Posted 23 августа 2021,, 02:30

Published 23 августа 2021,, 02:30

Modified 2 марта 2023,, 14:14

Updated 2 марта 2023,, 14:14

Пять деревень в Пермском районе оказались отрезаны от города разбитыми дорогами и отсутствием автобусов

23 августа 2021, 02:30
Татьяна Зырянова
Пять деревень в Пермском районе отрезаны от цивилизации. Общественный транспорт к ним не ходит, в Пермь и Верхние Муллы (где больница, администрация и района и другие административные учреждения) можно добраться только на своем авто. Но и дороги, обеспечивающие выезд в город пришли в полную негодность.

Жительница деревни Липаки Людмила Пономарева с 2017 года ведет борьбу с поселковой администрацией, с администрацией Пермского района, отстаивая права и интересы пяти деревень: Липаки, Якунчики, Косогоры, Замараево, Шуваяты. У них нет ни общественного транспорта, ни нормальных дорог, чтобы выбраться в Пермь.

Людмила Пономарева вспоминает, что с этими проблемами жителям деревень приходилось сталкиваться и раньше. Например, раньше школьный автобус в деревню Липаки не заезжал, только в Замараево, а дети из остальных деревень должны были сначала добраться до Замараево. Тогда пришлось обивать пороги, требовать, предлагать оплатить школьный автобус.

Людмила Пономарева: — Ночь-полночь, октябрь, грязина по колено. Ребенка упакуешь в гидрокостюм, резиновые сапоги, и тащишь в соседнюю деревню, в Замараево, чтобы его там автобус забрал в школу. Я предложила доплачивать за то, чтобы школьный автобус заезжал к нам в деревню. Ходила, пороги обивала, в итоге добилась, чтобы автобус приезжал на край нашей деревни.

Вот только сейчас передвигаться школьному автобусу приходится по технической дороге. Как и остальным жителям деревни.

Направо пойдешь — коня потеряешь

Безопасность жителей, детей под большим вопросом, если посмотреть на эту техническую дорогу, «предназначенную для сельхозтехники». Начиная с 2017 года администрация Пермского района, администрация Фроловского сельского поселения и даже министерство транспорта Пермского края отвечают заявителям, что это техническая дорога, её ремонтировать не будут.

По словам Людмилы Пономаревой, бывший губернатор Олег Чиркунов здорово подпортил жизнь жителям этих пяти деревень. При нём снесли развязки на деревни, несмотря на то, что они были запланированы и почти построены.

Людмила Пономарева: — При Чиркунове делали Южный обход. Деревни стояли вдоль дороги. Изначально предназначалась развязка: выезд из нашей деревни сделали, клумбы сделали, и в Замараево так же. Даже красиво. Но потом решили, что это скоростная трасса, здесь не положено быть никаким развязкам, и вообще мы же на трассу будем вывозить грязь из своих деревень! Такой был разговор. Буквально до открытия оставалась неделя, бабушки порадоваться не успели, цветы хотели в клумбы посадить, как развязку снесли, всё закатали в асфальт, сделали сплошную полосу

Несколько лет жители вели «партизанскую войну» — вырезали в разделительном заграждении на Южном обходе дыру, выезжали и разворачивались. Как со стороны деревни Липаки, так и со стороны деревни Замараево. Дорожники трижды ремонтировали заграждение. В итоге отсыпали под мостом техническую дорогу, которая предназначена для сельхозранспорта. Вот только ремонтировать техническую дорогу некому, поэтому её размыло, и теперь там застревают автомобили и тот же школьный автобус.

Налево пойдешь — козленочком станешь

Школьный автобус едет из Фролов, разворачивается на «бабочке», выезжает на Замараево, забирает там школьников, потом под мостом едет по технической дороге в Липаки, забирает школьников оттуда, обратно выезжает на трассу по той же технической дороге, уезжает во Фролы.

Чтобы жителям деревни Липаки уехать в Пермь или на Липовую гору, им надо проехать по технической дороге под Южным обходом, переехать на сторону Замараево и оттуда уже выехать на трассу. Можно, конечно, ехать сразу по Южному обходу и через Нагорный добираться до, например, Липовой горы, где есть ближайший к деревням магазин и аптека, а также остановка общественного транспорта.

В одном из ответов местным жителям чиновники предлагают им доезжать до деревни Субботино, там разворачиваться и ехать обратно, на ту же Липовую гору. До Субботино — 8 км в одну сторону. «Это долго, это дорого, в конце концов, они цен на бензин не знают что ли? » — удивляется Людмила Пономарева.

Получается, до появления технической дороги другого выезда из деревни Липаки не было? Был — на трассу Пермь-Екатеринбург, дорога по улице Раздольная. Но она давно уже непреодолима для легковых автомобилей. «Это самый короткий путь. Но там даже сейчас вода и лужи, сейчас, после такого жаркого лета, в период такой засухи», — объясняет Людмила Пономарева.

