Posted 17 ноября 2021,, 06:00

Published 17 ноября 2021,, 06:00

Modified 2 марта 2023,, 15:58

Updated 2 марта 2023,, 15:58

Скелет на перспективу. В Перми представили транспортный проект на 10 лет вперед

17 ноября 2021, 06:00
Олег Русских
Краевые власти и «РЖД» презентовали концепцию развития городских и пригородных железнодорожных перевозок краевой столицы. Преимущество проекта в том, что он в основном опирается на действующую систему ж/д путей и не требует колоссального размаха строительства. Зато при его реализации явно придется тщательно прорабатывать инфраструктуру. Фактически, итогом должна стать новая городская транспортная система со скелетом в виде городских электричек. Пока подробно проработан только первый этап, а проект рассчитан на 10 лет.

Мечта о метро — одна из самых живучих в Перми. В разное время этот комплекс в Перми пытались как-то «разрулить» смежными идеями, в основном нереальными. Были прожекты канатных дорог, монорельсов, каких-то магнитных поездов, легкого трамвая… Но пример Москвы (и не только), где инфраструктуру железных дорог включают в городскую транспортную систему показал достижение результата из ограниченных ресурсов. Именно его попытается воплотить у себя Пермь.

О каркасе и слышу

Как выглядит концепция, которую презентовали министр транспорта Андрей Алякринский и директор Свердловского отделения железной дороги Иван Колесников при поддержке губернатора Дмитрия Махонина? Идеологически: железные дороги внутри агломерации — каркас перевозок общественным транспортом. Городские электрички — главное средство быстрого перемещения пермяков между отдаленными районами.

Внешне все просто. В Перми три основных направления железной дороги: северо-восточное — на Чусовой и Углеуральскую, юго-восточное — по Транссибу, западное — в сторону столицы. По ним запустят сквозные маршруты «Ласточек»: Краснокамск — Голованово (в будущем до Лядов), Оверята — Ферма, Левшино — Ферма. И более короткие: от Перми-II в три стороны и обратно.

Главное в первой стадии проекта — создание кольцевого маршрута Пермь-II — Мотовилиха — Молодежная — Кабельная — Блочная — Пермь-II. Для того чтобы ж/д кольцо по левому и правому берегу Камы заработало, нужно сделать две так называемые «скобы» — соединить существующие участки магистрали в районе Молодежной и Перми-Сортировочной. Этот этап вместе со строительством пяти остановок предполагается реализовать до 2023 года.

По словам руководителя Свердловской железной дороги пробные запуски электричек по имеющимся маршрутам дали существенный выигрыш во времени: «Реализовав весь комплекс мероприятий, мы сможем приблизить обслуживание пассажиров к настоящему метро. По центральному кольцу опытные поездки дали время поездки в 1 час 5 минут. Постараемся сократить это время до 60 минут. При четырех поездах на линии это даст тактовую частоту прохождения через остановки одного поезда в 30 минут». Самый длинный маршрут будет от Краснокамска до Голованово — полтора часа. Дорога от Оверят до Фермы займет 40 минут в часы пик. Перспективный пассажиропоток господин Колесников оценил в 120 тыс. пассажиров в сутки.

По словам министра транспорта, запуск проекта приведет к «оптимизации временных и финансовых затрат, повышению привлекательности жилых районов около будущих ж/д станций». И даже поспособствует «переходу пассажиров с автомобильного транспорта на железнодорожный». Если посмотреть внимательно, то для реализации всех планов поработать придется не только РЖД, сколько именно транспортным и инфраструктурным ведомствам Перми и края.

Электричка не главное

Как кажется, главная часть проекта не кольцо или радиальные электрички. Хотя и то, и другое хорошо даже само по себе. Но чтобы электрички не остались в вакууме, их надо грамотно соединить с действующей транспортной и дорожной сетью Перми. Вот это самое соединение и есть главное в проекте. К скелету транспортной системы надо подвести и прикрепить сосуды, связки, жилы. Тогда нарастут мышцы.

