Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Пермский край
Всего заражений
95950 +451
Умерли
-5733
Привито V2
607134 +1175
Вакцинация спасает жизни
Properm.ru
«Я всю жизнь готовился к этому путешествию». Олег Чегодаев — о пути через Урал и проблемах туризма «Амбассадор Уральских гор», путешественник, фотограф и популяризатор туризма Олег Чегодаев стал первым в истории человеком, который за 109 дней прошел пешком весь Урал — 3 183 километра. В среднем в день он преодолевал по 30-40 километров и делился увиденным в социальных сетях. Корреспондент Properm.ru Наталия Главатских расспросила Олега Чегодаева о пути.

«Я всю жизнь готовился к этому путешествию». Олег Чегодаев — о пути через Урал и проблемах туризма

2 сентября 2021, 07:30
интервью

«Я всю жизнь готовился к этому путешествию». Олег Чегодаев — о пути через Урал и проблемах туризма
«Амбассадор Уральских гор», путешественник, фотограф и популяризатор туризма Олег Чегодаев стал первым в истории человеком, который за 109 дней прошел пешком весь Урал — 3 183 километра. В среднем в день он преодолевал по 30-40 километров и делился увиденным в социальных сетях. Корреспондент Properm.ru Наталия Главатских расспросила Олега Чегодаева о пути.

— Олег, вы прошли весь Урал пешком за 109 дней, оставили позади более 3 тыс. километров. Зачем и ради чего это было?

— Во-первых, главная цель моего путешествия — это продвижение, популяризация Урала как региона. Во-вторых, поход через весь Урал — это достаточно сложная интересная спортивная цель. Мне, как любому амбициозному путешественнику и туристу, хотелось сделать это. Также у нас была цель привлечь внимание к экологическим проблемам и поддержать детей с ограниченными возможностями здоровья (Олег Чегодаев во время путешествия собрал 400 тыс. рублей для подопечных фонда «Мархамат». Благодаря этому 10 детей с ОВЗ вместе с педагогами и родителями 26 июля 2021 года отправились в четырехдневный летний лагерь в горах Урала под Белорецком — Properm.ru). Кроме того, я тесно общался с учеными и собирал для них научные данные.

Подпечные и члены благотворительного фонда «Мархамат» во время летнего лагеря

— Страшно было проходить весь Урал в одиночку? Что помогало справиться, когда идти было невыносимо?

— Нет, не страшно. Я занимаюсь этим много лет, поэтому риски осознаю и могу их предупреждать. Жить в городе опаснее, чем на природе, поэтому я просто знаю, как себя вести в той или иной ситуации.

С дикими зверями постоянно сталкиваешься в таежных районах, но нападений не было. На самом деле, самое опасное животное — это клещ. От него погибло гораздо больше людей, чем от медведей и других животных.

Вид с вершины горы Неройка. Уральские горы, Приполярный Урал

Помогало идти дальше осознание того, что я делаю полезное дело, которое важно для многих, а также поддержка семьи, окружающих людей и постоянная новизна, красота Уральских гор. Что касается трудностей… Вообще идти 3 тыс. километров пешком — это одна большая трудность, ведь каждый день происходит что-то новенькое. Один день очень жарко, один — очень холодно. Иногда тебя хотят съесть оводы или же тебе приходится ходить по болоту, по заросшей кустарником тундре.

Пройденный Олегои Чегодаевым путь, который он ежедневно отмечал на карте.

— Возникало желание в такие моменты бросить все, развернуться и уехать домой?

— Нет, ни разу такая мысль не посетила. Чем дальше я шел, тем меньше возникали подобные мысли, потому что раз столько уже прошел, было бы странно разворачиваться на середине пути. Таких проблем не было.

Мне хотелось стать первым человеком, который прошел весь Урал, желание показать его людям и самому посмотреть на Урал полностью. Я много лет мечтал об этом маршруте. И, как я уже сказал, помогала поддержка людей.

Каньон на реке Нармаяха

— Нужна ли специальная физическая подготовка, чтобы повторить ваш маршрут, или его может пройти любой, имеющий желание и подходящее снаряжение?

— Безусловно, человеческие возможности безграничны. Думаю, чтобы пройти весь маршрут нужна не только физическая подготовка, нужен опыт передвижения по таким местностям. Во время своего путешествия я прошел 10 километров курумного рельефа, по которому достаточно тяжело идти, особенно с непривычки.

В целом, такие маршруты ходятся не ногами, а головой. Наиболее важная составляющая такого маршрута — психология. Вы должны осознавать и понимать, для чего это нужно. Вам нужно очень сильно захотеть пройти весь путь. Но не стоит и пренебрегать физической подготовкой. Я много лет занимаюсь спортом, путешествиями и туризмом. Безусловно, это отражается на результатах.

Приполярный Урап, вид на Народо-Итьинский кряж.

Подготовку условно можно разделить на два больших этапа. Первый этап — это практическая подготовка, получение опыта, познание Урала. Как минимум, последние пять лет я думал об этом маршруте. Вообще я всю жизнь готовился к этому путешествию, занимаясь туризмом и спортом. А более осознанная подготовка заняла пять лет. Второй этап — это сбор снаряжения, планирование конкретного движения, логистики и раскладок. Это заняло полгода.

