Posted 10 августа 2021,, 03:00

Published 10 августа 2021,, 03:00

Modified 2 марта 2023,, 14:17

Updated 2 марта 2023,, 14:17

Тарифно-мусорный кульбит. Сколько пермяки будут платить за вывоз отходов? А через год?

Тарифно-мусорный кульбит. Сколько пермяки будут платить за вывоз отходов? А через год?

10 августа 2021, 03:00
Олег Русских
Фото: 1MI
Министерство тарифного регулирования одним махом поменяло тарифы и нормативы на вывоз ТКО, которые ранее отменили суды. Итогом разнообразных перерасчетов стало минимальное снижение платы на этот год. Но с 1 июля 2022 тариф на этот вид ЖКУ по мысли регулятора должен вырасти сразу на 21%.

На портале министерства тарифного регулирования Пермского края появился набор постановлений от 24 июля 2021 года. Министерство несколькими документами ввело новые тарифы за прошедшие 2019–2021 годы, потому что все старые отменили судебными решениями. Кроме этого ведомство поменяло нормативы накопления твердых коммунальных отходов и установило тарифы 2021 и 2022 годы. Для обычных потребителей есть три новости.

Норматив накопления мусора теперь общий для жителей многоквартирных и индивидуальных домов. Он составляет 160,51 кг / 1 чел. в год, то есть для жильцов МКД его чуть понизили (было 165 кг / 1 чел. в год), а частному сектору подняли. Формально нормативы изменили задним числом (с января 2020 года), но в платежках для ИЖС ничего задним числом не появится — это запрещено законом.

Действующий с 1 июля 2021 года тариф на вывоз ТКО чуть понизили с 6226,02 рубля за тонну до 6198,49 рубля за тонну. Ежемесячная плата будет не 85,61 руб./чел в МКД (до 1 июля — 80,09 руб.), а чуть меньше. На этом хорошие/нейтральные новости заканчиваются и начинаются плохие.

Министерство тарифного регулирование заявило на июль 2022 года повышения тарифа на вывоз ТКО до 7506,34 рублей за тонну, то есть сразу на 21%. В случае если эти тарифы вступят в действие ежемесячная плата за вывоз ТКО для граждан приблизится к 100 рублям с человека.

Обоснования повышения в документе министерства не содержится. Показатели производственной программы так же не меняются существенным образом, чтобы оправдать повышение тарифа на 21%. Объемы вывоза ТКО установлены наконец-то по фактическим показателям в 519 тыс. тонн в год. Объем затрат ПКГУП «Теплоэнерго» так же не выходит за рамки. Он немного превышает затраты 2020 года и на 2022 год установлен в 3,55 млрд рублей. Получается, что новый тариф просто подогнан под фактические расходы регионального оператора ПКГУП «Теплоэнерго»?

На запрос Properm.ru в министерстве тарифного регулирования к моменту публикации не ответили.

Возможно, ответ можно поискать в изменении сроков акционирования предприятия. Напомним, в апреле 2021 года тогдашний замминистра ЖКХ Андрей Красников в докладе о финансовом положении регионального мусорного оператора «Теплоэнерго» декларировал рост тарифов для населения (документ имеется в распоряжении редакции — Properm.ru). «В первом полугодии 2021 года размер платы граждан останется на уровне 2 полугодия 2020 года и составит 80,09 рублей с человека в МКД и 72,32 рубля с человека в ИЖС. С июля по сентябрь 2021 года утвержден тариф в размере 89,54 рубля с человека в МКД и 80,85 рублей с человека в ИЖС, а в октябре 2021 года тариф достигнет безубыточного платежа в размере 103,2 рубля с человека в МКД и 93,2 рубля с человека в ИЖС». График повышения значился в финансовой модели организации и учитывался в прогнозе на год.

Однако подобное повышение запрещено законодательством. Предполагалось, что до июня 2021 года пройдет реорганизация ПКГУП «Теплоэнерго» в акционерное общество. Дальше планировалась приватизация предприятия. Изменение формы предприятия позволило бы официально формировать тариф заново, и повысить его до необходимых региональному правительству и будущим частным владельцам компании размеров. Это прямо заявлялось в докладе господина Красникова.

Акционирование ПКГУП «Теплоэнерго» до настоящего момента не состоялось. Господин Красников оставил государственную службу, у мусорного оператора появился новый директор — Степан Микаберидзе, перешедший на эту должность из Центра спортивной подготовки Пермского края.

При этом дыра в бюджете ПКГУП «Теплоэнерго» вряд ли сильно уменьшилась. С учетом задолженностей в 2020 году доходы предприятия составили 2,172 млрд рублей. Официальные расходы предприятия — как видите 3,43 млрд рублей за 2020 год. А в 2021 предприятие вынуждено ужиматься сокращая расходы до 3,18 млрд рублей. В 2019–2020 годах разница покрывалась субсидиями краевого бюджета. Чем ее будут покрывать сейчас? Займами у регионального бюджета под будущее повышение тарифов? Каким бы ни был новый состав Законодательного собрания убедить его сходу выдавать дополнительные миллиардные субсидии неэффективному предприятию, когда несколько раз обещалось более за деньгами не ходить — задача не тривиальная.

Отметим и традиционную для предприятия игру с цифрами. В документах министерства тарифного регулирования названы объёмы необходимых расходов ПКГУП «Теплоэнерго» по годам. Для 2019 года эта цифра — 3,46 млрд рублей.

И эта цифра странным образом очень сильно выросла за последние полтора года. В январе 2020 года, согласно докладу о финансовом состоянии предприятия объем расходов за 2019 год значился в размере 2,24 млрд рублей. В апреле 2021 года в таком же докладе значится цифра в 2,94 млрд рублей. Таким образом в расходы предприятия задним числом попали более 1,2 млрд рублей.

Ровно такая же история произошла и с показателями за 2020 год. В апреле 2021 года объем расходов ПКГУП «Теплоэнерго» заявлялась в размере 3 2 млрд рублей. В документе министерства тарифного регулирования (см. выше) значится цифра в 3,43 млрд рублей. На запрос Properm.ru в министерстве тарифного регулирования к моменту публикации статьи не ответили.

Причин у подобной финансово-бухгалтерской хитрости может быть много и гадать не имеет смысла. А вот с чем более-менее ясно, так это с экономической стратегией взаимоотношений властей, регионального мусорного оператора и населения. Повышения экономической эффективности от предприятия видимо уже не ждут. По каким-то обстоятельствам откладывается акционирование (а значит приватизация, а значит — приход концессионера-частника). Снова кормить субсидиями — в постковидном бюджете такие траты выглядят странно. И по сути, мы видим попытку полностью переложить расходы «Теплоэнерго» на потребителя с одновременной попыткой эти расходы обосновать.

Видимо, это проще, чем провести аудит компании.

UPD. После выхода статьи мы получили ответ от Министерства тарифного регулирования Прикамья. Из ответа следует, что обозначенный тариф не окончательный и может быть пересмотрен: «Указанный тариф на 2022 год — это тариф долгосрочного периода регулирования и рассчитан с учетом индексации базового уровня операционных расходов. Тариф 2022 года еще подлежит корректировке. Он будет скорректирован министерством с учетом анализа фактических данных за 2020 год в срок до 20 декабря 2021 года».

"