Posted 27 января 2022,, 02:30

Published 27 января 2022,, 02:30

Modified 2 марта 2023,, 15:43

Updated 2 марта 2023,, 15:43

Активисты и чиновники обсудили бардак вокруг транспортной реформы в Перми. Они пришли к чему-то?!

Активисты и чиновники обсудили бардак вокруг транспортной реформы в Перми. Они пришли к чему-то?!

27 января 2022, 02:30
Олег Русских
Фото: Properm.ru
Если честно, разговор напоминал модернизированный вариант притчи о слоне и слепых. В роли слона выступила обстановка внутри и вокруг общественного транспорта. Чиновники в общественном транспорте не ездят, и как слепые, понимают его опосредованно (через бумаги и данные). Общественники транспорт видят, но как немые, внятно описать не могут. В итоге стороны не достигли понимания, хотя и старались услышать друг друга.

«Работа адова будет делаться и делается уже…»

Разговор начался традиционно: с доклада руководителя департамента транспорта Перми Анатолия Путина. Анатолий Алексеевич был традиционно подкован в цифрах и уверен в себе. Локомотив выступления чиновника гладко прокатился по традиционным рельсам. История вопроса, большие успехи (обновление автобуса, безналичная оплата, безопасность), неизбежные небольшие недостатки, с которыми уже работают. Ну и, конечно, оптимизм, оптимизм и еще раз оптимизм.

Что интересного? Анатолий Путин впервые озвучил цифры сравнения пермского пассажиропотока в 2021 году с допандемийным 2019 годом. Получилось, что пермский общественный транспорт потерял 17% пассажиров. Общее количество ездящих сократилось с 224 млн в год, до 192 млн. Руководитель дептранса объяснил это исключительно пандемией, но не реформой.

Логичность довода вызывает вопросы. Начиная с обоснованности самой цифры пассажиропотока за 2019 год, поскольку тогда она была прогнозной, а не проверенной измерениями. Кроме того, с самого начала реформы объем транспортной работы уменьшили на 15%. И если судить по всем последующим действиям, мы бы назвали основной причиной возможного снижения пассажиропотока «ухудшение доступности общественного транспорта».

Отчасти этот тезис подтвердил и сам руководитель отрасли. По словам Анатолия Путина, в гортранс в основном обращаются с тремя претензиями: переполненные автобусы, неудобство пересадок, нарушения графика движения. Вместе с повышением цены, что это как не ухудшение доступности? Неудивительно, что люди выбирают другие способы передвигаться по городу, тем более, что есть реальные альтернативы.

С пересадками и графиками чиновники «будут работать и работают в ежедневном режиме». Что же касается переполненного транспорта, то предложенное решение вызывает некоторое удивление. Господин Путин пояснил, что с 2025 года (когда закончатся нынешние контракты) департамент планирует выпускать в рейсы не просто большие, а особо большие автобусы (неужто «гармошки»?). Из этого логично следует, что до 2025 года решить проблему могут только пермяки, отказывающиеся от автобусов, чтобы освободить их для оставшихся.

Всё было неплохо, пока не стали улучшать

После начальника дептранса выступили представители общественности. Член ОНК Оксана Асауленко, сначала попыталась выяснить детали «далекого» прошлого аж 2018 года: дотации и компенсации частным перевозчикам, нюансы закупок новых автобусов и прихода в Пермь московских компаний. Вместо формулирования позиции пассажиров и аргументации участники услышали множество мелких вопросов, раздробление темы, уход в детали прошлых лет. Модераторы дискуссии Олег Ганин и Надежда Агишева объяснили, что здесь все-таки не заседание центра помощи несчастным перевозчикам, а скорее пассажирам. Госпожа Асауленко продолжила эмоциональным спичем. Справедливо продекларировала общий бардак в отрасли по отношению к пассажиру, но предложений не сформулировала, а много раз задала вопрос: «Почему?». Хотелось разнообразить ее более традиционными российскими вопросами: «Доколе?», «Cui bono? « и «Как нам реорганизовать Рабкрин?»

Председатель РОО «За права многодетных» Людмила Елтышева собрала отклики пассажиров. Участники круглого стола услышали про переполненные автобусы 77-го маршрута, многочисленные сбои в системе оплаты, невозможность вернуть деньги после ложных списаний. По словам госпожи Елтышевой, она «впервые за многие годы видит как автобусы вынуждены не сажать никого на остановках, потому что забиты до предела».

