Posted 2 декабря 2021,, 07:30

Published 2 декабря 2021,, 07:30

Modified 2 марта 2023,, 15:55

Updated 2 марта 2023,, 15:55

Цифровизация через кошелёк. Как реальность подталкивает пенсионеров к интернету

Цифровизация через кошелёк. Как реальность подталкивает пенсионеров к интернету

2 декабря 2021, 07:30
Олег Русских
Фото: 1MI
В Перми уменьшается количество точек, где жители могут заплатить за ЖКУ без комиссии. Перед пожилыми пермяками (а именно им сложнее всего перейти на онлайн оплату) стоит выбор: либо долго гулять по разным пунктам приёма денег, либо платить комиссии, либо все-таки уходить в цифровые способы платежей.

Несколько жителей микрорайона «Кислотные дачи» в Перми пожаловались на трудности с оплатой ЖКУ (письмо есть в распоряжении редакции — Properm.ru). Судя по заявлению, в микрорайоне почти одновременно закрыли пункт расчетно-кассового обслуживания (управлялся компанией «Инкомус») на ул. Суперфосфатная, 8 и почтовое отделение № 47 по ул. Колвинской,10. «После закрытия РКЦ, — сказано в обращении местного жителя, — для оплаты ЖКУ необходимо обращаться в отделение Сбербанка, так же далеко, по сравнению с тем, что десятки лет функционировало п/о № 47»

Генеральный директор АО «Инкомус» Александр Кормилин подтвердил закрытие пункта. По словам руководителя, это произошло из-за убытков: «В связи с отсутствием агентских договоров на прием платежей по квитанциям ресурсоснабжающих организаций ООО «НОВОГОР-Прикамье», ПАО Пермэнергосбыт, а также ОАО КРЦ-Прикамье АО ВЦ «Инкомус» вынуждено принимать эти платежи по субагентскому договору за крайне низкий процент вознаграждения, неся при этом бремя расходов. Деятельность по содержанию пункта приема платежей по ул. Суперфосфатная 8 оказалась убыточной. Вместе с тем, в связи с наличием устойчивого спроса на услуги по приему платежей (преимущественно со стороны лиц пенсионного возраста) АО ВЦ «Инкомус» продолжает обеспечивать функционирование пунктов приема платежей по мере финансовой возможности».

Грубо говоря, «Инкомус» заявляет, что со своих пунктов приема платежей ничего не получает. Те что работают хотя бы «в ноль» сохраняет, убыточные — закрывает.

Сервисы по непосредственному приему платежей за ЖКУ (в офисах, кассах и т.д.) в Перми предоставляют несколько групп бизнесов.

  • «Почта России» — традиционный для пожилых пермяков способ оплаты.
  • Банки. Здесь надо делить. «Сбербанк» до определенного момента по степени распространения и отсутствию комиссий логично равнялся по популярности почте. Но обязательства с банка сейчас сняты, как и с других банков. Этот бизнес для банков не основной и сейчас они изо всех сил уходят в онлайн.
  • Ресурсоснабжающие организации: «Тплюс», «Новогор», «Пермэнергосбыт»,
  • Расчетно-кассовые центры.

Все ресурсные организации так или иначе имеют офисы и пункты приема платежей, но их количество естественно никак не регулируется. Заплатить за электроэнергию очно без комиссии гарантированно можно в семи офисах ПАО «Пермэнергосбыт» на территории Перми. «Т Плюс» принимает платежи от населения по агентским договорам через пункты «КРЦ-Прикамье», «Инкомуса» и «Пермэнергосбыта». У «Новогора» в Перми — три пункта.

В официальных ответах пресс-службы всех РСО подчеркнули, что активно работают и развивают способы приема платежей удаленно. «Согласно закону, поставщик электроэнергии обязан обеспечить возможность оплаты без комиссии как в онлайн, так и в оффлайн-формате на территории присутствия с помощью собственных ресурсов — интернет-сервисов и пунктов приема платежей. При этом количество очных офисов остается на усмотрение компании. Можно вообще оставить один пункт приема на весь край, но так, конечно, никто не делает. Если офис востребован, он будет работать», — сообщили в ПАО «Пермэнергосбыт».