— Путешествовать в одиночку проще?

— Если ты отправляешься в поход с кем-то вдвоем, то существует вероятность в два раза больше, что вы не закончите маршрут. Быстрее и эффективнее идти одному. Может, это опаснее, но риск — благородное дело. Такой маршрут требует очень высокой и хорошей психологической подготовки. Наверное, мы могли бы пройти этот путь с моей любимой супругой Татьяной Сергеевной, но сейчас у нас два маленьких ребенка, и она потеряла спортивную физическую форму из-за этого. Сейчас она не готова к таким путешествиям.

С другими точно не хотел бы пойти. Это первый способ поссориться так, что больше не захочешь идти с напарником.

Олег Чегодаев с женой и дочерьми

— В регионах почти весь август стояла очень жаркая погода, происходило много лесных пожаров, в том числе на Урале. Как действовать туристу, если огонь окружил его со всех сторон и есть ли шансы спастись?

— Я, к счастью, не попадал в такую ситуацию, когда огонь окружает со всех сторон. Пожары делятся на две категории: верховой и низовой. При верховом пожаре огонь идет по кронам деревьев. Если вы оказались в эпицентре такого пожара, то скорее всего, погибнете, и ничего вам уже не поможет. Подавляющее большинство пожаров на Урале — низовые, в этом случае вы можете просто перескочить пламя и перейти на прогоревшую территорию. Туристам можно и нужно отслеживать пожары и не попадать на их территорию.

— Какие места на Урале вы бы рекомендовали посетить тем, кто только собирается познакомится с Уралом, кто здесь не жил, туристам из Москвы, других регионов?

— Очень сложный вопрос, потому что Урал пересекает всю страну. В каждой части Урала есть места, достойные того, чтобы их посмотреть.

Начнем с простого: по пути с юга на север я бы рекомендовал посмотреть Таганай — это эталонная визитная карточка Южного Урала. Южный Урал очень разнообразный. Можно также съездить в пещеру Шульган-Таш, ведь там совсем другой рельеф, другие горы, растительность. На Среднем Урале я рекомендую посмотреть реку Чусовая с ее исторической составляющей, сам Средний Урал силен историческими достопримечательностями. Чусовая — это одна из важнейших рек Урала и России в целом. На Северном Урале я советую взглянуть на хребет Мань-Пупу-Нёр — это одно из ключевых природных мест России. На Приполярном Урале гора Народная и гора Манарага — классика жанра. На Полярном Урале стоит взглянуть на озеро Хадатаёганлор и окружающие его вершины с ледниками.

Мне не понравилось находиться на вершине Конжаковского камня. Это отвратительная помойка в высшей точке Свердловской области. Туристы туда тащат всякое барахло и мусор, которые остаются на вершине. У нас все высочайшие вершины представляют из себя помойку. Почему-то на Конжаковском камне это было особенно заметно.

Вид на высшую точку Урала — гору Народная (1 895 метров над уровнем моря).

— Что нужно сделать, чтобы туристам из других регионов захотелось приехать посмотреть на Урал, не за рубеж, а сюда?

— Наверное, создавать инфраструктуру, чтобы это было удобно. Опять же Урал Уралу рознь. Сказать про все невозможно. В каждой части Урала есть свои особенности, и достаточно много людей путешествует по Уралу. Многие хотят приехать на Урал, просто нужно сделать совершенно логичные обычные шаги: создавать инфраструктуру, давать потенциальным туристам доступную полезную информацию, поддерживать энтузиастов, которые вкладывают свое время и силы в Урал, рассказывают о нем.

На мой взгляд, максимально необходимо развитие инфраструктуры на Южном Урале. В других, более диких территориях, возможно, стоит делать это менее интенсивно, потому что здесь совсем другие люди путешествуют, им нужна дикость. Вопрос очень сложный, объемный. Надо конкретно рассматривать каждый район. В целом, конечно, нужно развивать инфраструктуру — прокладывать дороги, устанавливать указатели, поддерживать чистоту и порядок, а также оборудовать места для ночевок.

— Вы говорили, что собираетесь написать книгу об этом путешествии.

— Это будут записи экспедиции, поделенные на 109 блоков. В книге будут не только записи, но и фотографии, карты маршрута, другая полезная информация про Урал. Она пригодится как опытным путешественникам, так и начинающим туристам. По сути, человек сможет пройти весь Урал, прочитав эту книгу: от южной границы, проходя через все его зоны, рельефы, и пересечет Уральские горы. Возможно, читатель лучше узнает Урал, получит новую информацию о том, куда сходить и что посмотреть.

Сейчас выпускается много бесполезных книг. Я хочу, чтобы ее доставали с полки и читали. Рассчитываю выпустить книгу, возможно, через год или два. Пока не могу сказать точную дату.

— Как далеко планируете пойти в следующий раз?

— Я планирую заниматься Уралом дальше. Я посмотрел, отснял и рассказал, наверное, только о половине Урала. Мне вполне спокойно хватит работы еще лет на 15. Таких длинных маршрутов я пока больше не планирую, будут менее длинные, более локальные маршруты, но более эффективные.

Фото: страница Олега Чегодаева в Facebook

Оцените материал
5 21