Часть претензий чиновники отвергли словами «жалобы по этому вопросу немногочисленны», часть — «что работают над ситуацией». Что же касается одного из главных доводов против повышения цен: «Раньше человек ездил за 24 рубля с пересадкой, а теперь вынужден платить за то же самое от 50 до 66», то здесь высказался вице-мэр Эдуард Хайруллин. Куратор транспортной отрасли снова повторил тезис о дешевизне проезда для тех, кто ездит постоянно, подкрепив его ценами на проездные. Чиновники подготовили сравнительную таблицу с ценами на безлимитный гражданский проездной в некоторых городах страны. Согласно этой таблице, Пермь дешевле всех. «Нам для лучшего администрирования выгодно, чтобы покупали проездные», — подчеркнул господин Хайруллин.

Но вот закончил вице-мэр неудачно: «Мы три месяца говорили: «Покупайте проездные». А 10 января все равно очереди». Увы, не удержался, произнес чиновничье любимое о том, что «народишко подвел». Позволим себе напомнить, что за три месяца до 10 января 2022 года про повышение тарифов если и знали, то только в недрах мэрии. Что же касается готовности к очередям, то сами чиновники в конце ноября 2021 года заявляли, что какие-то особенные меры не нужны. На вопрос о массовом довыпуске и столь же массовом распространении транспортных карт, Анатолий Путин тогда отметил что взрывного спроса не ждет.

Как известно, отсутствие подготовки привело именно что к взрывному спросу, очередям в пункт продажи транспортных карт и массовому недовольству. Мэрия с опозданием пошла на меры, которые напрашивались с самого начала. Для учеников теперь оформляют транспортные карты прямо в школах. И, как заявил на круглом столе Эдуард Хайруллин: «Со следующего месяца мы будем продавать транспортные карты прямо в транспорте». По словам вице-мэра, карты будут предоплаченные. Продавать будет водитель.

Что же касается двойных списаний денег, несрабатывания валидаторов, то здесь, увы, внятного ответа для участников круглого стола не прозвучало. Мутная ситуация с правами на программы, странными отношениями между ведомствами, разработчиками, банками пока никак не разрешилась. Подпорка в виде платежей по QR-коду через приложение «Проездной 59» явно не способна удовлетворить всех пассажиров, особенно старшего поколения.

Затем дискуссия окончательно ушла в сторону. Руководитель местного отделения «Городских проектов» Ростислав Толмачев озвучил известную аксиому, что транспорт тем дешевле, чем больше он ездит и чем меньше стоит. А это значит, по мнению господина Толмачева, что приоритет общественного транспорта должен быть неоспариваемым. Впрочем, иного тезиса, кроме как «автомобили, вон с Земли» от урбанистов ждать и не приходилось. На этом и разошлись.

Что дискуссия состоялась — хорошо. Что железобетонную уверенность администрации Перми в своей правоте способны поколебать только столь же железобетонные доводы (и то не всегда), пермские общественники, как кажется, за период ковида успели забыть. Эмоции хорошо собирают лайки в соцсетях, но плохо работают как аргументы. Тем более, если они не подкреплены знанием матчасти.

Что же касается собственно положения дел в пермском транспорте, то разговор еще раз подтвердил: сейчас с точки зрения пассажира в отрасли бардак, который не стоит 33 рублей за поездку. Вопрос с переполненными автобусами мэрия думает решать только с 2025 году. Сбои в платежной системе продолжаются и будут продолжаться. Вопрос неудобства пересадок может решаться только постепенно. С расписанием действительно работают, но добиться четкости при жестких ограничениях на количество машин на маршруте все равно не возможно. С картами действительно есть подвижки, но кризис не миновал.

Что можно сделать? Все-таки пойти на затраты и максимально распространить льготные транспортные карты среди пенсионеров. Это резко снимет напряжение. Найти пусть временное, пусть административное, но решение для двойных списаний и несрабатывание валидаторов. Пассажиры не должны испытывать проблемы, терять деньги и получать штрафы по чужой вине. И уж конечно, пока не решатся эти вопросы, снять с рассмотрения вопрос о повышении штрафов.

"