Что касается расчетно-кассовых центров, то в Перми у «Инкомуса» сейчас осталось 10 пунктов приема платежей. 15 штук есть у оператора «Центральная касса» (в Перми управляется ООО «Процессинговое агентство»). У КРЦ «Прикамье» — одна касса.

Отметим, что общая тенденция к сокращению количества пунктов оплаты касается всех: и не только в Перми, и не только операторов. Сокращение количества реальных офисов любых учреждений, в том числе платежных — общероссийский если не общемировой тренд. Развитость цифровых методов оплаты и коммуникаций, снижение числа клиентов, которые «ходят в офис ногами»; желание уменьшить расходы толкают участников рынка к сокращению отделений.

Но именно закрытие касс от РКЦ традиционно больше беспокоит пожилых жителей с низким уровнем дохода. Дело в том, что именно в РКЦ пенсионеры имеют возможно платить за весь пакет счетов по ЖКУ без комиссий. Почему так?

Кто будет платить за платежи?

До 2020 года поставщики коммунальных услуг имели возможность вносить комиссию за оплату в расходы или в тариф. В частности некоторые РСО прямо обязывались обеспечить возможность платить за собственные услуги без комиссии на почте и «Сбербанке». Конечный получатель ЖКУ в каких-то случаях не платил эту комиссию прямо, но банк ее получал за счет компаний. РСО, например, компенсировал такие платежи в следующем году через новые тарифы. Иногда УК просто вставляли комиссию прямо в квитки. Но затем вступило в силу постановление Правительства РФ, запрещающее поставщикам коммунальных услуг включать в тариф комиссию за проведение платежей. Комиссия «вылезла» наружу.

Теперь комиссии за оплату в кассах берут и «Почта России», и банки. С офисами ресурсоснабжающих организаций ситуация разная. Платежи за свои услуги они, конечно, принимают без всяких комиссий. А вот с «чужими» каждый обходится в меру собственной бизнес-политики. Кто-то не берет на себя платежи других РСО и УК, кто-то берет с комиссией, кто-то без комиссий, но по отдельному списку. Разобраться можно только в конкретных офисах конкретных компаний. Расчетно-кассовые центры стоят особняком. Работа с платежами и расчетами их бизнес, комиссии с физлиц они не берут. И в этом их преимущество по сравнению с банками, почтой и РСО. Но как мы видим, и РКЦ вынуждены уменьшать количество пунктов приема платежей.

Итак, сегодня пермяк, желающий заплатить без комиссии наличными деньгами (или картой, но в кассе) может либо пойти/поехать в ближайший офис РКЦ («Инкомуса» или «Центральной Кассы») или объезжать офисы РСО и УК, что бессмысленно с точки зрения экономии и затратно по времени и физическим усилиям. Все остальные варианты — дополнительный платеж за платежные услуги.

Возможны ли изменения? В апреле 2021 года Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект, запрещающий взимать с абонентов комиссию за перечисление платежей по жилищно-коммунальным услугам. Однако очень многие выступили против принятия документа в таком виде. Главный вопрос: а кто тогда будет платить? Против были банки, но и те же самые РКЦ. Если комиссию за их услуги взимать будет нельзя, они, вероятно, просто закроются. Потеряет и «Почта России», причем очень солидные суммы. Так или иначе, но второе чтение закона так пока и не состоялось.

Второй вариант: организовать некое единое платежное пространство в рамках Перми. Именно такой вариант предлагает Александр Кормилин. Однако основа такого сотрудничества не очень понятна. Другие опрошенные Properm.ru участники рынка не дали четкого ответа на вопрос о возможности создании некоего общего «безкомиссионного» пространства. Понятно, что возвращаться к системе неких перекрестных платежей возвращаться никому не хочется. Но как это наладить? Возможно, неким медиатором процесса сумеют стать краевые власти.

В этой ситуации пермским пенсионерам видимо остаётся только один выход: принимать новую интернет-реальность, несмотря на возраст и привычки.

"