Схема соединения ЖД, автобусов и личного транспорта в большинстве городков и отдаленных микрорайонов больших мегаполисов в Европе выглядит так. Ж/д станция — транспортный хаб. Около нее обязательно большая площадь для парковки или выделенные под это площадки. Через станцию обязательно проходят маршруты всех местных автобусов. То есть, человек приезжает на станцию (неважно автобусом, машиной или самокатом), проходит два шага, переезжает на поезде к нужной станции, проходит два шага, садится в автобус и доезжает до работы. Вечером проделывает тот же путь обратно. Не рынок, конечная автобусов или торговый центр становятся главной точкой микрорайона, а ж/д станция (ну или метро, если оно есть). Для этого станции надо снабдить инфраструктурой: площадью, парковками, дорогами, остановками. По такому же пути, с учетом специфики, сейчас идут и в Москве, увязывая вместе электрички, метро, наземный транспорт и автомобили.

Как с этим у нас на сегодняшний момент? Вот схема соединения железнодорожного каркаса с пермской действующей транспортной сетью. В розовых квадратиках рядом со станциями номера автобусов (или трамваев), которые останавливаются рядом.

Обратите внимание, на участке до Краснокамска ж/д ветка соединена с ГТС только в одной точке (ст. «Промучасток»), на участке до Фермы — одно соединение на Бахаревке. Больше всего примыканий на ветке до Голованово. На правом берегу пока только две станции, но, по словам Ивана Колесникова, дополнительные остановки будут появляться по мере развития (читай, застройки) Камской долины.

С помощью картографических сервисов мы измерили расстояние от имеющихся станций до остановок общественного транспорта. На «Промучастке» до остановки автобуса нужно идти 250 метров. На «Бахаревке» от 250 до 350 метров. Столько же и больше в Мотовилихе. Хорошо только в Голованово, там остановка прямо возле станции.

От станции Левшино до автобусов нужно идти от 350 до 700 метров. Что касается правобережной части, то редкий физкультурник обрадуется маршруту от станции Кабельная до автобуса: 450 метров до внутренних автобусов и километр до трассы. Понятно, что практически нигде нет мест под парковку. Относительным исключением можно назвать только станцию «Молодежная». Но и там места мало. То есть сейчас пермяк должен треть километра отшагать до электрички с остановки, доехать до нужной станции, снова отшагать полкилометра и пересесть на новый автобус. Вряд ли такой вариант массово понравится. Что же касается автомобилистов, то и им неудобно — негде оставить машину.

Получается, что после первой стадии проработки проекта, которую представили вместе транспортники и железнодорожники должна последовать вторая, не менее серьезная и кропотливая. Причем большая по объёму. Предстоит «привязать» к станциям инфраструктуру. На каждой станции организовать перехватывающие парковки. Перетащить остановки автобусов вплотную к станциям, там где это возможно. Например, в Мотовилихе может быть стоит вернуться к проекту ТПУ, который ранее отложили в сторону. Там где остановки «не двигаются», понадобятся переходы для пассажиров. В микрорайонах — дополнительные внутренние маршруты шаттлов, привязанные к расписанию «Ласточек», если не хватит действующих автобусов. Особенно это касается конечных и узловых точек, типа Краснокамска, Оверят, Фермы, Блочной, Лядов. А уж если/когда сеть дотянется до Пальников — то там, тем более. Эту часть проекта новой транспортной системы пока публично не показали.

Первую часть большого проекта: железнодорожное кольцо, пять остановок и ТПУ «Пермь-II» планируют закончить к 2024 году. Как заявил Дмитрий Махонин, понятны и источники финансирования этого этапа. Что же касается самой объемной части концепции: запуск радиальных маршрутов, строительство/модернизация 44 станций (и возможно соответсвующий инфраструктуры), то к ней планируют приступить в 2025 году. Объемы и источники финансирования пока не известны. По информации краевого минтранса станции будут "проектироваться с учетом комплексной реновации территорий. К проектированию первых остановок наземного метро ОАО «РЖД» намерено приступить в 2022 году".

При появлении проработанного проекта второго этапа можно будет говорить, что в Перми пройдет еще одна, только уже реальная транспортная реформа.

"