Posted 12 января 2022,, 06:32

Published 12 января 2022,, 06:32

Modified 2 марта 2023,, 15:45

Updated 2 марта 2023,, 15:45

Пермяки часами стоят в очередях за проездными, в автобусах все зависло. Кто в этом действительно виноват?

Пермяки часами стоят в очередях за проездными, в автобусах все зависло. Кто в этом действительно виноват?

12 января 2022, 06:32
Олег Русских
Фото: Properm.ru
Первые дни после повышения цен на проезд и внедрения новой системы оплаты в общественном транспорте Перми ожидаемо превратились в бардак. Пермские пассажиры не потрудились заранее купить транспортные карты. Мэрия, в свою очередь, не сделала ничего, чтобы облегчить льготникам переход на новую систему. В итоге получили очереди в пунктах продажи карт и сбои в системе оплаты.

Вы в Инстаграм губернатора пишете? — крупная женщина за пятьдесят неожиданно ловко вывернулась из плотной очереди в кассу выдачи транспортных карт — Вы напишите, как мы здесь стоим. Я вчера стояла 2 часа не успела, сегодня сюда приехала и здесь уже больше часа стою…

— А «Центральная касса», а почта?

Так они ж в шесть закрываются. А на Почтамте я была, там еще больше народа.

На часах 18:10, заканчивается второй день добровольно-принудительного перевода пермяков на систему транспортных карт. В предбаннике и зале операционного отделения «Почтобанка» на ул. Ленина, 68 вытянулся длинный хвост желающих выкупить транспортную карту. По словам тех, кто близко к вожделенному окошку кассы, ждут они час-полтора.

Очередь двигается медленно. Все пришедшие — льготники. Деваться им некуда. В списке пунктов продажи проездных 44 точки на всю Пермь. Примерно половина работает до 18 часов. Часть до 19. Вечером на весь город работают только две точки — Почтамт и то самое отделение «Почтобанка» на Ленина 68. И вечером 11 января происходящее в них более всего походило на поздний СССР.

Для льготников пермская мэрия не изобрела никаких иных способов купить льготные проездные, кроме как со всеми бумажками лично идти в пункты выдачи карт. Для обычного пермяка предусмотрели и цифровые методы, но студенты, школьники, пенсионеры, многодетные — должны прийти лично. «Госуслуги», ТОСы, разносчики пенсий, школьные карты, студенческие профкомы — это для другой реальности. В Перми муниципалитет свято бережет каждую копеечку, всякое право на льготу должно быть трижды проверено и подтверждено лично. В очереди.

По нашей информации, если 10 января 2022 года очереди в разных точках продажи карт были не критичные, то 11 января ситуация стала хуже. Можем предположить, что к пенсионерам и части студентов добавились школьники или их родители. Дело в том, что большая часть школ начала работать после каникул с 12 января, вот родители и бросились покупать проездные для детей. Читатели вчера сообщали, что столкнулись с проблемами при получении карт в разных пунктах в центре Перми. Описывали очереди на ул. Революции,7, ул. Пермской, 230. Причем, по некоторой информации на ул. Революции, 7 в какой-то момент закончились транспортные карты для льготников, и очередь ждала подвоза следующей партии. Сигналы об очередях есть из всех районов Перми, о нехватке карт из Орджоникидзевского и Мотовилихинского районов.

Понятно, что массу проблем пермяки создали себе сами. О повышении цен и необходимости покупать транспортные карты, чтобы потом получить льготные тарифы было известно с 15 ноября 2021. Да, мэрия провела, мягко говоря, малоактивную информационную кампанию, но за муниципалитет работу сделали медиа. Но пермяки не стали торопиться. Старушка из очереди на Почтамте на вопрос: «А что же вы раньше то не пошли?», выдала наверное самый распространенный для города вариант: «Так сначала-то как-то не собралась, а потом уже и праздники. А в праздники ж ничего не работает».

Отметим и еще один момент. Вместо того чтобы позволить людям заранее купить не только карты, но и новые проездные, эту возможность муниципалитет активировал только 9 января в полдень, то есть менее чем за сутки до вступления в силу новых правил и цен на проезд. Так же администрация города не предпринимала никаких мер по массовому распространению карт через иные источники, кроме имеющихся пунктов продажи. В конце ноября 2021 года на круглом столе начальник департамента транспорта Анатолий Путин заявил, что не ждет взрывного спроса на транспортные карты. Чиновник отметил что на руках у жителей Перми 150 тыс. транспортных карт, ещё 50 тыс. находятся в пунктах выдачи, и есть финансирование на изготовление ещё 100 тыс. карт. То есть 300 тыс. всего. И этого должно хватить: «Мы считаем, что этого количества достаточно с учётом того, что покупать физический пластик не надо».

При этом за первый день действия новой системы по данным самого департамента продали более 2 тыс. гражданских проездных и более 3 тыс. льготных. Получается, что сейчас пропускная способность пунктов всех пунктов продажи в Перми — 5 тыс. штук в день. Значит для удовлетворения спроса, о котором говорил господин Путин потребуется месяц. И это если департамент не проспит необходимость дозаказать следующую партию.

Отметим что кроме проблем с картами в первые дни были сложности с оплатой. Часть из них признали в Гортрансе. Что встречалось чаще всего? При пересадке вместо 17 рублей с карты списывали 33 рубля, на валидаторе «не читался» проездной, не срабатывали транспортные карты.

Как оказалось не готовыми оказались не только пункты продажи, но система оплаты. По заявлению Гортранса, «некоторые валидаторы не успели обновить программное обеспечение», «часть валидаторов может получить информацию о подключенном тарифе позже остальных». То есть пермская система настолько продвинута, что валидаторы обновляют программное обеспечение и получают информацию о тарифах «по велению души»? Конечно, давно казалось, что с нашей системой электронной оплаты в транспорте что-то не так, но подумать что «Скайнет» начнет свой победоносный поход из пермских автобусов, мы не могли.

Есть проблемы с приложением «Проездной 59». Система явно не выдержала нагрузки. Корреспонденты Properm.ru пытались зарегистрироваться в приложении, но письмо с подтверждением аккаунта так и не пришло. О том же сообщают читатели.

Если подвести итоги первых двух дней работы новой системы оплаты, то они закончились предсказуемым (и даже предсказанным) провалом. Пермяки отложили решение всех вопросов на последний момент, и когда клюнул транспортный петух, столь же предсказуемо возмутились и встали в дикие очереди.

Что же касается мэрии, то опять же совершенно предсказуемо, чиновники не сделали ни одного лишнего движения. Да и необходимые сделали не до конца. В итоге сбои в системе, очереди в пунктах продаж и много (очень много) «зайцев».

И напоследок. В день повышения и начала очередного бардака администрация с гордостью сообщила, что Пермь вошла в число победителей конкурса «Город, где хочется жить» в номинации «За повышение качества, обеспечение безопасности и доступности услуг городского пассажирского транспорта».

К массовым поздравлениям, конечно, присоединяемся.

"