Posted 17 ноября 2021,, 02:30

Published 17 ноября 2021,, 02:30

Modified 2 марта 2023,, 15:56

Updated 2 марта 2023,, 15:56

Цены на проезд в Перми взвинтят уже через два месяца. К чему приведет бизнес-план властей на самом деле

Цены на проезд в Перми взвинтят уже через два месяца. К чему приведет бизнес-план властей на самом деле

17 ноября 2021, 02:30
Олег Русских
Фото: 1MI
Власти Перми предельно жестко поставили точку в собственной транспортной реформе. Городскую думу продавили: билет с января 2022 года стоит 33 рубля, бесплатные пересадки отменяются, скидки по безналу тоже. Поездка пермской семьи в центр города без транспортных карт теперь обойдется минимум в 100 рублей (что горячо приветствуют таксисты). Но глава города призвал всех верить, что с новой системой будет лучше и выгодней.

Зачем это делать?

Повышение цены на проезд в пермском транспорте было неизбежным и случилось бы раньше, если бы не ковид и выборы. Последними каплями стали запреты на высадку безбилетных детей и введение бесплатного проезда для школьников 1–4 классов.

В начале октября начальник департамента транспорта Анатолий Путин заявлял: «У нас получилось, что надо поднять тариф на 4 рубля с небольшим рубля». Чиновник был слишком оптимистичен. Из проекта бюджета Перми 2022–2024 гг. стало ясно, что после юбилея кормить краевую столицу не будут, а зарабатывать в мэрии умеют плохо. Для 20 млрд рублей собственных доходов бюджета 4–6 млрд от пассажиров городского транспорта — серьезная сумма, а недобор 2–2,5 млрд из них — слишком большая потеря. При сокращающемся городском бюджете — невозможная.

Вопрос был только в том, сколько взять с пассажира и как это сделать? Логика патриархального российского государства подсказывала мягкий вариант. Логика неконкурентного бизнесмена и тезис «люди — вторая нефть» — грубый.

Как это было? Операция на депутатах

18 октября 2021 года апелляционный суд частично удовлетворил иск пермского перевозчика Евгения Анисимова (аффилирован Павлу Ширеву), и таким образом, отменил действующую методику формирования тарифов на проезд в Перми. Удивительным образом чиновники мэрии не стали оспаривать решение, дали ему вступить в силу, а публично объявили только 8 ноября. Именно факт отмены методики стал формальным основанием, с помощью которого чиновники продавили скорейшее решение вопроса.

Новая методика формирования тарифа свелась к арифметическому делению. В числителе — все затраты на отрасль за год, в знаменателе — количество пассажиров. Итог считается ежегодно. Сначала у чиновников получилось, что цена поездки по такой методике будет 37 рублей, потом — 36 рублей. В день пленарного заседания городской думы — 35 рублей. Депутаты не увидели странностей. Против новой методики высказались только коммунисты Геннадий Сторожев и Илья Власов. Однако голосов, конечно, не хватило, арифметика победила.

А затем мэрия провела блестящую спецоперацию. Мэр Алексей Дёмкин прямо во время пленарного заседания внес в Думу уже готовый пакет документов по новой цене на проезд и стоимости всех проездных с настоянием - рассмотреть немедленно. Формально, не по процедуре парламента. Новая методика должна официально вступить в силу, и только затем можно принимать новые цены на проезд. По нашим данным, именно это обсуждалось чиновниками мэрии, депутатам на круглых столах до пленарного заседания 16 ноября.

Но спикер Думы Дмитрий Малютин заявил депутатам, что все можно сделать на месте если парламентарии примут соответствующее решение. Депутаты поддержали и начали обсуждение решения, которое меняет экономику стратегической отрасли и экономическое положение большинства жителей Перми. На процедуру отвели полтора часа и комитет из 11 человек.

При дискуссии на пленарном заседании ряд депутатов не согласились с позицией мэрии. Сергей Медведев: «При повышении, фактически, на 10 рублей, социальной направленности бюджета мы не видим». Дмитрий Федоров: «Тарифное меню имеет социальную направленность, но повышение в текущих условиях — несвоевременно». Но в итоге дума подняла стоимость с 26 до 33 рублей за разовую поездку и за провоз багажа.

