Posted 26 ноября 2021, 12:30
Published 26 ноября 2021, 12:30
Modified 2 марта 2023, 15:55
Updated 2 марта 2023, 15:55
Этикет он не только про пользование столовыми приборам, он про «как поступать «правильно» с точки зрения среды, в которой находишься. Свои своды неписаных правил есть и в сложной системе российской политики и госвласти. Давайте подобно ученым пронаблюдаем за случаями неаккуратного обращения с политическим этикетом. У нас в Перми есть два примера за две недели.
По российскому политесу в отношениях между исполнительной властью и парламентами, есть негласная, но понятная процедура, когда нужно провести неприятную реформу. Инициаторы предварительно организуют пусть и формальные, но публичные обсуждения, опросы, голосования. Депутаты выслушивают доводы властей, возражают, соглашаются, идут к избирателям. Ритуально (а иногда нет) принимают предложения народа, облекают в документы, доводят до инициаторов. Те выслушивают «чаяния», иногда идут на уступки. Официальная оппозиция тоже выполняет свою работу: протестует, пишет петиции, клеймит, возражает. После незначительных уступок (или даже без них) официально закрепляется ранее принятое решение.
Да, это ритуал. Но важный ритуал. Он позволяет всем выполнить свою работу и не «потерять лицо». Дает возможность не плодить обиженных и униженных, соблюдать баланс сложной многосторонней системы интересов, коей является российская (пермская, прикамская) власть.
Пермская мэрия в истории с повышением цен на проезд не последовала правилам. Мы увидели «не подобающее» с точки зрения сложившегося политического этикета поведение, поскольку объективной потребности в таком подходе не было.
Что в итоге? Для начала мэрию оставили один на один разбираться в этой социально сложной истории. Депутаты, которые обычно серьезно помогали администрации города в коммуникациях с пермяками, самоустранились. А ведь депутаты с многочисленными приемными, связями на «земле», ТОСами, советами ветеранов — сила. В отличие от мэрии, они профессионально «заточены» под работу с людьми, в коммуникациях администрация точно слабее. Что же касается перспективы, то наверняка между администрацией и депутатским корпусом будет меньше доверия, взаимопонимания. Это проявится.
И стоило это затрат времени и соблюдения скучных процедур? Неделя-две (да, даже месяц) отсрочки ничего бы не поменяли. Зато все бы выполнили работу, сохранили лицо и смягчили общую напряженность. Вполне допустимо говорить, что в данной ситуации соблюдение политического этикета сработало бы к общей пользе.
Еще один пример — история с перемещением Вячеслава Торчинского с должности министра культуры. По ряду причин министру пора было покинуть пост. Дело обыденное. Для чего в российском политесе существует объемный раздел «О правильном переводе крупного чиновника на другую работу». Никак не «на улицу», если явно не провинился — «не в территории» и «не на понижение». Следующая работа уходящего топ-чиновника должна соответствовать массе критериев в зависимости от успехов, неудач, связей. Первый вариант, который просочился в паблик — «Руководитель дирекции по строительству галереи» — вроде бы соответствует правилам. И пост важный, и задача серьезная, а то, что полномочий немного, так это как раз оценка отношения.
Но рядовая административная комбинация преобразовалась в нечто странное. Господин Торчинский возглавит ранее подведомственное (это, кстати, важно) учреждение ПГХГ, а директору госпоже Тавризян безальтернативно предложили уйти в замы. Оставим в стороне эмоциональную часть. Посмотрим на ситуацию с точки зрения того же политического этикета. Приличия нарушены: Вячеслава Торчинского понизили, Юлию Тавризян оскорбили, а потом свели вместе.
В этом составе и в соответствующем состоянии люди должны заняться одним из важнейших в Перми дел — переездом галереи. Эффективная команда из них получится? Кроме того, это случай может быть нехорошим сигналом. Что подумают руководители ведомств и подведомственных учреждений? Ведь одним из главных преимуществ госслужбы остаётся стабильность. Сложная система подбора должностей «с гарантией» при возможном уходе, существует не столько для «коррупционеров», сколько для защиты будущего чиновников, которые теряют положение из-за внезапной смены конъюнктуры. Многие наверняка задумаются, как эта система будет дальше работать в Прикамье?
И еще про будущее. Как сейчас будут работать кадровики? У нас нет очереди на госслужбу. Найти профессионала особенно на серьезные должности — та еще задача. Теперь у пермских госэйчаров на серьезный довод меньше. Ну и про пресловутый баланс интересов забывать тоже не стоит.
Можно сделать вывод, что и в этом случае проще было последовать неписаным правилам. Ломать засохшую провинциальную систему местечковых связей и интересов необходимо, иначе Пермь никуда не двинется. Но иногда этикет — это полезно.