — говорить — также формируется, как и все остальные. Если так принято с детства, то у ребенка возникнет потребность в этом, и он будет с вами разговаривать. Но если вы ничего не говорите о себе ребенку, только ведете допрос с пристрастием, как у него день прошел, то с большой долей вероятности он начнет отвечать: «Нормально», и на этом все закончится. Мы учим детей личным примером, в том числе и говорить. Начинать надо это делать сразу, когда дети еще маленькие.

— Мне кажется, многие просто не представляют, как рассказывать маленьким детям о том, как у взрослого день прошел на работе. Как это делать?

— Простыми словами: «У меня сегодня на работе было интересно / я была молодец / у меня была ошибка. Я ошиблась, но потом исправила. Я очень устала, у меня был сложный день». Не обязательно вдаваться в детали, подробности. Вы эмоционально описывайте свое состояние по итогу вашего дня: «Сегодня было интересно / сегодня было скучно. А как у тебя? Что было у тебя интересного? А что было у тебя скучного?» И в более взрослом возрасте ребенок будет сам понимать: «Сегодня была такая тоска. Предметы были неинтересные. Мы проходили в школе то, что я уже знаю / Сегодня вообще плохой день, я поссорился с другом / подругой, поэтому я буду сидеть в своей комнате страдать, а вы меня не трогайте». В этот момент уважайте ребенка, не трогайте его. Объясните, что, если он захочет с вами поговорить, вы рядом.

Нужно вернуть ценность образования

— Какую психологическую помощь родители могут оказать сами себе? Чтобы не кричать, когда ребенок делает домашнее задание, не беспокоиться, что он что-то потерял, не позвонил, подрался с кем-то. Есть ли какие-то эффективные советы для родителей?

— Если вы устали на работе, если у вас неприятности, вам тяжело, не лезьте к ребенку с разговорами о том, как прошел его день в школе, сначала восстановите себя.

Если вы чувствуете, что вы закипаете, уйдите, попейте воды, займитесь любимым делом. Пока вы не поймете, что у вас есть силы продолжить разговаривать с ребенком… Если это необходимо, попросите вас подменить каким-то другим членом семьи. Если нет возможности, сделайте перерыв для всех. Если вы не сдержались, накричали на ребенка, попросите у него прощения, это не так страшно.

— Думаю, у многих родителей самая большая проблема — это делать с детьми домашнее задание…

— Вообще каждый должен делать то, что он умеет делать лучше всего. Если есть возможность, объяснением ребенку материала должны заниматься педагоги. Существующий раньше и сейчас возобновляемый механизм продленок несет великое благо для семьи. Задача родителей — любить своих детей. Они не учителя, не педагоги. Они не должны знать, как объяснить и преподать этот материал. Учите ребенка подходить к учителю, если он не понял что-то, переспрашивать, просить ему объяснить снова. Учите ребенка не стесняться говорить, если он что-то не понял, не расслышал или у него что-то не получается. Но непосредственно материал должны давать учителя.

— Какие вопросы родителям можно задать ребенку, чтобы понять, готов ли он психологически к школе? Есть какой-то экспресс-тест?

— Самое простое — спросите: «Хочешь ли ты в школу?» Если ребенок говорит «да», то зачем? Не почему, а зачем? Поиграть, пообщаться с ребятами — это одно, потому что все пошли —другое. Или: я хочу узнать что-то новое. Для чего тебе надо знать новое? Что ты будет делать с этими знаниями?

Мне кажется, единицы отвечают так, как предполагается с точки зрения психологической готовности.
— Нет. Дети, как правило, идут мотивированными в школу. Они хотят учиться и понимают, зачем. Другое дело, что через пару лет обучения, это проходит…

— Почему?

— Первый класс чаще всего — это повторение пройденного во многих школах, если мы не берем специализированные школы с усиленной программой, плюс эйфория от новой обстановки. Второй класс — уже сложнее, новая информация, знания. К концу второго класса мы имеем успешность или неуспешность ребенка. К концу третьего класса многие дети задаются вопросом: «Нафиг мне эта школа?» Если учесть, что вокруг нет ценности образования, а идет пропаганда ценности легких денег, для детей вообще не очень понятно, зачем им учиться, зачем им поступать в институт, они будут блогерами, рэперами, будут получать много денег, совсем не обязательно для этого учиться.

— Родителям, наверное, самим не справиться с таким трендом?
— Нет, конечно. Это должна быть общая политика в рамках страны. Создать мотивацию к обучению не так сложно, сложно ее поддержать. Осознанное обучение начинается лет в 14. И или ребенок хочет учиться, понимает, что он будет дальше делать, или окончательно убеждается в том, что этого не надо, что все это фигня и чушь, и тогда вы будете за руку водить ребенка до 9 класса, чтобы он хоть как-то закончил школу.

"