Posted 22 октября 2021,, 03:07

Published 22 октября 2021,, 03:07

Modified 2 марта 2023,, 16:07

Updated 2 марта 2023,, 16:07

«Мы понимаем, что огребем по полной». Что ждет пермский бизнес от ковидных каникул

«Мы понимаем, что огребем по полной». Что ждет пермский бизнес от ковидных каникул

22 октября 2021, 03:07
Ольга Седурина
Фото: 1MI
В России снова объявлены карантинные каникулы и новые ограничения в работе бизнеса — сотрудников старше 60 лет необходимо отправить на самоизоляцию, все работники в организациях и офисах должны иметь QR-код, который должны требовать и у посетителей магазинов и кафе. Журналист Properm.ru Ольга Седурина выясняла у представителей бизнеса, как они оценивают новые решения властей.

Бизнес после объявления новых правил и карантинных каникул пребывает в легком недоумении. «Есть понимание, что мы не можем повлиять на ситуацию, поэтому ее нужно принять. Но пока нет никакой законодательной базы, не опубликованы документы, разъясняющие наши права и обязанности, поэтому мы никак не комментируем и ждем от власти разъяснений», — самый часто встречающийся ответ предпринимателей на вопрос журналиста Properm.ru о том, как они относятся к происходящему.

Аусвайс перед едой

«Пока не видели никаких официально опубликованных документов, ждем и остаемся в подвешенном состоянии. Нам нужна конкретика, чтобы предпринимать какие-то действия. Обращаемся к руководству гипермаркета «Семья», они точно также ждут Указ. Это похоже на какую-то угадайку, с учетом, что сегодня четверг, и нам если что к понедельнику перелопачивать все смены, чтобы работали только привитые сотрудники. Большой вопрос по тем сотрудникам, у которых есть медотвод, это люди старшего возраста — как быть с ними, на каких основаниях отстранять от работы, могу ли я ограничивать человека в праве работать», — говорит Полина Лифантьева, совладелец сети магазинов Permfashion (отделы брендовой одежды работают в крупных торговых центрах в Перми).

Второй, и основной, тезис сформулировал ресторатор Олег Ощепков. «Мы понимаем, что огребем по полной. Хотя в октябре 2021 года информация о каникулах воспринимается лучше, чем год назад. Но это как вторая операция по удалению органа — ты понимаешь, что это надо сделать, но знание тебя не освобождает от ответственности и дурных мыслей», — говорит предприниматель. Он отмечает, что ситуация нового локдауна более понятная и предсказуемая, чем в апреле 2020 года.

В остальном бизнес пока не оценивает свои затраты и потери от каникул и новых ограничений, оценить стоимость для кафе или магазина необходимости проверки QR-кода на сегодня никто не берется. Руководитель торговой сети по продаже техники «Ямагучи» Олег Азанов пояснил, что он переводит с начала каникул всю торговлю в онлайн, а продавцы из оффлайновых торговых точек будут переведены для работы в call-центр. «Конечно, на старте предновогоднего сезона продаж это не очень хорошо, но торговля и до этого начала максимально переходить в онлайн», — говорит бизнесмен.

Предприниматели, в основном представители ресторанного бизнеса к полному локдауну пока не готовятся и рассчитывают продолжить работать не только на доставку и навынос, но и с присутствием гостей в зале. Здесь рестораторы видят во введенных ограничительных мерах (обязательном предъявлении QR-кода) целый ряд проблем. Во-первых, это очереди перед входом, особенно во время ланча, когда у клиентов ограничено время. Во-вторых, насколько официант или администратор кафе наделены полномочиями требовать у гражданина паспорт.

«Люди, которые пришли к нам, могут задать вопрос: а на каких основаниях у меня проверяют паспорт? Проверять паспорта могут только уполномоченные сотрудники органов, сейчас идут обсуждения. У этого процесса нет юридического обоснования. Нам запретили работать как обычно, ввели ограничения, но правовое поле — наша проблема. Контроль над нами при этом жесткий», — рассуждает ресторатор Олег Ощепков.

