Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Пермский край
Всего заражений
99648 +470
Умерли
5958 +29
Привито V2
623665 +823
Вакцинация спасает жизни
Properm.ru
«Это территория бездействия». Пять вопросов и ответов, как заставить УК делать свою работу Лайфхаки взаимодействия с управляющей компанией будут полезны тем, кому надоели конфликты и недопонимание, создать ТСЖ не получается, а делать что-то надо.

«Это территория бездействия». Пять вопросов и ответов, как заставить УК делать свою работу

«Это территория бездействия». Пять вопросов и ответов, как заставить УК делать свою работу
Фото: из личных архивов Валентины Кайгородовой
Лайфхаки взаимодействия с управляющей компанией будут полезны тем, кому надоели конфликты и недопонимание, создать ТСЖ не получается, а делать что-то надо.

Какие обязательства есть у управляющих компаний, почему они игнорируют ваши обращения, почему в подъезде грязно, крыша течёт, а они ничего не делают? Юрист и специалист в сфере ЖКХ Валентина Кайгородова объясняет, что эффективно взаимодействовать с управляющими организациями можно, только если ты знаешь Жилищный кодекс РФ и бесконечное количество нормативно-правовых актов в этой сфере. У человека не из отрасли чаще всего нет времени на изучение жилищно-коммунального законодательства, поэтому он обычно делает самое простое и для него очевидное — звонит и ругается. Как правило, нервов и шума от этого много, а коэффициент полезного действия мизерный.

В Перми у большей части домов — управляющие компании (УК). ТСЖ — меньше половины. По словам Валентины Кайгородовой, для старого жилого фонда даже лучше оставаться под управляющими компаниями, у них больше ресурсов для ремонтов, устранения аварий, нештатных ситуаций и содержания дома. В среднем тарифы на содержание дома занижены и не покрывают, по словам Валентины Кайгородовой, и 70% потребностей. В то же время тарифы на те или иные услуги (например, «сдвигание снега от дома после чистки снега на крыше») УК берут «от балды», у них нет экономического обоснования.

Мы подобрали пять наиболее распространенных ситуаций, в которых вы будете знать, как взаимодействовать с УК. На вопросы отвечает Валентина Кайгородова.

УК говорит, что не должна это делать. А что она вообще должна/ не должна?

— Минимальный перечень работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома прописан в постановлении правительства РФ от 3 апреля 2013 года №290 — это минимум работ/услуг, которые обязана оказывать УК. Там перечислено 30 видов работ и услуг, в том числе содержание кровли, подвалов, стен, фундамента, перекрытий, покрытий, крыш, лестниц, фасадов, окон. УК обязаны следить за вентиляцией и состоянием мусоропровода, системами тепло-, газо-, водоснабжения, электросетями, лифтами. Уборка общедомовых помещений и придомового участка, двора, также входит в минимальный набор обязанностей УК.

Максимальный перечень мероприятий законом не ограничен. Собственники на общем собрании могут изменить перечень работ/услуг: дополнить или сократить в соответствии с тарифом на обслуживание.

Услуги, которые должна оказывать УК, прописаны в договоре управления. Так что и пол в подъезде мыть, и сосульки с крыш сбивать УК должна. Особенно если это прописано в договоре управления домом. Звучит это так: «сдвигание снега и очистка придомовой территории от снега и льда при колейности выше 5 см».

Другое дело, если услуга в договоре не прописана, но нужна. Или собственник хочет, чтобы полы в подъездах мыли два, а не один раз в месяц. Сейчас, кстати, по постановлению главного санитарного врача уборка в подъездах должна проводиться не менее двух раз в неделю. За то, что уборку не делают, могут оштрафовать.

Сфера управления многоквартирными домами — это территория бездействия. Собственник жалуется: не хватает этой услуги. Но не выходит на общее собрание собственников с целью включить данную услугу в перечень оказываемых работ и услуг. Не проверяет, что там у него в перечне вообще, и сколько это стоит. Запросто в ту же сумму можно включить нужную услугу, на всё хватит.

Фрагмент перечня услуг, которые «зашиты» в тариф на содержание дома. Правый столбик — стоимость услуг в рублях

Нет строгого контроля над уровнем цен на услуги, которые оказываются в сфере ЖКХ, поэтому тариф за одни и те же услуги в разных домах может отличаться. Как складывается тариф? Осматривается дом, описываются все конструктивные элементы здания, прописываются все работы, в которых дом нуждается. Потом производится оценка сметной стоимости работ на дату заключения договора. С учетом сезонности этих работ складывается тариф. В договоре есть перечень услуг, напротив каждой — стоимость единицы каждой услуги, которая складывается в калькуляции. Высчитывается это из общей площади на квадратный метр. УК должна в этот тариф заложить все возможные риски, которые у нее существуют. Сейчас в большинстве случаев грамотного экономического обоснования нет.

