Posted 25 ноября 2021,, 06:29

Published 25 ноября 2021,, 06:29

Modified 2 марта 2023,, 15:56

Updated 2 марта 2023,, 15:56

Что делать и кто виноват: ковидные вопросы русской интеллигенции

Что делать и кто виноват: ковидные вопросы русской интеллигенции

25 ноября 2021, 06:29
Ольга Седурина
Фото: 1MI
17 ноября вирусу SARS-CoV-2, а точнее — знакомству с ним человечества, исполнилось два года. На сегодня более изученного с точки зрения нашей науки вируса в поле зрения человека, наверное, не существует. Но, несмотря на всю силу науки, мы до сих пор не знаем точно — как жить рядом с этим вирусом. И он уже стал не просто новым разделом учебника «Инфекционные заболевания», но явлением экономики, политики и частью жизнеустройства.

Ковид одним своим появлением украл у человечества иллюзии комфорта и безопасности жизни. Стали востребованы биотехнологии и искусственный интеллект: кратно возросли потребности в новых вакцинах, лекарствах и технологических возможностях работы вне офисов и без выхода из дома. Все, как и предсказывали методологи и технократы — то, что связано с сохранением жизни человека стало точкой развития науки и промышленности. То, что приписывали шестому технологическому укладу, но только со знаком минус. Фармкампании масштабно заработали на разработке препаратов, используемые раньше только для диагностики системных болезней томографы закупаются десятками и сотнями. IT и телеком «растут как на дрожжах» в новой виртуально-реальной жизни. Все брошено человечеством на карту борьбы с невидимым глазу, но очень умным существом.

В этой ситуации на войне как на войне: простые люди остались один на один в состоянии «ХЗ». Понятно только то, что непонятно все: как жить дальше, да и жизнь ли это? Расслоение общества по социальному признаку уже стало видно не по размеру доходов, но по качеству и объему потерь. Те, кому жемчуг мелкий, стали в огромных количествах заявлять о самобанкротствах, наше государство в 2021 году даже узаконило для них возможность делать это максимально просто и в МФЦ. В социальных сетях те, кто за последние двадцать лет привыкли отдыхать у морей всех цветов, бесконечно и печально постят архивные фото из уже недоступных отпусков. Те, кто могут позволить себе регулярки и дорогие отели — передвигаются по миру, но уже за огромные деньги. Хотя, и для всех остальных на короткие промежутки времени открываются нелогичные окна возможностей: нет QR-кода — летите отдохнуть на Кипр, в Турцию и Египет, говорят нам.

В жизни тех, кто и раньше экономил на покупке хлеба, молока и яиц, а отдыхал с лопатой на приусадебном участке, казалось бы, мало что изменилось. Но и эта часть населения — на грани бедности — расслоилась уже из-за повсеместного цифрового мира. Прекрасно, что у необеспеченной молодежи при запретах ходить в магазины без QR, появились многомилионные армии доставщиков, предлагающих покупки с громадным дисконтом. Но кому в цифровом мире есть дело до старухи, у которой кнопочного телефона отродясь не было? И что в ее ламповом мире прошлого была возможность досуга своего рода — проехаться по бесплатному-пенсионному на автобусе по магазинам и найти самые дешевые хлеб-молоко-яйца?

Умный парень SARS-CoV-2 начал шатать и уж совсем невербальные устои современного мироустройства — права человека. То, о чем раньше говорили только политологи и экономисты, обнажилось с максимально жесткой прямотой: права человека реализуются только при избытке ресурсов — финансовых, социальных и политических. При ограниченных ресурсах государства начинают ограничивать права и свободы граждан — декларационно — для защиты граждан от самих себя. Правительства пытаются объяснить людям, что все делается для спасения их самих, но благие намерения, но выученная беспомощность не добавляют понимания между верхами, которые не могут и низами, которые не хотят. В людях как будто бы проснулись праотцы, шедшие с вилами на лекарей во время чумных бунтов, лекарство кажется ядом, ученые — колдунами.

Одновременно с тем свободы сегодня заменили на QR-коды или другие справки о справках, что предсказуемо породило массовые возмущения. Людей уже не просто убеждают вакцинироваться, без «чипирования» запрещают работать, передвигаться между городами. Например в Гамбурге запретили без доказательств вакцинации приходить на Рождественские гуляния и ярмарки. Чтобы посетить торговый центр, больницу, кафе или ресторан во Франции, граждане страны должны предъявить «санитарный пропуск». Власти Испании намерены ввести COVID-пропуска, Италия заявила о жесточайших мерах, Вьетнам полностью закрыл границы, Сингапур ввел строжайшие запреты. И так по всей планете, разве что про Африку новостей почти не появляется.

И так многополярный ранее мир раскололся еще раз надвое — и уже внутри человеческого сообщества — на ваксеров и антиваксеров. Которые также многократно делятся — только что свободолюбивые французы выходили на улицу и запрещали запрещать. И вот уже соцопросы в Париже показывают, что большинство французов считают целесообразным введение «локдауна» для тех, кто не прошел вакцинацию от коронавируса. Даже те, кто пару месяцев назад возмущались ковидной сегрегацией, начинают ее приветствовать.

А что пермяки? Простые пермяки (наверняка как и кировчане, томичи, пензенцы и прочие новгородцы) стоически пытаются приспособиться к жизни в режиме «ХЗ». Это непросто. Потому что ежу понятно, QR-коды спрашивали на входе только первые три дня после введения этого правила. Иногда и теперь персонал кафе или супермаркетов спохватывается и вспоминает о проверке документов, но ненадолго. И вот уже в полупустом еще позавчера баре снова заняты все столы. И это паралимпийское спокойствие все сильнее напоминает пир во время чумы.

Потому что во времена чумных и холерных бунтов наши с вами предки не проходили в школе обязательные курсы анатомии и физиологии. Хуже — в еще не просвещённой Европе инквизиторы отправили бы колдунов и ведьм, что-то бормочущих про целебную жижу, на костры. Удивительно, население Земли, получившее за последнее столетие образование, гораздо больше стало верить шарлатанам и гадалкам. «Чипируют! 5G! Они хотят влиять на наши умы!» — примерно эти мысли становятся причиной массовых акций протеста. И все было бы ничего, если бы те же самые люди не писали те же самые лозунги при помощи «вредоносных для человечества» гаджетов и нейросетей, если бы те же люди не лечились антибиотиками.

Как порождение длительного периода неопределенности и страхов за свое будущее: мы все уже готовы верить в потустороннее. Мы даже верим, что можно вылечиться подорожником - особенно от болезней кроме ковида, ибо больше некому и нечем. Мы готовы верить в шарлатанов, целителей и прочих чумаков и кашпировских. Поэтому чем дольше будет продолжаться состояние «ХЗ», тем больше антиваксерских настроений будет проявляться. А режим «ХЗ» будет продолжаться, пока все не поставят себе прививки или многократно не переболеют. И очень страшно подумать, что этот замкнутый круг дан нам вместо спасательного навсегда.

"