В оперштабе пояснили журналисту Properm.ru, что в соответствии с гражданским законодательством, невозможно предоставление персонифицированных услуг, без подтверждения личности. «Самый классический пример — авиаперевозки: для оказания услуги к билету необходимо предъявить паспорт, то же самое, например, при походе на футбол на отдельные матчи. Обязательное предъявление QR-кода для оказания каких-либо услуг по аналогии требует предоставление документа, удостоверяющего личность», — указали в оперштабе.

По мнению партнёра адвокатского бюро «Ахметов, Хозяйкин и Партнеры», адвоката Ивана Хозяйкина, деятельность ресторанов или магазинов подпадает под регулирование статьи 426 Гражданского кодекса РФ о публичном договоре. Юрист отмечает, что требование о предъявлении документов может быть расценено как нарушение ФЗ «О персональных данных».

«Следовательно, заведения, занимающиеся предпринимательской деятельностью, обязаны продать товар, выполнить работу или оказать услугу каждому обратившемуся, не наделяя при этом преимуществами отдельную группу клиентов. Говоря уже о соотношении требования предъявить паспорт, либо иные документы, удостоверяющие личность, то здесь подобные меры также, на наш взгляд, являются незаконными. Поскольку федеральным законодательством правом осуществлять проверку документов наделены лишь отдельные должностные лица государственных органов. Наглядным примером является проверка документов сотрудниками полиции, которые, помимо всего прочего, наделены таким правом лишь при наличии определенных обстоятельств (п.2 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции»)», — пояснил журналисту Properm.ru Хозяйкин.

По мнению юриста, ответственность за проверку документов не появляется у бизнеса автоматически, поскольку необходимость возникает в зависимости от наличия локальных нормативно-правовых актов (например, правил посещения, правил доступа) и связана со спецификой деятельности того или иного бизнеса. Аналогия с авиаперевозками представляется не совсем целесообразной, так как подтверждение личности в этой сфере прежде всего связано с вопросами обеспечения безопасности и идентификации определенного гражданина в качестве пассажира.

Не отходя от кассы

Экономисты не склонны драматизировать новые ограничительные меры. Как рассказала журналисту Properm.ru экономист, доцент ВШЭ Татьяна Букина со ссылкой на российскую группу макроэкономического анализа, что потенциальный эффект от введения в начале ноября дополнительных рабочих дней и требования предъявления QR-кодов — от 0,05% до 0,35% от ВВП.

«Ситуация намного более понятная, чем была раньше, российский бизнес потенциально готов к повторению локдауна и может прожить непродолжительные ограничения без потерь. Некоторые виды бизнеса за полтора года привыкли к удаленке, кто-то насовсем вывел часть служб за пределы офисов», — говорит Букина.

По мнению экономиста, каникулы изначально приведут к снижению экономической активности, но если рост заболеваемости удастся переломить — экономические эффекты от возвращения к «почти нормальной жизни» будут выше.

Также, по данным, полученным учеными ВШЭ, параллельно с каникулами федеральные власти объявят ряд мер для поддержки бизнеса. В значительной мере они повторят те же, что были введены законодательно в марте 2020 года, а с 2021 года — отменены. В данный момент, поскольку намерения на длительный локдаун у властей нет, не обсуждаются кредитные каникулы и отсрочки от уплаты обязательных платежей.

«Вместе с ограничениями и каникулами в ноябре 2021 года бизнес может рассчитывать на предоставление невозвратных грантов за сохранение рабочих мест и выплат по 50 тыс. рублей за найм новых работников. Федеральные эксперты говорят, что в федеральном бюджете на это запланировано около 27 млрд рублей. Бизнес из пострадавших отраслей сможет привлечь льготные кредиты под 3%. Первые полгода по условиям предпринимателям не придется платить проценты, потом — по 3%. Но, если не соблюли требования, то стоимость кредита становится рыночной. На это в федеральном бюджете заложено 8 млрд рублей», — рассказала Букина.

По мнению ученого-экономиста, то, что Пермский край оказался среди аутсайдеров по росту заболеваемости по ряду причин, в том числе — из-за климата, туберкулезного наследия большого числа пенитенциарных учреждений и местного менталитета, приведшего к низкой заинтересованности людей в вакцинации. «Люди под термином «свобода» понимают вседозволенность, но это тоже общественный договор. Коль скоро институционально говорится о необходимости вакцинации — людям в конце концов это надо принять, иначе система сопротивляющихся с ней вытолкнет», — полагает Татьяна Букина.

"