УК игнорирует мои обращения. И не делает свою работу. Куда на неё жаловаться? В какие инстанции?

— Нужно сфотографировать все недочеты. И обратиться в инспекцию государственного жилищного надзора Пермского края. По обращению инспекция проводит проверку и привлекает к ответственности. Можно отправить обращение на портал «Управляем вместе».

Приведу в пример пошаговый алгоритм в ситуации, когда протекает крыша, и у вас пятна на потолке. Куда и с чем податься? Во-первых, сделать заявку в УК, чтобы они зафиксировали факт протечки кровли. Если представители УК не приходят, написать жалобу в жилищную инспекцию или на портал «Управляем вместе». Представители жилищной инспекции приедут, составят соответствующий акт, произведут фотофиксацию нарушения. Выдадут предписание УК об устранении протечки в определенный срок.

По окончанию проверки, у потребителя на руках будут: требование о проведении проверки, распоряжение о её проведении, акт, предписание, выданное УК — все эти данные на страничке многоквартирного дома в ГИС ЖКХ размещает уполномоченный инспектор, проводивший проверку. УК должны устранить протечку и произвести ремонт кровли и той части квартиры, где она была обнаружена.

Если проблемы не решаются, можно обратиться в суд. При протечке кровли делается соответствующая оценка. Лучше её делать в рамках судебной экспертизы. Не делать экспертизу самим, а дождаться, когда её назначит суд.

В ситуации, когда протечка обширная, нужно соблюдать следующий алгоритм действий:

  1. позвонить в аварийно-диспетчерскую службу и сообщить о проблеме. Телефон службы указан либо в квитанции, либо на стенде внутри подъезда.
  2. Если телефона аварийно-диспетчерской службы нет, либо на звонки никто не отвечает, звоним в МЧС по единому номеру 112 и сообщаем о проблеме.
  3. Если УК бездействует и в этом случае, актируем протечку самостоятельно. Производим фото- и видеофиксацию обширной протечки, составляем акт, где пишем дату, время и место составления, ФИО присутствующих (можно позвать 1–3 соседей), указываем что производилась фото- и видеофиксация, устройство на которое она была произведена, в свободной форме описываем ситуацию по протечке, а так же перечень пострадавшего имущества и внутренней отделки. По итогу все присутствующие при составлении акта подписываются, указывая ФИО, (можно так же адрес проживания, телефон).
  4. Пишем жалобу в надзорные органы по факту бездействия УК.
  5. На основании затрат на ремонт либо оценки стоимости ущерба (делают оценочные компании) составляем досудебную претензию. Если в течении месяца УК не возмещает расходы — идем в суд с исковым заявлением.

Вообще управляющая компания в начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом получает лицензию. Поэтому мы говорим не «УК обслуживает дом», а «дом включен в лицензию УК». Любое включение дома в лицензию, как и выдача самой лицензии подконтрольно надзорному органу — инспекции государственного жилищного надзора.

Лицензионные требования обозначены в ряде нормативно-правовых актов, касающихся обслуживания и управления жилым фондом и закреплены в основном законе — Жилищном кодексе РФ. Дом, которым управляет УК и который включен в лицензию УК, должен соответствовать нормам и стандартам состояния жилого фонда.

УК говорит, что штрафы, которые она платит после жалоб — это наши деньги. Что теперь, не жаловаться на УК?

Нет, УК — коммерческая организация. Она несет самостоятельные риски на оплату каждого штрафа. Штраф платится из прибыли организации или со статьи «услуги управления МКД». Тариф на обслуживание МКД, как правило, не предусматривает расходов на штраф. Там каждая строка целевая, и УК о расходовании собранных средств на обслуживание дома обязана перед каждым жителем отчитаться по итогам года.

Штрафы УК получают в соответствии с выявленными надзорными органами нарушениями. Величина штрафа достаточно весомая: в нематериальном плане от предупреждения до дисквалификации руководителя, в общих цифрах от 50 тыс. рублей до 350 тыс. рублей, с увеличением в двукратном размере за повторное нарушение. Но просто так УК не штрафуют, там надо реально «накосячить», чтобы оштрафовали на крупную сумму.