И эта дорога по улице Раздольная (ведущая на трассу Пермь-Екатеринбург) является в том числе единственной для пешеходов, которые хотят добраться до Липовой горы. «У нас нет другого выхода из деревни. Во Фролах поликлиника. Мамы молодые с колясками, бабули идут на Липовую гору, садятся на 823 автобус, который ходит в Горный, вот они едут таким макаром в поликлинику с давлением, ковидом, гриппом. Сама нынче так ходила. Больше никакого выхода нет», — рассказывает Людмила Пономарева.

В деревне нет никакой социальной инфраструктуры, ни аптек, ни магазинов. Добираться надо исключительно по этой дороге. Причем она разбита колеями наполовину — в лесу участки проданы под коттеджи, есть даже какая-то база отдыха. «Так вот до них дорогу отсыпали, — говорит Людмила Пономарева. — А на нас просто наплевали и положили. Как хочешь, так и живи».

Чтобы добраться до администрации Пермского района (в Верхних Муллах) жителям Липаки требуется по улице Раздольная дойти до Липовой горы, сесть на 823 или 19 автобус, потом еще сделать пересадку, путь занимает примерно два часа (если без пробок). Машины есть не во всех семьях. До того, как построили Южный обход здесь был частный автобусный маршрут, он ездил из Перми до Замараево и обратно.

Прямо пойдешь — никуда не попадешь

Людмила не раз обращалась к властям с предложением об организации автобусного маршрута для деревень: «Пустите 19 автобус по кольцу, пускай он идет до Муллов, до Ипподрома, потом разворачивается, едет обратно. Всех бы это устроило, все наши пять деревень собрал бы. Но нет, никакого решения так и не найдено, мы без общественного транспорта как были, так и остаёмся».

Про отсутствие дороги, отсутствие автобусного сообщения Людмила Пономарева обращалась во все администрации при всех губернаторах, начиная с Чиркунова. Собрала две огромные папки запросов и ответов. Одну оставила в магазине в Замараево, чтобы люди знакомились с отписками, а вторую отправила по почте бывшему губернатору Максиму Решетникову. «До того достало по этой непролазной грязи чавкать и отписки надоели, что просто невозможно», — рассказала она.

Из администраций поселения и района, из министерства транспорта Пермского края, из приемной президента РФ в Пермском крае ей приходили разные удивительные ответы. Например, писали, что организация автобусного сообщения невозможна, так как в деревне всего 80 дворов (хотя речь идет о пяти деревнях). Или отвечали, что ремонт дороги по улице Раздольная будет выполнен при наступлении благоприятных погодных условий. С 2017 года они, видимо, так и не наступили.

Во время подготовки публикации администрация Пермского района со ссылкой на главу Фроловского поселения Сергея Чекменева сообщила, что дорогу, которая ведет на трассу Пермь-Екатеринбург отремонтируют: будет грейдирование и отсыпка щебнем. Глава поселения пояснил, что знает про эту проблему, а также обозначил срок решения её — до конца августа.

Почему нет автобусов и можно ли это исправить?

По информации краевого Минтранса, есть два варианта организации автобусных маршрутов. Первый — оборудовать остановки на Южном обходе. Но сделать они это не смогут, потому что трасса федеральная и оборудовать остановки должно ФКУ Упрдор «Прикамье» — это их полномочия.

Второй вариант — оборудовать остановки на съездах в деревнях. Это, как ответили в министерстве журналисту Properm.ru, зона ответственности сельского поселения. По данным администрации Пермского района, в 2021 году денег на установку остановок в бюджете нет. Этот вопрос обещают рассмотреть, когда будут готовить бюджет на 2022–2023 годы.

В министерстве транспорта также говорят о том, что из-за небольшого количества жителей этих деревень (Липаки — 88 человек, Шуваята — 54 человека, Косогоры — 13 человек, Якунчики — 19 человек и Замараево — 299 человек) организовать регулярные перевозки без бюджетных дотаций невозможно, поскольку маршрут будет работать в убыток. Но сейчас ни в бюджете Пермского края, ни в бюджете Пермского муниципального района средства на возмещение убытков от перевозок пассажиров не предусмотрены.

Сейчас, по информации краевого Минтранса, администрация Фроловского сельского поселения готовит письмо в министерство о необходимости установки остановочных пунктов на съездах в деревнях. Для того, чтобы в дальнейшем запустить туда новый маршрут, необходимо провести ряд подготовительных работ. Например, совместно с представителями района и сельского поселения необходимо определить местоположение остановок согласно схеме организации дорожного движения.

Как пояснили в министерстве, если федералы или поселение поставят остановки, район или депутаты Заксобрания края дадут денег на возмещение убытков о перевозк, они организуют автобусный маршрут.

"