Ну, а затем депутатам показали тарифное меню, в котором отсутствовали и все остальные льготы и предложили немедленно проголосовать. Геннадий Сторожев назвал происходящее «бестолковщиной»: «…мы поставили себя в дурацкое положение… Сначала приняли повышение тарифа, а теперь пытаемся его как-то сгладить… Получится «бестолковщина», которая всех запутает». На что получил резкую отповедь от Дмитрия Малютина: «Оставьте эти оценочные суждения при себе, — заявил спикер, — будете нарушать регламент, лишу вас слова»

Алексей Дёмкин в своем выступлении еще раз заявил, что изменить тариф мэрию побудило только судебное решение. «Мы были вынуждены, — подчеркнул глава, а чуть позже добавил, — я не могу оставить город без тарифа на транспорт». И далее: «Я пошел навстречу депутатам и предложил снизить цифру на разовую поездку до 33 рублей» — пояснил мэр и стало ясно, что в общем-то мог и не пойти, а тогда все бы ехали за 35. Закончил Алексей Дёмкин выразительно: «Поверьте мне. Жителям Перми принятые тариф и тарифное меню окажутся выгодней. Они меньше ударят по карману, чем действующий сейчас тариф»

Ищем выгоду

С 10 января 2022 года цена на одну поездку в общественном транспорте Перми устанавливается в 33 рубля. Плата за багаж равна обычной поездке, что, конечно, объясняется удобством. Одновременно отменяются бесплатные пересадки. Теперь проезд на втором виде транспорта в течение 40 или 60 минут в зависимости от маршрутов будет стоить 17 рублей. В мэрии по этому поводу отметили, что бесплатные пересадки отменили из-за «снижения потребности в осуществлении пересадки». Кроме того, власти полностью отменили скидку при оплате банковской картой.

Таким образом, для человека без транспортной карты обычный для сегодняшней маршрутной системы проезд с одной пересадкой будет стоить 66 рублей. Для пассажира, который купил такую карту за 50 рублей и платит с нее — 50 рублей. Льготы по разовой поездке сохранены только для школьников 1–4 классов. Ни студенты, ни пенсионеры льгот по умолчанию не получают: им придется платить от 33 до 66 рублей за поездку если нет транспортной карты и специального проездного.

То есть среднестатистическая пермская семья с двумя детьми за поездку в центр города в выходной должна заплатить 198 рублей в каждую сторону. Можно купить на троих по транспортной карте по 50 рублей и заплатить 150 рублей. Выгода есть только в проездных.

Для школьников 5–11 классов, студентов, пенсионеров и малоимущих многодетных пассажиров доступны льготные проездные. Наименьшая цена на поездку будет при покупке безлимита на месяц за 990 рублей (опять же только при наличии транспортной карты). И это единственный выгодный тариф для льготников. Он действительно неплох при текущем раскладе, особенно для старших школьников и студентов, которые часто и много ездят. Пенсионерам, остается проездной на 30 поездок или 15 дней за 693 рубля.

Что же касается обычного жителя Перми, то на наш взгляд подходят только два безлимитных варианта — на месяц за 1683 рубля или на квартал за 4752 рубля. Покупать проездные на год и отдать вперед 12 780 рублей вряд ли найдется много желающих, а мелкие варианты — бессмысленны из-за малой экономии.

Фактически мэрия добивается массового перехода пермяков на оплату через транспортные карты и безлимитные проездные.

В игнор?

Весной 2021 года перевозчик Александр Стерлягов привел в пример собственный опыт, когда в Перми повысили цену проезда с 10 до 12 рублей. «Я ожидал соразмерное увеличение выручки, но его не произошло. Пассажиры отреагировали изменением поведения. И могу сказать, что любое изменение сначала сопровождается уменьшением количества поездок»

Жесткое повышение цен на проезд в транспорте с одновременной ликвидацией всех скидок и бесплатных пересадок способно столь же жестко «просадить пассажиропоток». Насколько? Надолго? Непонятно. Как заявил на заседании думы перевозчик и депутат Эдуард Мирзамухаметов: «Падение пассажиропотока может привести к тому, что рост доходов будет нивелирован количеством людей, которые откажутся от услуг общественного транспорта».

Первым делом пассажиры, у которых в январе точно не будет транспортных карт уйдут к таксистам, вторым — к попутным перевозкам. Пермяк и раньше легко менял транспортное поведение из-за ковида, реформы маршрутов и конкурентных цен на такси. Введенный мэрией ценник ставит такси в однозначный приоритет для поездок семьей или компанией. Цены вырастут? Конечно. Но это сектор конкурентный, много не прибавит.

Пермяки, кому надо ездить на расстояние пары-тройки километров несколько раз в неделю (как автору статьи) — просто станут ходить пешком. И экономия и для здоровья полезно. Не забудьте фактор ковида. Те кто раньше оставлял машину дома — перестанут это делать. А от массовых неплатежей в автобусах без кондукторов не спасут никакие контролеры. Сейчас чиновники говорят о примерно 20% зайцев. Сколько их будет? И самое главное, как долго продлится период игнорирования?

По логике мэрия сейчас должна начать ожесточенно бороться за пассажира. Но пока из средств борьбы мы видели только высказывание Эдуарда Хайруллина: «Есть планы, касающиеся парковочной политики. В частности, увеличение стоимости парковки в центральном планировочном районе. Таким образом мы хотим стимулировать людей пользоваться не личным, а общественным транспортом».

Мы сделаем невыносимым ваше пользование автомобилем, чтобы вы безвариантно поехали в нашем дорогом автобусе? Увы, это не сработает. Надо искать другие варианты.

"