Posted 31 декабря 2021,, 09:00

Published 31 декабря 2021,, 09:00

Modified 2 марта 2023,, 15:46

Updated 2 марта 2023,, 15:46

Взлет разрешен. Пермскому Деду Морозу дали 100 миллиардов на новый самолет

Взлет разрешен. Пермскому Деду Морозу дали 100 миллиардов на новый самолет

31 декабря 2021, 09:00
Ольга Седурина
Фото: Виктор Михалев для Properm.ru
Наверное не случайно на взлетающем МИГе в конце главной улицы Перми накануне 2021 года появился Дед Мороз. И за ближайший год важно если не физически, то ментально поменять военный самолет на новый — гражданский.
Сюжет
Колонка

Протяженность Комсомольского проспекта в Перми 3,6 километра. Самое то расстояние — для взлетно-посадочной полосы. И пусть мы уже никогда не узнаем точно, была ли именно ВПП прообразом «сталинского поселка»/«тихого Компроса» для генерал-майора технической службы Анатолия Солдатова или это одна из городских легенд. Но почти прямая улица с широким сквером посредине и сигнальными огнями фонарей стала знаковой для города и символом его развития к 300-летнему юбилею.

Как бы мы не хотели, но суеверное человечество от языческих истоков и до атеистического настоящего ментально зависимо от знаков и образов. И именно развитие моторостроительного комплекса и участие в нем эвакуированного в Пермь Московского агрегатного завод № 33 во главе с Анатолием Солдатовым создало запоминающийся образ нашего города. Первый широкий проспект с современными жилыми домами надолго стал символом для урбанистов и архитекторов Перми.

Исключительно личный и не экспертный взгляд — с начала перестройки в Прикамье прекратилось реальное собственное развитие. Промышленные предприятия приватизировались и дробились. А моторостроительный комплекс, уже в двухтысячных и вовсе перешел под чужеземный контроль. Вот и получается, что пермские конструкторы не смогли до последнего исторического периода создать ничего собственного.

И это неизбежно сказалось на городском пространстве — почти идеальная архитектура Комсомольского проспекта обросла «золотыми зубами» дикого капитализма. То здесь, то там, без учета законов урбанистики появлялись высотки и безобразные человейники, забирая у пермяков перспективу проспекта и небо за окнами. В период неопределенности в экономике Компрос почти утратил свои взлетные характеристики для Перми — вместе с пермскими моторами.

Но пермская знаковая система — штука жесткая, и проявила себя уже в новом экономическом периоде. Поэтому странным было бы назвать случайностью, что проект реконструкции Компроса начали разрабатывать одновременно с получением первого с прошлого тысячелетия заказа на разработку нового двигателя ПД-14. Пермского и перспективного. Именно в 2017 году, когда городские власти согласовывали подходы к капремонту центральной улицы Перми, пермское конструкторское бюро «Авиадвигатель» получило первые 4 млрд рублей на разработку нового двигателя от «Объединенной двигателестроительной корпорации». Случайность? Не думаю.

В этой цепи знаков и событий становится очевидным, почему почти 100 млрд рублей федеральный бюджет направит не в казну Прикамья в подарок к 300-летию Перми. Регион от визита правительственной делегации с Михаилом Мишустиным во главе поимел 2,95 млрд рублей. Деньги пойдут на взлет и моторы для него, потому что после 25 лет сырьевой экономики наконец стало очевидным — вкладывать нужно туда, где есть максимальное ускорение. Как и при Анатолии Солдатове — первым делом — самолеты, ну а праздники — а праздники потом.

В этом векторе рассуждений становится понятна система координат Перми. Где временная ось — подобна взлетке Компроса, а оси развития — это наши сверхконкурентные возможности и способность учиться и думать. В этой парадигме мы сможем расти вперед и ввысь — в сторону привычной колокольни художественной галереи и вперед, за Каму, где счастье не за горами.

И таких векторов у Перми снова может стать много. По улице Уральской, к Моловилихе с ее заводами, которые не стоило и не нужно разменивать на культурные пространства. По улице Ленина (до революции — Покровской) — в сторону университета, который должен и может снова стать классическим и безопасным. Потому что придуманные еще до Маркса законы развития никто не отменял. Работа сделала из обезьяны человека, а работа с добавленной стоимостью, то бишь в несырьевой экономике — человека разумного и не инфантильного.

Чем дальше мы сможем правильно считывать знаки, тем грамотнее и разумнее будем им следовать. И только тогда мы сможем повторить — как не пафосно это звучит — подвиг Солдатова и создать прекрасную Пермь будущего. Именно в том проекте, который полетит. Только в этом мне видится одно но: на старте разбега по взлетке Компроса должен быть уже не военный МИГ, а мирный гражданский лайнер. Хватит с нас бронепоездов.

"