Posted 19 ноября 2021,, 02:30

Published 19 ноября 2021,, 02:30

Modified 2 марта 2023,, 15:56

Updated 2 марта 2023,, 15:56

«Сферическая мэрия в вакууме». Почему процесс повышения цен на проезд в Перми выглядит средневековьем

19 ноября 2021, 02:30
Олег Русских
В возрасте безразборного книгоглотания мне попалось «Сказание о граде Ново-Китеже». По сюжету легендарный Китеж вовсе не потонул в озере, а находится в дебрях Забайкалья. Туда нечаянно забредают советские товарищи, а город оказывается до сих пор живет в русском классическом средневековье. Дальше приключения, конфликт заскорузлой верхушки и прогрессивной молодежи, любовь, драма и немножко удачи.

Помню детское удивление. Верхушке Ново-Китежа удавалось полностью «игнорировать реальность». Вокруг 20-й век, самолеты, радио, три войны, а в шести днях пути по болоту какие-то бояре умудрились создать себе в головах картину «сферического города в вакууме». «Как это?» — думал ребенок.

История с повышением цен на проезд в Перми, как будто про «сферическую мэрию в искусственной реальности». Счастливый автобус везет счастливых пермяков из лучших в мире человейников работать на передовые заводы по строительству человейников. Вокруг нет других городов, в Перми нет личных машин, такси. Радостные пермяки горячо приветствуют повышение цены на проезд с 20 до 33 рублей за два года. Ведь это сделано исключительно для их полного счастья. Пермяки ничего не знают про окружающий мир, они массово счастливо покупают транспортные карты, с беззаботной улыбкой расплачиваются за проездные и в автобусах хором поют о встрече «с ликами пермских богов». Мне кажется или именно такую картину себе рисуют в администрации города?

Но мы не в Ново-Китеже, и поэтому открываем новости. А там написано: «С 1 октября 2021 когда единый тариф на проезд на всем наземном и морском транспорте с использованием единой городской карты Севастополя составит 20 рублей, при оплате наличными и банковской картой — 26 рублей. …Не изменится стоимость проезда в пригородных автобусах, проезд на катерах и паромом будет дешевле. Также в городе сохраняется бесплатный проезд для льготных категорий граждан…» Открываем соседнее сообщение: «С 1 сентября 2021 года в автобусах, трамваях и электробусах Москвы можно совершать пересадки бесплатно. …Школьники, студенты-очники ссузов и вузов, аспиранты…могут оформить социальную карту со льготными тарифами. 1 месяц, метро + МЦД — 415 рублей, 1 месяц автобус, трамвай — 270 рублей». Москва и Севастополь не нравятся? Вот Тула, где цены повысили с марта 2021 года: «Дешевле всего одна поездка обойдется обладателям «Тройки» — в 19 рублей. Если оплачивать безналично, билет будет стоить 21 рубль. При оплате наличными его стоимость составит 25 рублей».

На фоне других транспортных политик в российских городах наши 33 рубля за поездку, отмена бесплатных пересадок и студенческий проездной за 1 тысячу рублей выглядят несколько по-средневековому, не так ли? А поскольку пермяки не в Ново-Китеже на болотах, то могут сравнить ситуацию. Кстати, в преддверии 7 годовщины кризиса и при 7% населения края живущих за чертой бедности мантра про новые автобусы будет работать все хуже. Новые автобусы есть почти везде, а сейчас нужны «не шашечки, а ехать».

Операцию по «принуждению к повышению цены» мэрия провелав предельно жестком стиле «без получения ясно выраженного согласия от партнера». Грубо, хотя и эффективно. Даже понимая серьезную необходимость балансирования финансовой политики города и снова залазить в карман пермяку, от метода реализации остается явственное неприятное послевкусие того самого средневековья.

И реакция пермяков соответствует ситуации. Такое количество мата в соцсетях я видел только после решения о повышении пенсионного возраста (и поверьте его не забыли). Первые реакции Properm.ru проверила на полушуточном опросе в своем тг-канале на 8 тыс. подписчиков. По сути, нас интересовал только один ответ: сколько читателей сейчас готовы купить транспортные карты и проездные. Ответ: 10% из участников опроса. Самые популярные ответы: «поеду на своей машине» и, внимание, «пересяду на такси» — примерно по 25%. И мы еще не спрашивали про количество готовых «поехать зайцем». Да, конечно, эмоции схлынут, но вот во что они обратятся?

Так уже было с той же транспортной реформой. Ровно в том же стиле «мэрия в вакууме» разом поменяла маршрутную сеть. Возмущение было настолько велико, что следующие полтора года потратили на правки обратно, но не вернули пассажиропоток полностью (даже со скидкой на ковид).

Есть большое опасение, что подобную картину мы увидим в Перми в 2022 году. Люди массово изменят транспортное поведение: поедут «зайцем», пересядут на такси. Финансовые задачи не решатся. А кредит доверия новой мэрии и новой думе исчерпан и вообще ушел в красную зону. И будущие ковыряния, типа возврата бесплатных пересадок впечатления не исправят.

Что сейчас по логике делать «невакуумированной» администрации, которой надо наполнить бюджет и подтвердить тезис о лучшей модели проездных. В новой системе два тарифных «хита»: безлимитный проездной для льготников за 990 рублей и такой же безлимитный для обычных жителей за 1683 рубля. По словам директора департамента транспорта Анатолия Путина, сейчас на руках у пермяков 150 тыс. транспортных карт. Для удовлетворения всех потребностей нужно выдать/продать еще где-то полмиллиона. За 40 дней. Они есть? Мы их видим у каждого столба, в каждом магазине и автобусе? Развернута массированная рекламная кампания «Новый тариф лучше старых двух»? Предприятия города раздают карты сотрудникам? Может быть мы наблюдаем бесплатную раздачу карт пенсионерам через ТОСы, клубы и разносчиков пенсий? Увы, нет.

У книги о Ново-Китеже был такой по-голливудски открытый и несколько символичный для нас финал. Местные пассионарии покинули средневековье, сам город сгорел, а администрация «со товарищи» ушли еще дальше в тайгу. Дабы продолжить игнорировать реальность, культивировать бедность и отставание.

Но мы ведь не такие?

"