По поводу штрафов УК могу привести пример. Собственник написал жалобу на протечку кровли в квартире. УК не выходит, не фиксирует факт протечки, бездействует, не реагирует на его обращения. Жилищная инспекция выехала проверила, выдала предписание. Предписание не исполнено в соответствующее время. А нарушения остались. Соответственно, был вынесен штраф, штрафы суды назначают немаленькие, от 50 тыс. рублей.

Ситуация: собственник приходит в УК, говорит: «Товарищи, когда вы мне будете бегущую крышу делать, промокает угол», УК говорит: «Мы на что тебе делать будет? Мы штраф заплатили». УК несет личные риски осуществления предпринимательскую деятельность, как любое юридическое лицо. Они должны и крышу сделать, и найти резервы, чтобы заплатить штраф. Тут третьего не дано. Здесь вступает в силу закон о защите прав потребителей, согласно которому собственник оплатил соответствующую услугу и по факту должен ее получить в надлжащем качестве. Ему без разницы, есть у УК деньги или нет. Он же заплатил — значит, пожалуйста, окажите услугу.

УК требует собраний собственников для решения большинства вопросов. Какие вопросы она может решать, только собрав подписи?

Сбор подписей в данном вопросе можно трактовать как заочное голосование.
Общее собрание собственников может проводиться как по инициативе УК, так и по инициативе жителей. Форма собраний — очная и очно-заочная. Очная — когда все присутствуют и на месте голосуют, заочная — когда нет кворума в очной форме, собрание (по решению собственников) может перейти в очно-заочную форму — те, кто не присутствовал на очной части могут проголосовать заочно, подписать бюллетень.

Общее собрание собирается по вопросам отчета по расходованию средств, вопросу управления домом, а так же вопросам пользования и распоряжения общим имуществом собственников. Чтобы вымыть подъезд, убрать мусор, отремонтировать протекающую крышу — собрания собственников не нужны.

В УК утверждают, что у нашего дома нет денег на ремонт и уборку. А где наши деньги? Куда и за что я плачу?

И на ремонт, и на уборку у УК деньги быть должны. Потребитель или плательщик услуг покупает прежде всего услугу надлежащего качества. УК, получая плату за услуги, обязаны обеспечить их качественное и своевременное выполнение в соответствии с договором управления многоквартирным домом.

Денег у УК нет, когда счета арестованы за долги. Арестовывают счета в основном ресурсоснабжающие организации. По сложившейся практике, большинство УК копят долги. Причины накопления долга разные, от криминальных до обыденных. Но: все деньги оплаченные собственником/жителем за услуги УК — целевые. Собственники не должны оплачивать долги УК. Они должны получать качественное обслуживание вне зависимости от того, есть долги у УК или нет.

Если в УК говорят о том, что у вашего дома нет денег, чтобы отремонтировать крыльцо, отвечайте, что вам без разницы. У них есть 290 постановление и 170 правило. Отвечайте, что ваш дом включен в лицензию УК. Управляющая организация, как правило, обслуживает несколько домов. Коммерческая деятельность складывается из-за перекидывания расходов туда-сюда. Поэтому жителя не должно вообще это беспокоить. Они коммерческая организация. Они получают за услуги плату. То, что долги копятся, жители не платят — это тоже их проблема. У них должен быть соответствующий отдел, где работают с задолженностью.

Еще появилась «фишка»: управляющие организации отсылают в фонд капитального ремонта. Объясню. Если УК понимает, что в рамках выполнения текущих ремонтов содержания дома они имеющиеся недостатки не устранят, а счет котловой, не спецсчет, то УК каждому собственнику пишет письмо (обязательно), что не может устранить недостатки, так как требуется проведение работ капитального характера. Инициирует общее собрание собственников. Составляют акты, созывают несколько собственников, которые расписываются, что убедились, что есть такая неполадка. Это письмо отправляется в фонд капитального ремонта, в министерство ЖКХ, в инспекцию государственного жилищного надзора. В письме УК сообщает, что в рамках текущего ремонта устранить недостатки невозможно. Тогда ответственность возлагается на фонд капитального ремонта.

Если УК просто послала, говорит, что это не наше, мы это делать не будем, то УК можно и нужно привлекать к административной ответственности за ненормативное содержание жилья. Управление многоквартирным домом как функция подразумевает, что они менеджеры дома. Они должны взаимодействовать с фондом капитального ремонта, а не ждать, что они придут, увидят и всё сделают.

фотографии 1MediaInvest

Оцените материал
8 2 3 3 33